Педагогический опыт: "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе."
опыты и эксперименты по зож (1 класс) на тему

Вельдяскина Галина Николаевна

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedopyt.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения

" Лямбирская средняя общеобразовательная школа №2"

Лямбирского муниципального района, Республики Мордовия

Вельдяскиной Галины Николаевны

Тема "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Здоровье - через образование».

Актуальность данного опыта заключается в потребности человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из важнейших задач системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них здорового образа жизни, выбора образовательных технологий сохраняющих здоровье школьников.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.

В современной системе образования часто происходит увеличение  объёма учебного материала,  его сложности. Это требует мобилизации всех психофизических возможностей ребёнка.

Обучение вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, у которых проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывать характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Перспективность здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Условия формирования опыта: человек проводит в стенах образовательных учреждений многие годы, и поэтому важное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Часто в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Поэтому внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.

Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий

Чтобы сберечь здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям школьной жизни, необходимо правильно организовать  учебный день.

А именно:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, замечать его настроение и эмоциональные реакции;
  • учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям школьников;
  • создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
  • организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года
  • поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;
  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;
  • оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

Во внеурочной деятельности также применять здоровьесберегающии технологии. При проведении внеклассных спортивных мероприятий пропагандировать здоровый образ жизни.

Проводить дни здоровья, иногда некоторые уроки (физкультура, изобразительное искусство, технология, окружающий мир) проводить на природе.

Ведение информационно – профилактической работы.

Необходимо проводить тематические классные часы, направленные на формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни (уроки здоровья: «Друзья Вода и Мыло»,  «Если хочешь быть здоров», и др.)

Проводить родительские собрания, посвященные здоровью детей («Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни первоклассника»).

С первых дней пребывания детей в школе формировать навыки самообслуживания: учить правильно ухаживать за своей одеждой, быстро переодеваться к уроку физкультуры, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, строиться парами, правильно вести себя в столовой.

Анализ результативности.

За непродолжительный период работы с использованием здоровьесберегающих технологий наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся.

У учащихся формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. Результативность опыта показана в таблице «Динамика уровня здоровья»:

Группа здоровья %

Учебный год

2016-2017

2017-2018

Основная группа

14

16

Подготовительная группа

5

3

Специальная группа

1

1

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о повышении уровня здоровья с 2016-2018 гг.

  • Специальная группа с 2016-2018 гг. осталась без изменений.
  • Подготовительная группа с 2016-2018 гг. понизилась с25 % до 15%.
  • Основная группа с 2016-2018 гг. повысилась с 70% до 80%.

Адресность опыта.

В заключение  хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги,  общественность.

        Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением, во главе которого    на первое место ставится  задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.


Наглядные приложения.

Фрагмент урока по математике в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Уравнение

Цели:

1.  Сформировать умение решать уравнения.

 2. Закрепить умение оформлять решение уравнения.

 3. Укреплять здоровье учащихся с помощью физкультурных минуток и упражнений для глаз.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Утренний настрой на работу.

Рано утром я встаю, бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

  1. Актуализация знаний.

- Сейчас мы с вами вспомним вычислительные навыки в пределах 10.

- Посмотрите на доску. Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (решать уравнения)

- К нам на урок прилетели парашютисты, поможем им приземлиться.

ФИЗМИНУТКА

Точечный массаж для повышения иммунитета. Проговаривая текст, дети массируют точку ХЭ – ГУ, расположенную между большим и указательным пальцами руки.

Есть волшебная точка у нас,

Будем крутить ее каждый час.

От простуды помогает,

От инфекции спасает.

От безделья, лени – тоже

ХЭ – ГУ – точка всем поможет.

Стало скучно, не грустите –

ХЭ – ГУ – точку покрутите.

Утром, днем и перед сном

Дружно с точкой мы живем.    

3. «Открытие» нового знания.

- К  каждой схеме необходимо подобрать правильное уравнение.

4. Первичное закрепление.

В учебнике на странице 62 выполнить задание 4.

 

ФИЗМИНУТКА

Упражнения для глаз. Упражнения «Моргалки» « Заборчик», « Вправо – влево» и другие.

Берегите ваши глазки:

большие и маленькие,

голубые и зеленые, карие и серые …

Они нам очень нужны в течение всей нашей жизни!

 

Советы родителям

  • Биологические часы у всех идут по-разному. Это необходимо учитывать.
  • Мозг ребёнка ещё находится в развитии, об этом надо помнить.
  • Ребёнок видит мир таким, какой он есть на самом деле, а мы видим мир таким, каким его принято видеть. Отсюда часто возникает непонимание.
  •  На маленьких детей легко списать свои педагогические ошибки.
  • Ребёнок должен чувствовать, что даже когда вы его ругаете, вы всё равно его любите.
  • Один из самых страшных пророков обучения дошкольников – воспитание боязни ошибки.
  • Необходимо уделять ребёнку как можно больше времени.
  • Важно понимать настроение ребёнка и уметь сопереживать.
  • Нельзя предъявлять завышенных требований.
  • Не ожидайте полной самостоятельности.
  • Если ребёнок капризничает, не стремитесь, во что бы то ни стало, настаивать на своём.
  • В тоже время не стоит потакать разным детским слабостям и чрезмерно опекать малыша.
  • Если ребёнок не просит о помощи, не вмешивайтесь в дела, которыми он занят.
  • Постарайтесь выяснить, в чём причина неудач, помогите справиться с трудностями.
  • Хвалите ребёнка как можно чаще, отмечайте даже незначительные достижения.
  • На успехи и неудачи постарайтесь реагировать сдержанно, ровно и обязательно доброжелательно.
  • Любите ребёнка не за то, какой он умный или способный, а просто за то, что он есть.

Пословицы и поговорки о здоровье

  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
  • Больному сердцу горько и без перцу.
  • Болезнь человека не красит.
  • Болен - лечись, а здоров - берегись.
  • Больной лечится, здоровый бесится.
  • Больной, что ребенок.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Больному и мед горек.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Болячка мала, да болезнь велика.
  • Будь не красен, да здоров.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • В добром здоровье и хворать хорошо.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Болезнь не красит человека, а старит.
  • До свадьбы заживет.
  • Лук от семи недуг.
  • Где здоровье, там и красота.
  • Где кашель, там и хворь.
  • Где много лекарей, там много и больных (и недугов).
  • Где просто, там живут лет по сто.
  • Глупого учить - что мертвого лечить.
  • Дай боли волю - она в дугу согнет.
  • Дал бог здоровья, да денег нет.
  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • До веку далеко: все заживет.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Еле-еле душа в теле.
  • Если хочешь быть здоров - закаляйся.
  • Есть болезнь - есть и лекарство.
  • Живи с разумом, так и лекаря не надо.
  • Животы - не нитки: надорвешь - не подвяжешь.
  • Застарелую болезнь трудно лечить.
  • Здоров будешь - все добудешь.
  • Здоров, как бык, и не знаю, как быть.
  • Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
  • Здоровый врача не требует.
  • Здоровье - всему голова, всего дороже.
  • Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
  • Здоровье не купишь - его разум дарит.
  • Здоровью цены нет.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Каждому своя болезнь тяжела.
  • Кашель да чихота - не своя охота.
  • Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
  • Кто встал до дня, тот днем здоров.
  • Лук да баня все правят.
  • Лук с чесноком родные братья.
  • Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
  • Лук семь недугов лечит.
  • Не бойся дороги, были б кони здоровы.
  • Не больной привередлив - боль.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Не спрашивай у больного здоровья.
  • Нездоровому все немило.
  • Ничего не болит, а все стонет.
  • Одни кости да кожа.
  • Пар костей не ломит.
  • Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
  • С больной головы да на здоровую.
  • Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
  • У больного здоровья не спрашивают.
  • Ум да здоровье дороже всего.
  • Умеренность - мать здоровья.
  • Упал-то больно, да встал здорово.
  • Чеснок да лук от семи недуг.
  • Чеснок да редька - так и на животе крепко.
  • Чистая вода - для хвори беда.
  • Чистота - залог здоровья.

Весёлые зимние игры

«Мой ком — больше»

Засекается время пять минут. Пара должна скатать снежный ком. Выигрывают те игроки, чей ком окажется больше.

«Снежные обгонялки»

Перед участниками соревнования стоят снежные комья. По сигналу игроки начинают катить ком по направлению к финишу. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

«Чей снеговик выше?»

Игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговика, при этом не разбив комья.

«Веселый снеговик»

На голову только что вылепленного снеговика надевается ведро. По команде игроки по очереди подходят и сбивают снежками ведро. Каждому участнику дается три попытки. Если он сбил ведро с первой попытки, то получает 30 очков, со второй — 20, с третьей — 10 очков. В конце состязания суммируется количество заработанных командой баллов.

«Поразим мишень»

Начертить 2 мишени для каждой команды. Можно вылепить круги, используя снежки. Соперники начинают забрасывать мишени снежками. Баллы начисляются по количеству попавших в цель снежков.

Другой вариант: побеждает тот, кто первым полностью залепит мишень снежками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Выступление на педагогическом совете "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Здоровье- бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В этой статье перечислены основные моменты работы учителя начальных классов с родителями и детьми по проблемам сохранения...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...