Доклад на тему "Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке".
статья по зож на тему

Бабайкина Ирина Васильевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sdorovesberezheniya_puti_ee_resheniya_na_uroke.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

Доклад на тему:

 

«Проблема здоровьесбережения: пути ее решения на уроке».

                           

                            Доклад подготовила:

                                         Бабайкина И. В., учитель начальных классов              

2012 - 2013 учебный год

     Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в I класс приходит только около 10 % здоровых детей, а количество здоровых выпускников ежегодно составляет не более 2%.

Говоря о здоровьесбережении в учебном процессе, Т.Ф. Орехова отмечает взаимообусловленность здоровья учителя и детей: учитель — одна из ведущих составляющих здоровьесберегающего образовательного пространства; здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя; личность и жизнь учителя для учащихся —
модель и образец пути сохранения здоровья, а следовательно, нравственности и мудрости.

Здоровый учитель — это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно-позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Всё, исходящее от педагога (слово, жест, мимика и т.д.), определяется позицией «принять, понять, поддержать». Кроме того, здоровый учитель — тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Это требует изменения логики и способов изложения учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения.

Можно предложить некоторые пути сохранения  здоровья учеников начальной школы в рамках урока.

Во-первых, важным является комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, создает благоприятный социально-психологический климат. Е.Н. Щуркова рассматривает социально-психологический климат как «устойчивый ансамбль социально-психологических отношений, выступающих как отношенческое пространство, в котором разворачивается индивидуальная деятельность, и характеристики которого определяют самочувствие школьника и качество его деятельности и в итоге определяют его личностное развитие».

Во-вторых, необходимо начинать и заканчивать каждый урок с рефлексии как обязательного анализа учащимися собственного психического состояния, эмоционального настроения.

В-третьих, объяснение нового материала» должно опираться на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения.

В-четвертых, включение в каждый урок психофизиологических разрядок и физических упражнений полезно для психофизической разгрузки учащихся и учителя.

Отечественными и зарубежными учеными разработано много методик психофизической разгрузки. Предлагаем наиболее простые и доступные комплексы психофизических упражнений, которые можно использовать на уроках и начальной школе для снятия зрительного напряжения, восстановления умственной работоспособности, создания благоприятного социально-психологического климата.

Отметим, что данный комплекс апробирован и активно используется на уроках и внеклассных занятиях в начальных классах.

I. Упражнения для снятия общей усталости.

Если у вас заболела шея... Заложите руки за  голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Если устали руки... Поднимите их до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцем, подавливайте ладонями (одна на другую).

Если устали плечи... Крепко обопритесь руками о сиденье стула и, выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. В таком положении нужно поочередно поднимать правую, а потом левую ногу.

Если отекают ноги... Откинуться на спинку стула, подняв повыше согнутые в коленях ноги, подвигать ими.

II. Упражнения для глаз.

Физическая зарядка для глаз.

  1.  Плотно закрывать и широко открывать глаза 5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд.
  2.  Посмотреть вверх-вниз, вправо-влево, неповорачивая головы.
  3.  Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения выполняются сидя 3-4 раза с интервалом 1-2 минуты.

Продолжительность до 10 минут. Эти упражнения хорошо снимают умственную утомляемость, увеличивают бодрость, укрепляют окологлазные мышцы, сохраняют упругость кожи.

Для утомленных глаз. Упражнения выполняются сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем их открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

Быстрые моргания в течение 1-2 минут.

Стоя, смотреть перед собой 2-3 секунды, поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Те, кто в очках, выполняют это упражнение, не снимая их.

Сидя, закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев 1 минуту. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1-2 секунды снять пальцы с века. Повторить 3-4 раза.

III. Комплексы упражнений для «Минуток здоровья».

Упражнения проводятся в проветренном помещении. Необходимо ослабить поясок и расстегнуть воротничок.

А) 1. «Вырастем большими» — руки в стороны — вверх, подняться на носки, потянуться, через стороны руки вниз, опуститься на всю ступню.

2. Выдохнуть, задержать дыхание и во время задержки дыхания прятать глазами, стараясь увидеть самые дальние точки.

  1.  «Перекаты» на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги.
  2.  Массаж точки «ума» в центре лба.

Б) 1. «Цветок» — руки в «замке» за головой, опустить голову на грудь, затем медленно раскрываться навстречу солнышку, слегка прогнуться назад и вновь «закрыться».

  1.  «Кружочки для памяти»  — нажимать большими пальцами на все остальные пальцы рук.
  2.  Выдохнуть, задержать дыхание (закрыть нос двумя пальцами) и попрыгать, на счет 10 - отпустить дыхание, сделать резервный выдох
    через нос и медленно неглубокий вдох.
  3.  Массаж точки в затылочной ямке.

В) 1. «Пальма» — не отрывая пяток от пола, потянуть руки - «ветки» вверх, покачать на ветру, опустить. Тянуться с усилием.

  1.  Посмотреть вдаль — спокойный вдох, на выдохе посмотреть на кончик носа, задержать дыхание. Затем резервный выдох, и на вдохе опять смотреть вдаль.
  2.  «Хлопушки» — прогнуться назад, - хлопок над головой, присесть — хлопок перед собой.
  3.  Хорошенько растереть лоб. После точечного массажа сделать «сброс».

Г) Рекомендации для окончания урока. Любой урок заканчивать:

  •  потягиванием;
  •  «умыванием лица» теплом близко поднесенных к лицу рук;

—        «выбрасыванием» усталости.

Глобальность проблемы здоровья человека и человечества как важнейшего условия сохранения жизни на земле требует причастности к ее решению всех общественных институтов и в первую очередь общеобразовательной школы, которая на современном этапе развития общества является практически главным инструментом целенаправленно организованного формирования личности. Если учитель понимает и принимает ценность здоровья ребенка для его становления как личности, то он оценивает свое преподавание с позиции того, насколько улучшается состояние ребенка к концу урока. В равной степени это относится к учителю начальных классов.

Осознание педагогической общественностью нашей страны необходимости сбережения здоровья учащихся ставит перед начальной школой задачу сохранения и становления здоровья младших школьников в ходе образовательного процесса.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на педчтении «Проблемы воспитания и обучения детей в условиях школы-интерната и некоторые пути их решения»

В своем докладе я описала трудности с которыми столкнулась при работе с детьми и некоторые пути их решения....

Доклад по теме: Проблемы снижения качества образования и пути их решения.

Доклад и презентация на тему:Проблемы снижения качества образования и пути их решения.Можно использовать на ШМО....

Доклад об элементах здоровьесбережения на уроках

Доклад к Всероссийской конференции "Элементы здоровьесбережения на уроках в начальной школе" (из опыта работы)...

Доклад «Школьные конфликты: виды, пути, решения».

В докладе говорится о разнообразии школьных конфликтов и способах их решения....

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"

Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения"...

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения."

Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем  возрасте и пути их решения."...