Доклад по теме: Проблемы снижения качества образования и пути их решения.
статья (3 класс)
Доклад и презентация на тему:Проблемы снижения качества образования и пути их решения.Можно использовать на ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад к презентации | 21.04 КБ |
Презентация по теме | 656.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Причины снижения качества образования и пути их преодоления»
1. Повышение качества образования как непрерывный процесс
Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования.ение качества и доступности обучения. А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал.
Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. Родители учащихся пока еще не всегда готовы к диалогу в рыночном мире образовательных услуг. Педагоги должны помочь родителям научиться формулировать реальный заказ – это будет еще одним шагом к решению вопроса повышения качества.
Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность.
Педагоги школы определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое. При этом, соотнося цену и качество, получаем: низкое – недорогое, удовлетворительное – приемлемое, высокое – дорогое. Соответственно и школу, и педагога можно тоже отнести к тем или другим по уровню качества.
Слайд №3
Высокое качество образования это:
1) отличная материально-техническая база;
2) высококвалифицированные кадры;
3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;
4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;
5) успешность выпускников в жизни;
6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.
2. «Что такое качество образования и как его оценивать» ?
Что же считается качеством образования, какие показатели позволят его измерить, сравнить, оценить? Поскольку в связи с вариативностью образования существуют разные подходы, педагогические модели, которые различаются и по содержанию, и по целям, и по формам, методам обучения, и по представлению о результате, то соответственно в этих разных подходах будут различаться и представления о качестве образовательного процесса. Так, в традиционном подходе основным показателем качества будет уровень усвоения содержания образования, то есть наличие у учащихся знаний, сформированность умений и навыков.
Слайд №4
Соответственно, показателями качества образования в школе можно считать:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;
2) сформированность общеучебных умении и навыков;
3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;
4) психологическое состояние учащихся в школе;
5) воспитанность учеников.
Показатель воспитанности учащихся по значимости должен быть вообще на первом месте.
Слайд №5
Итак, попытка изучения качества образования приводит к определенным выводам:
1) необходимо выделить показатели, значимые для данной школы, а также искать способы их диагностики (в условиях
существования вариативности образования единых показателей качества не может быть);
2) изучение качества образования в конкретном учебном заведении не дает однозначного ответа низкое оно или высокое;
3) изучение качества образования самим педагогическим коллективом позволяет четко увидеть те элементы и направления образовательного процесса, которые необходимо совершенствовать.
На сегодняшний день существуют 3 формы или системы обеспечения качества:
1) инструкции, предписания и проверки;
2) исследования сравнительных достижений учащихся .
3) обеспечение развития качества через школьную программу. Последняя модель наиболее прогрессивная, ведь работая над качеством, мы двигаемся от фиксации наличного состояния к школьной программе, определяем конкретные шаги по ее реализации и поиску конкретных инструментов для данной работы.
3. Причины снижения качества образования
Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Слайд №6
Учащиеся объясняют неуспеваемость:
- наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
- сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
- профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
- школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
- родители плохо помогают детям в учебе;
- программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
- недоступность программы, ее сложность;
- высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
- недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Все дети разные и попытки школьных учителей подвести их под общий знаменатель довольно часто оканчиваются неудачей. Именно поэтому то, что ребенок плохо учится, еще не является свидетельством отсутствия у него способностей и талантов, а говорит всего лишь о том, что ему трудно справляться со школьной программой. Причем, довольно часто сложности заключаются не только в неспособности ребенка учиться, как все, но и в качестве преподавания, умении педагога заинтересовать школьника, вызвать интерес к преподаваемому предмету.
4. Пути повышения качества образования
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Слайд №7
Составляющие качества образования:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:
• целеполаганием учащихся;
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Слайд №8
Методическая работа в школе:
- следование традициям и внедрение новации;
- повышение компетентности учителя;
- освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
- определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
- выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
- накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
- организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
Слайд № 9
Целевые направления:
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Слайд № 10
Задачи:
- обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
- формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
- организация взаимодействия учителей, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
- Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Слайд № 11
Технологии и методики, применяемые в школе:
- технология личностно-ориентированного образования;
- технология уровневой дифференциации;
- технология игрового обучения;
- технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
- проектная деятельность;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии.
К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью.
Слайд № 12
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
- использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
- продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
- активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) отличная материально-техническая база; 2) высококвалифицированные кадры; 3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс; 4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги; 5) успешность выпускников в жизни; 6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их. Высокое качество образования это:
1) уровень знаний, умений и навыков учащихся; 2) сформированность общеучебных умении и навыков; 3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом; 4) психологическое состояние учащихся в школе; 5) воспитанность учеников. Показателями качества образования в школе можно считать:
1) необходимо выделить показатели, значимые для данной школы, а также искать способы их диагностики (в условиях существования вариативности образования единых показателей качества не может быть); 2) изучение качества образования в конкретном учебном заведении не дает однозначного ответа низкое оно или высокое; 3) изучение качества образования самим педагогическим коллективом позволяет четко увидеть те элементы и направления образовательного процесса, которые необходимо совершенствовать. На сегодняшний день существуют 3 формы или системы обеспечения качества: 1) инструкции, предписания и проверки; 2) исследования сравнительных достижений учащихся ТИММС и ПИЗА; 3) обеспечение развития качества через школьную программу. Последняя модель наиболее прогрессивная, ведь работая над качеством, мы двигаемся от фиксации наличного состояния к школьной программе, определяем конкретные шаги по ее реализации и поиску конкретных инструментов для данной работы. Вывод:
Учащиеся объясняют неуспеваемость: наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями; сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса; профессиональной некомпетентностью учителей. Учителя считают, что: школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.; родители плохо помогают детям в учебе; программы обучения слишком сложны. Родители называют такие причины: недоступность программы, ее сложность; высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся; недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие. Причины снижения качества образования
качество обученности школьников по образовательным областям; качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Пути повышения качества образования.
следование традициям и внедрение новации; повышение компетентности учителя; освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий; определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция; выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся; накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио ; организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся. Методическая работа в школе:
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений; обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне; создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования; обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий; совершенствование материально-технической базы школы. Целевые направления:
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта; формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового школьника; создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса; организация взаимодействия учителей, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом. Задачи:
технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Технологии и методики, применяемые в школе:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма; активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет. Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"
Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?...
Снижение качества образования в начальной школе
Снижение качества образования яляется на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в начальной школе...
«Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования»
На наш взгляд, одним из инструментов решения проблемы повышения качества образования является использование «Карты готовности к школьному обучению». Карта позволяет осуществлять...
Проблемы преемственности образования и пути их решения.
Проблема преемственности между уровнями дошкольного и начального школьного, а также начального школьного и основного общего образования ищет своего разрешения. Актуальна она и в наше время. Пост...
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения....
Проблемы преподавания рисования в дополнительном образовании и пути их решения
Целью занятий по предметам в области изобразительного искусства, как в основном, так и в дополнительном образовании является формирование творческой личности учащегося, приобщение его к достижениям ми...