Кружок "Секреты вашего здоровья"
рабочая программа (здоровый образ жизни, 2 класс) по теме
Задача кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zdorove_v_vashikh_rukakh.docx | 43.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Задача кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Цели программы:
1. Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности
2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни..
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни можно считать следующее:
Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, района.
Сформированность первоначальных навыков по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
-научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Категории участников: обучающиеся 2 класса.
Количество часов: всего 68, в неделю 2 часа
Ожидаемые результаты.
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
Обучающиеся должны уметь правильно строить режим дня и выполнять его; распознавать и анализировать опасные для здоровья ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; применить общепринятые правила коммуникации; взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни.
Ожидаемые результаты
Личностные:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут осознанно использовать знания при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Прогнозируемые результаты.
учащиеся научатся:
- правильно ухаживать за полостью рта, органами слуха и зрения;
- соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;
- выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
-правильному обращению с животными;
- тренировать свою память, внимание, повышать самооценку;
- составлять распорядок рабочего дня.
учащиеся познакомятся:
- с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
- с правилами здоровыми образа жизни;
- с признаками некоторых болезней и причинами их возникновения;
- с работой внутренних органов и профилактикой заболеваний;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
К концу начальной школы учащиеся приобретут навыки:
- уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
-работы с научной литературой;
- публичных выступлений;
- работы в паре, в группе;
- релаксации.
Формы работы:
– коллективная форма;
– работа в парах;
– индивидуальная;
Ограничения в работе программы, связанные со здоровьесберегающими и образовательными технологиями (9 НЕ)
1. Не допускать учебной нагрузки учащихся, приводящих к состоянию переутомления.
2. Не допускать «школьные стрессы»
3.Не допускать распространение среди учащихся вредных привычек и зависимости.
4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся.
5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных в образовательном процессе.
6. Не допускать сбоев питания во время пребывания в школе
7. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.
8. Не пренебрегать сотрудничество с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей
9. Не допускать безграмотности в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.
Литература:
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
Безруких М.М., Ефимова СП. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? / Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М., 1996.
Безруких М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
Дубягин Ю.П.Богачева О.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления.- М.: «Пихта», 1997.
Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. – М., ВАКО, 2007.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.
Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2009. - 36 с.
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
Электронный журнал «Учительская» ИРО-РТ , июль 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009
Здоровые зубы – здоровью любы
Тематическое планирование занятий кружка
"Секреты вашего здоровья"
(2час в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол –во часов | УУД |
1-2 | Я и мое здоровье | 2 | Умение заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей. Овладение основными культурно – гигиеническими навыками ( я умею, я могу, сам себе я помогу), навыками самообслуживания. Зачем нам нужно быть здоровым.Спорт в моей жизни
|
3-4 | Режим дня | 2 | Умение организовать свое время – ценное качество. Научиться соблюдать режим дня. Способствовать пониманию детьми того, что чередование труда и отдыха в режиме дня помогает поддерживать высокую работоспособность, что свободное время – это не только время для отдыха, но и для полезных дел. |
5-6 | Почему кости крепкие? Почему мы не ломаемся? | 2 | Приобщение к здоровому образу жизни (правильно питаться, двигаться, следить за своим телом, делать зарядку, заниматься спортом.) |
7-8 | Как живет наш организм. Знакомство со скелетом. Осанка. | 2 | Соблюдение правил, чтобы осанка была хорошей. Выполнение физических упражнений для укрепления мышц для сохранения осанки. |
9 | Викторина «Что я знаю о себе» | 1 | Определить уровень усвоения материала. |
10-11 | Друзья Мойдодыра – вода и мыло. | 2 | Для чего нужно умываться и купаться. Где скапливается грязь на теле человека. Заболевания кожи, их профилактика. |
12-13 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 2 | Умение умываться, купаться, обтираться, приводить в порядок свои вещи так, чтобы получать от этого настоящее удовлетворение. |
14 | Кто тобой управляет? | 1 | Знать как работает мозг; формирование потребности в гигиене умственного труда. |
15 | Чтоб дышалось легко. . | 1 | Приемы правильного дыхания. Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья. Дыхание и движение. Двигательные упражнения как способы дыхательной гимнастики. Влияние занятий физкультуры и спорта на развитие жизненной емкости легких. |
16 | Здоровые зубы – здоровью любы. | 1 | Знание сведений, необходимых для укрепления здоровья, выработанные на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. |
17-18 | Чтобы зубки не грустили. | 2 | Знания о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов. |
19 | Волшебная щёточка. | 1 | Знания детей о средствах гигиены полости рта, особенностях их применения; умение правильно чистить зубы; формирование потребности ежедневно заботиться о чистоте зубов. |
20-21 | "Беречь глаз как алмаз". | 2 | Основные формы нарушения зрения у учащихся и их профилактика. Гигиена зрения: правила работы с текстом, освещение рабочего места. Гимнастика для глаз. Гигиенические нормативы, их значение для глаз при пользовании компьютером, телевизором. Экологические факторы, благоприятствующие зрению и вызывающие дискомфорт. Травмы глаза, их предупреждение, меры первой доврачебной помощи |
22 | Сон – лучшее лекарство | 1 | Зачем человеку сон и сколько надо спать. Что делает сон полноценным |
23-24 | Чтобы уши слышали | 2 | Заболевания органов слуха и их профилактика |
25-26 | Ноги носят, а руки кормят. Болезни грязных рук. . | 2 | Умение ухаживать за кожей рук. Разработать вместе с детьми правила гигиены |
27-28 | Не видать грязнулям счастья". | 2 | Закрепление умения следить за порядком и чистотой в классе, на рабочем месте. |
29 | Чистота приходит в гости | 1 | Умение поддерживать порядок, чистоту. Знание простейших навыков ухода за своим телом, потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. |
30 | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | 1 | Определить уровень усвоения материала. |
31 | Как стать красивым. | 1 | Знание навыков ухода за своим телом, умение поддерживать его чистоту. |
32 | Если хочешь быть здоров | 1 | Викторина. Конкурс рисунков |
33 | Как правильно вести себя за столом. | Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. | |
34 | Урок КВН «Наше здоровье». | 1 |
№ п/п | Тема занятия | Кол –во часов | УУД |
35-36 | Правила здорового образа жизни (проектная работа). | 2 | Понятие об образе жизни, его составляющие. Необходимость владения навыками здорового образа жизни. Влияние образа жизни на здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Условия формирования здорового образа жизни: мотивация, желания, воля, знания, умения, навыки по соблюдению правил и норм гигиены, благоприятные внешние условия. Анализ своего образа жизни и здоровья. Жизненный успех и здоровье. |
37 | Как сохранить своё здоровье до самой старости. | 1 | Необходимость сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учебы, труда, быта, способствующих здоровью. |
38 | Нужно ли заниматься физкультурой? | 1 | Важность подвижных спортивных игр для развития двигательных способностей. Стремление быть ловким и сильным |
39 | Утренняя оздоровительная гимнастика. | 1 | Приобщение к регулярным занятиям физическими упражнениями. |
40 | Физкультминутки на уроке. | 1 | Развитие умения снимать напряжение путём переключения на другой вид деятельности. |
41 | Упражнения для глаз. | 1 | Знание упражнений, снимающих напряжение с органов зрения. |
42 | Вы больны. | 1 | Формирование представлений о здоровье, здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии. |
43-44 | Если хочешь быть здоров – закаляйся | 2 | Правила закаливания организма, правила обтирания. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий |
45-46 | Не пугает, не страшит ОРВИ и страшный ГРИПП. . | 2 | Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, пути передачи вируса, признаки заболевания, меры предосторожности. Разработать правила гигиены, защищающими от болезни. |
47 | . Твой друг заболел, чем ты можешь помочь? | 1 | Знание причин заболевания ОРВИ и гриппом, путей передачи вируса, признаков заболевания, меры предосторожности. Вспомнить правила гигиены, защищающими от болезни. |
48 | Домашняя аптечка, термометр. | 1 | Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.); Правила применения и назначения мед. Средств, входящих в состав домашней аптечки; |
49 | Надо знать, как помощь оказать. Ножки погреем – и хворь одолеем! | 1 | Оказание первой помощи. Ножные горчичные ванны можно делать при простуде только в том случае, если нет температуры и аллергических проявлений. |
50 | Лекарства. Отравления лекарствами | 1 | Лекарственные травы России и нашего края. Правила приема лекарственных препаратов, свойства лекарств. Из чего делают медикаменты. О недопустимости бесконтрольного их употребления. Навык аккуратного обращения с лекарствами. Знание оказания первой помощи при отравлении |
51-52 | Основы первой медицинской помощи (при ссадинах, ранениях, кровотечениях, переломах) | 2 | Умение оказать первую помощь при ссадинах, кровотечениях. |
53 | Что вокруг нас может быть опасным?. | 1 | Острые предметы не игрушка, как обращаться с ножом, иглой, ножницами. |
54 | Отравления ядовитыми веществами и угарным газом | 1 | Первая помощь при отравлении жидкостями, газами, пищей, дымом |
55-56 | Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это? Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, плоды. «Опасные растения и грибы» | 2 | Умение распознавать опасные для здоровья грибы, растения. Предупреждение о возможной опасности при сборе грибов и ягод. Правила оказания помощи при отравлении грибами и ягодами. |
57 | Викторина «Кто меня защитит?» | 1 | Определить уровень усвоения материала. |
58 | Умеешь ли ты плавать? | 1 | Правила поведения на водоёме. Меры безопасности при пользовании водными переправами. Простейшие приёмы оказания помощи на воде, на льду. |
59 | «Отдыхаем без опасности» | 1 | Знание правил поведения на воде. Предупреждение учащихся о возможных опасностях во время отдыха на пляже. |
60 | «Переход и светофор» и «Переходим улицу» | 1 | Умение быть внимательными, предвидеть опасность при переходе улицы (дороги). Закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика. |
61 | «Виды транспорта» и «Правила для пассажиров» | 1 | Знание различных видов транспорта и правил поведения в общественном транспорте. |
62 | Внимание! Авария!» и «Как защитить себя во время аварии» | 1 | Знание возможных аварийных ситуаций и других опасностей в городе. Умение быстро действовать в случае транспортной аварии на дороге. |
63 | «Один дома» | 1 | Умение предвидеть опасность в повседневной жизни, в быту, особенно когда дома один. Проверить знания учащихся об основных видах опасных для жизни ситуаций из числа тех, с которыми он может столкнуться дома. Знание правил безопасного обращения с бытовыми предметами. |
64 | «Как вести себя с домашними питомцами» и «Когда четвероногие друзья бывают опасны» | 1 | Знание правил безопасного поведения с домашними и бродячими животными. Знание учащимся, как животные обороняются, пытаются предупредить человека об опасности. |
65 | Огонь» | 1 | Умение детей правильно вести себя при возгорании, задымлении, возникновении пожара. Навыки безопасного поведения при пожаре. |
66 | «Элек тричество» | 1 | Умение детей правильно пользоваться электроприборами. Знание учащимися правил оказания первой помощи при ударе током. |
67 | «Ожог | 1 | Знание учащимися понятия «ожог», «первая помощь при ожоге», «вызов врача». Сформированность на конкретных примерах четких представлений об источниках опасности, о возможности получения ожога, о первой доврачебной помощи при ожоге, о необходимости сообщить взрослым об ожоге и о вызове «скорой помощи» |
68 | Праздник «Путешествие в страну Здоровье» | 1 | Повторение пройденного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение учебных перегрузок - залог успешной учебы и здоровья Ваших детей
Когда говорят о школьной перегрузке, невольно вспоминается песенка о бедном первоклашке, который бьется над задачами, недоступными и кандидату наук. Характерен и припев песни: «То ли еще будет…». Чег...
«Здоровье ваших детей».
Беседа с родителями...
Здоровье ребенка в ваших руках.
Тезисы для родительского собрания по здоровьесбережению....
Классный час "Ваше здоровье в ваших руках"
Классный час в 4 классе о сохрнении здоровья, связанный с олимпиадой...
Памятка для родителей «Хороший сон – залог здоровья вашего ребёнка.»
Памятка для родителей пригодиться при проведении родительского собрания по теме "Здоровье наших детей"...
Правильное питание-залог вашего здоровья
Внеклассное мероприятие на тему : "Здоровое и правильное питание"....
Ваше здоровье в ваших руках!
Цель: помочь детям задуматься о необходимости быть здоровым.Задачи: Развивающие:1. развить внимание, память, воображение, представление о том, что здоровье -главная ценность человеческой жизни...