Образовательная программа "Семь шагов к своему здоровью"
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Программа «Семь шагов к своему здоровью» представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_shagov_k_svoemu_zdorovyu.docx | 53.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Назаровский детский дом № 1»
Принято на заседании методического совета № 1 от 10 сентября 2014 года | Директор КГКОУ «Назаровский детский дом № 1» ___________Г.А. Козлова «____»___________2014 г. |
Образовательная программа
«Семь шагов к своему здоровью»
Автор – составитель:
воспитатель: Иванова Н.С.
Срок реализации: 3 года.
Назарово 2014
Пояснительная записка.
Актуальность. В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В последние годы интерес к проблеме здоровьесбережения возрос. Это обуславливается несколькими причинами. Одна из них – общее ухудшение здоровья нации.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети, выросшие в неблагополучных семьях, соматически ослаблены, имеют слабое представление о ЗОЖ, о валеологической культуре. Многие подвержены вредным привычкам: курению, употреблению алкогольных напитков, психоактивных веществ. Также есть проблемы в физическом развитии - отставание в росте и весе.
Программа «Семь шагов к своему здоровью» представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального образования.
Она обеспечивает:
- пробуждение в воспитанниках желания заботиться о своем здоровье;
- формирование установки на использование здорового питания;
- становление навыков противостояния к курению, употреблению алкоголя, ПАВ;
- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Новизна программы позволяет реализации принципа «Не над, не рядом, а вместе». Это положительно влияет на развитие деловых качеств, таких как ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, что способствует формированию социальной активности, культуры общения и поведения в социуме.
Программа предполагает совместную деятельность социального педагога, педагога-психолога, медицинского работника, инструктора по туризму, физкультуре и спорту. В совместной деятельности проявляется забота о здоровье воспитанников не только физическом, но и социальном, создаётся атмосфера доверия.
Программа дает возможность применение коллективной, групповой форм работы. А также реализовать индивидуальные способности при выполнении исследовательской работы, проявить организаторские способности, желание и потребность в пропаганде приобретенных знаний по ЗОЖ.
Программа состоит из 7 модулей:
- Мое здоровье в моих руках.
- Знай свое тело.
- Скажи «НЕТ» вредным привычкам.
- Режим дня.
- Рациональное питание.
- В мире эмоций.
- Я и общество. Безопасное поведение.
Параллельно образовательной программе «Семь шагов к своему здоровью» ведется курс фитотерапии «Кладовая здоровья», который поводится 1 раз в неделю. Воспитанники узнают о полезных свойствах фруктов, овощей, лекарственных растений, участвуют в приготовлении травяных чаев, овощных и фруктовых соков, морсов и т.п.
Также программа подразумевает включение воспитанников в исследовательскую деятельность посредством реализации проектов:
- Мини-проект «Мы за здоровый образ жизни!», проводится 1 раз в месяц. Выпуск информационного материала о ЗОЖ.
- Исследовательский проект «Лекарственные растения - замечательное богатство природы», изучение полезных свойств лекарственных растений. Создание сборника, гербария лекарственных растений.
- Мини-проект «Народы мира против вредных привычек», с целью формирования потребности отказа от вредных привычек воспитанники создают альбом с пословицами, поговорками, цитатами, афоризмами.
- Социальный проект «Народные игры», воспитанники изучают виды русских народных игр, историю их появления, изготавливают необходимый инвентарь для проведения игр. В результате оформляют альбом «Народные игры», вместе с воспитателем проводят народные игры с другими воспитанниками детского дома.
Цель: формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность.
Задачи:
- Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию.
- Научить воспитанников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Активизировать познавательную деятельность воспитанников.
- Вовлекать воспитанников в коммуникативную, игровую и исследовательскую деятельность как фактор личностного развития.
Формы организации занятий: игры; викторины; конкурсы; экскурсии; образовательные экспедиции; опыты; эксперименты; практикумы; круглые столы; КВН.
Формы пропаганды воспитанниками материала о ЗОЖ:
- издательские продукты (буклеты, брошюры, памятки, папки-передвижки);
- размещение информационного материала о ЗОЖ в газете «Домовёнок Кузя»;
- «проба сил» в проведении мероприятий по ЗОЖ;
- фотовыставки.
Планируемые результаты:
- знают строение, функции своего организма, соблюдают правила профилактики заболеваний позвоночника, стоп, органов слуха, зрения и других;
- соблюдают правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- знают о полезных свойствах лекарственных растений, овощей, фруктов и применяют их для профилактики простудных заболеваний, укрепления иммунитетав виде чаев, соков, морсов;
- умеют правильно строить режим дня и выполнять его;
- знают о пагубном влиянии никотина, алкоголя, ПАВ на здоровьечеловека и проявляют устойчивое отношение к вредным привычкам;
- умеют оказать первую помощь при ушибах, ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах;
- знают о «полезных» и «вредных» продуктах, значении режима питания;
- знают и соблюдают основы рационального питания;
- знают что такое «стресс» и могут самостоятельно найти выход из стрессовых ситуаций;
- воспитанники знают о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, мобильных телефонов на здоровье человека, соблюдают правила безопасного использования;
- ведут здоровый образ жизни, занимаясь спортом, туризмом, закаливанием;
- используют навыки исследовательской деятельности в своей проектной, учебной деятельности.
Мониторинг освоения воспитанниками образовательной программы:
- Диагностический этап:
- анкетирование;
- тестирование;
- опрос.
- Мониторинговая программа «Портрет воспитанника» критерий «Сформированности валеотивных привычек, навыков здорового образа жизни».
- Практический этап:
- Викторина «На планете Здоровья»;
- КВН «Твое здоровье в твоих руках!»;
- Брейн-ринг «Здоровье – бесценный дар».
Продолжительность реализации программы, объем программы.
Программа рассчитана на 3 года. Календарно – тематическое планирование на каждый год обучения включает в себя 32 часа теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью от 30 до 40 минут.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения:
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения:
Дата проведения. | Тема занятия. | Содержание. | Форма занятия. |
Сентябрь 3-я неделя | «Мой здоровый образ жизни» | Определение уровня культуры ЗОЖ воспитанников. | Опрос. |
1. Мое здоровье в моих руках. | |||
4-я неделя | «Советы доктора Айболита» | Понятие о простудных заболеваниях. | Презентация. |
Октября 1-я неделя | «Если хочешь быть здоров» | Закаливание организма. Способы закаливания. Обтирания и обливания, полоскание холодной водой носоглотки. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. | Занятие с элементами арт-терапии. |
2-я неделя | «Почему мы болеем?» | Болезнь. Причины болезни. Боль. Правила поведения при первых признаках боли. Температура тела, её измерение. | Интегрированное занятие совместно с медсестрой |
3-я неделя | «Всех излечит, исцелит добрый доктор педиатр» | Профессия «детский врач». Медицинский кабинет. Поликлиника. | Экскурсия. |
4-я неделя | «Осторожно! Домашняя аптечка» | Правила пользования медицинскими препаратами. Аккуратное и осознанное обращение с лекарствами, которые хранятся дома. | Развивающее занятие – практикум. |
Ноябрь 1-я неделя | «Как избежать отравления лекарствами?» | Первая помощь при отравлении лекарствами. | Интегрированное занятие совместно с медсестрой |
2. Знай свое тело. | |||
2-я неделя | «Чистота и здоровье нашей кожи» | Забота о коже. Строение кожи. Знакомство с правилами ухода за кожей. От чего защищает кожа. Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, клещи. | Познавательное занятие – практикум. |
3-я неделя | «Глаза – главные помощники человека». | Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка). Памятка «Берегите зрение!», «Гимнастика для глаз». | Занятие практикум. |
4-я неделя | «Скелет - главная опора моего тела» | Знакомство с опорно-двигательной системой нашего организма | Поле чудес. |
Декабрь 1-я неделя | «Наши чудо-уши». | Как устроено ухо человека (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Как беречь уши. «Самомассаж ушей». | Занятие с презентацией. |
3.Скажи «НЕТ» вредным привычкам. | |||
2-я неделя | «Я и Ценности моей жизни» | Определение главных ценностей в жизни человека. | «Настоящие ценности» просмотр мультфильма. Анкетирование. |
3-я неделя | «Полезные и вредные привычки» | Выяснить представления участников о том, что является полезным или вредным для человека. Способствовать формированию у учащихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных. | Викторина. |
4-я неделя | «Злой волшебник - ТАБАК» | Выявление пагубного действия табакокурения на организм человека. | Просмотр и обсуждение мультфильма «Иван-царевич и табакерка». |
Январь 1-я неделя | «Как сказать «нет» вредным привычкам» | Вредные привычки. Твой выбор. | Проблемные ситуации. |
2-я неделя | «Мы против курения!» | Пропаганда ЗОЖ. | Конкурс рисунков: |
4 .Рациональное питание. | |||
3-я неделя | «Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты» | Питательные вещества: витамины, белки, жиры, углеводы. Правила здорового питания. | Игра – лото «Овощи и фрукты» |
4-я неделя | «Вредной пищи много ел, от того и заболел» | Вредные продукты. Ожирение. Болезни, к которым приводит неправильное питание и продукты, богатые жиром. | Дидактическое игровое занятие. |
Февраль 1-я неделя | «Режим питания соблюдать – хвори не знать!» | Состав продуктов. Режим правильного питания. Меню, его составление. | Занятие-практикум. Тест-загадка «Полезное-вредное» |
2-я неделя | «Путешествие с Крупеничкой» | Зернобобовые растения. Виды каш. Хлеб – всему голова. Различные национальные сорта хлеба. | Занятие с элементами сказкотерапии. |
5.Режим дня. | |||
3-я неделя | «Мой день» | Выявить, умение воспитанников правильно планировать свой день. | Анкетирование. |
4-я неделя | «Режим дня - основа здоровья!» | Правильный режим дня. Биологический ритм организма. Совы и жаворонки. Как спланировать свой день. Проверочный тест. | Занятие с элементами тестирования. |
Март 1-я неделя | Умеешь ли ты отдыхать? (Активный отдых) | Что такое активный отдых. | Беседа с элементами тестирования. |
2-я неделя | «Туризм - мой здоровый образ жизни» | Туризм как альтернатива активного отдыха. | Фотовыставка. |
6.В мире эмоций. | |||
3-я неделя | «Эмоции. Какие они? Как они влияют на здоровье?» | Понятие «эмоции». Положительные и негативные эмоции. Влияние эмоций на организм человека. | Дидактическая игра. |
4-я неделя | «Если ты владеешь собой, ты уже почти герой!» | Управление эмоциями. Релаксационные упражнения по управлению своими эмоциями. Понятия «воля», «характер». | Тестирование |
Апрель 1-я неделя | «Что такое стресс? Как восстановиться?» | Понятия «стресс». Как выйти из стрессовой ситуации. Релаксационные упражнения для снятия стресса. Что такое агрессивность, как с ней бороться. | Психологические тренинги совместно с педагогом психологом. |
2-я неделя | «Наказание и поощрение. Жизнь по законам, принятым в обществе» | Наказание и поощрение. Виды наказаний и поощрений. Правила поведения, принятые в обществе | Правовое практическое занятие совместно с соц.педагогом. |
| |||
3-я неделя | «Правила безопасности везде и всегда соблюдать – в беду не попадать!» | Правила безопасного поведения в доме, на улицах и дорогах города, в транспорте. Правила пользования лифтом; поведение на стройплощадке. | Развивающее игровое занятие-викторина по безопасности. |
4-я неделя | «Чем опасен электрический ток?» | Понятие «электрический ток», «электрические приборы». Удар током. Первая помощь при ударе током. Правила безопасности при работе с электрическими приборами. | Познавательное развивающее занятие-презентация. |
Мониторинг | |||
Май 1-я неделя | «Что вы знаете о ЗОЖ?» | Определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни у воспитанников. | Анкетирование. |
2-я неделя | «Твое здоровье в твоих руках!» | Пропаганда ЗОЖ. | КВН. |
Календарно-тематическое планирование 3 года обучения:
Дата проведения. | Тема занятия. | Содержание. | Форма занятия. | ||
Сентябрь 3-я неделя | «Я и ЗОЖ» | Тест - анкета для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни. | Анкетирование по Кукушину В. С. | ||
| |||||
4-я неделя | «Всегда и везде вечная слава воде» | Привитие культурно-гигиенических навыков поведения. | Занятие путешествие. | ||
Октябрь 1-я неделя | «Здоровые волосы – красота человека» | Назначение волос. Прически. Уход за волосяным покровом головы. Болезни кожи головы. | Презентация. | ||
2-я неделя | «Чтобы зубы не болели» | Молочные и постоянные зубы, как устроен зуб, болезни зубов, как чистить зубы. | Гигиенический практикум. | ||
3-я неделя | «Да здравствует мыло душистое…» | Свойства мыла. Бактерицидное, дегтярное мыло. Средства гигиены. Привитие культурно-гигиенических навыков поведения. | Комбинированное занятие. | ||
4-я неделя | Операция «Чистюля» | Генеральная уборка места проживания. | Гигиенический практикум. | ||
| |||||
Ноябрь 1-я неделя | «Болезни грязных рук» | Профилактика болезней «грязных рук». | Интегрированное занятие с мед сестрой. | ||
2-я неделя | «Микробы и вирусы» | Полезные и вредные микроорганизмы. Профилактика вирусных заболеваний. | Занятие-презентация. | ||
3-я неделя | «Осторожно! ГРИПП!» | Выяснить, какие меры профилактики препятствуют заболеванию гриппом. Выпуск сан.бюллетеня. | Занятие с элементами творчества. | ||
4-я неделя | «Я прививки не боюсь, если надо уколюсь» | Значение прививок в профилактике вирусных заболеваний. | Интегрированное занятие с мед. Сестрой. | ||
Декабрь 1-я неделя | «Где живет таблетка?» | Познакомить детей с работой фармацевта, разнообразием и применением лекарственных средств, продаваемых в аптеке. | Экскурсия в аптеку. | ||
3.Режим дня | |||||
«Режим дня школьника» | Составление режима дня школьника. | Практическое занятие. | |||
2-я неделя | «Как организовать свой отдых после уроков» | Практические рекомендации по организации своего отдыха. | Беседа. | ||
3-я неделя | «Ритм жизни, утомление и отдых» | Что такое утомление и переутомление. Причины утомления. Самоконтроль нагрузок. | Занятие с презентацией. | ||
4-я неделя | «Соблюдаем режим дня» | Создание папки передвижки «правила режима дня». | Творческая мастерская. | ||
4.Скажи «Нет» вредным привычкам. | |||||
Январь 1-я неделя | «Твое отношение к курению» | Анкетирование. | Изучение отношения воспитанников к курению. | ||
2-я неделя | «Пассивный курильщик» | Познакомить воспитанников о вреде пассивного курения. | Познавательный фильм «Чем опасно пассивное курение. Эгоизм курильщиков» | ||
3-я неделя | «Жизнь по собственному выбору» | Знакомство с последствиями употребление ПАВ. Формирование устойчивого противостояния вредным привычкам. | Занятие по профилактике ПАВ | ||
4-я неделя | «Слабое звено» | Профилактика вредных привычек | Интеллектуальная игра. | ||
5. Рациональное питание. | |||||
Февраль 1-я неделя | «Как утолить жажду, или пейте на здоровье!» | Значение воды для организма человека. Виды напитков. Советы Доктора Воды «Как утолить жажду». | Занятие-практикум. | ||
2-я неделя | «Хлеб всему голова!» | Клетчатка, полезность продуктов из зерна. | Беседа, Викторина. | ||
3-я неделя | «Вегетарианство: за и против» | Продукты животного происхождения мясо, масло, сыр, мед. | Дискуссия. | ||
4-я неделя | «Кефир - эликсир здоровья» | Создание буклета. «Кефир - эликсир здоровья». Самостоятельное приготовление кефира, ряженки. | Образовательная экспедиция. | ||
Март 1-я неделя | «Грибы. Дары леса» | Съедобные и ядовитые грибы. Полезные свойства грибов. | Викторина. | ||
6. В мире эмоций. | |||||
2-я неделя | «Я и мои страхи» | Страх, его виды, причины страха. Нахождение путей преодоления страхов. | Комбинированное занятие | ||
3-я неделя | «Мой темперамент» | Виды темперамента. Определить тип темперамента у воспитанников. | Тестирование (опросник Г. Айзенка). | ||
4-я неделя | «Давайте жить дружно!» | Конфликты и пути их решения. | Проблемные ситуации. | ||
Апрель 1-я неделя | «Формула хорошего настроения» | Выбор и использование воспитанниками адекватных, не вредящих здоровью способов и приемов, помогающих справляться с плохим настроением. Создание фотоколлажа «С улыбкой по жизни». | Интегрированное занятие с психологом. Фотовыставка. | ||
7. Я и общество. Безопасное поведение. | |||||
2-я неделя | «Осторожно, клещи» | Клещи – переносчики клещевого энцефалита. Меры предосторожности при походе в лес. | Занятие с элементами творчества. Выпуск папки-передвижки. | ||
3-я неделя | «Неотложная помощь. Носовое кровотечение, порезы» | Причины носового кровотечения. Правилами остановки кровотечения. | Просмотр мультфильма «Школа доктора Комаровского» | ||
4-я неделя | «Нехорошие слова. Недобрые шутки» | Влияние сквернословия на здоровье человека. | Проблемные ситуации. | ||
Мониторинг. | |||||
Май 1-я неделя | «ЗОЖ и его составляющие» | Определение знаний основных составляющих здорового образа жизни. | Тестирование. | ||
2-я неделя |
| Закрепление знаний по ЗОЖ. | Брейн-ринг. |
Список использованной литературы:
- Алямовская В. Как воспитать здорового ребёнка. – М., 1993.
- Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – Физкультура и спорт, 1987.
- Безруких, Филиппова, Макеева. Все цвета, кроме черного. 5-6 классы. Пособие для педагогов и родителей. ФГОС - Просвещение, 2013 г
- Биран В.П. Зрение и здоровье ребёнка – Минск, 1993.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.,1992.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
- Доннер К. Тайны анатомии. – М.: Мир,1988.
- Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Детская литература, 1989.
- Жиренко О.Е: 135уроковздоровья, или Школа докторов природы - Вако, 2013 г.
- Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов Н/Д, 1995.
- Лободина Н.В. Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. – Волгоград: Учитель,2013г.
Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. ФГОС - Просвещение, 2013 г
- Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Пинская М.А., Улановская И.М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС - Просвещение, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг "Отношение детей к своему здоровью. Культура здоровья."
1. Анкета ЗОЖ для учащихся первых классов.2. Ключ к анкете.3. Подведение итогов.4. Анализ тестирования....
Конспект тренингового занятия в 3 классе " Я забочусь о своем здоровье и о здоровье других"
Тема занятия «Я забочусь о своем здоровье и берегу здоровье других».Цели занятия: 1) Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности;2)...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...
Формировании у школьников ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни
Рассматриваются вопросы формирования у школников ответственного отношения к здоровому образу жизни...
Образовательный проект "Шаги в профессию" 2 этап
Дом, дарующий творчество Всемирно известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считает, что культура - это внутреннее состояние человека, которое открыв...
Образовательный проект "Шаги в профессию" 3 этап
quot;Первая заповедь врача: не навреди"Гиппократ На данном этапе нам предстояло познакомиться с профессиями медицинских работников....
Урок здоровья «Строим свое здоровье сами»
Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.Развивать знания учащихся о здоровом питании.Воспитывать активную жизненную позицию; ответственное отношение к своему здоров...