Дизайн и эргономика в современной образовательной среде.
проект по зож (1 класс) по теме

Проект кабинета начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дизайн классной комнаты.228.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дизайн и эргономика в современной образовательной среде»

1. Основные понятия эргономики. Правила эргономики.

2. Основы дизайна. Эргодизайн.

3. Проект оформления кабинета начальных классов.

Эргономика - (от греч. érgon — работа и nómos — закон), научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве. Эргономика возникла в связи со значительным усложнением технических средств и условий их функционирования в современном производстве, существенным изменением трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика сформировалась на стыке наук — психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Дизайн возник в начале 20 века как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы ее рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайн понимают лишь одну из его областей — проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы — функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.


ПРАВИЛА ЭРГОНОМИКИ.

Руководство включает пять блоков:

  • Техника безопасности при работе за компьютером.
  • Правила расположения Вашего тела за компьютером.
  • Эргономичные движения (пластика).
  • Смена объекта физического воздействия. Отдых.
  • Значение здорового образа жизни.

Техника безопасности.

В то время как исследователи еще не способны ответить на множество вопросов, связанных с MSDs, есть общее мнение о том, что самые разнообразные факторы могут быть связаны с их возникновением, например:

  • •медицинское и физическое состояние;
  • положение человека;
  • использование тела во время работы;
  • другие действия (включая использование клавиатуры или мыши).

Вот некоторые руководящие принципы, которые могут помочь Вам работать более удобно за вашим компьютером и, возможно, уменьшают ваш риск получения травм.

Правила расположения сидящего за компьютером.

Вы должны находиться в удобном, комфортном положении. Это может повлиять на производительность. Изменение положения тела во время длительной работы может также помочь избежать дискомфорта и усталости.

При работе за компьютером приспособьте рабочую среду и устройте оборудование так, чтобы вам было удобно. Поскольку каждый человек имеет индивидуальные размеры тела и окружающую среду работы, нельзя посоветовать, как точно устроить рабочее место во избежание дискомфорта, однако следующие предложения могут помочь вам.

Для поддержания спины:

  • Выберите стул, обеспечивающий поддержку для вашей спины.
  • Отрегулируйте стул так, чтобы принять удобное и естественное положение тела.

Чтобы придать удобное положение ногам:

  • Расположите ваши вещи (например, системный блок) под столом так, чтобы положение ног было удобным.
  • Используйте скамеечку для ног, если ноги неудобно расположены на полу.

Руки и плечи.

  • Разместите клавиатуру и мышь так, чтобы они были на уровне локтей. Ваши кисти должны быть расслаблены.
  • При работе с клавиатурой центр клавиатуры должен быть перед вами. Мышь должна быть рядом на одном уровне.
  • Места для часто используемых предметов должны находиться в пределах досягаемости руки.

Запястья и пальцы

 

  • Держите запястья прямо при печатании и при использовании мыши. Старайтесь не изгибать ваши запястья вниз или в стороны,
  • Используйте опоры клавиатуры, если они помогают вам поддержать удобное и прямое положение запястья.
  • Располагайте ваши руки и запястья над клавиатурой так, чтобы вы могли использовать всю руку для достижения отдаленных клавишей вместо вытягивания ваших пальцев.

Для уменьшения нагрузки на шею:

  • Расположите монитор перед собой. Продумайте, как разместить документы и монитор.
  • Рассмотрите использование держателя документа, чтобы поместить ваши документы на уровне глаза.
  • Разместите верхнюю часть экрана монитора на уровне глаз. Можно поговорить с окулистом о специальных очках для работы за компьютером.

Для уменьшения нагрузки на глаза:

  • Разместите ваш монитор на расстоянии длины руки (50-70 см).
  • Избегайте яркого света. Разместите ваш монитор подальше от ярких источников света (окна).
  • Не забудьте чистить экран (специальными средствами); если вы носите очки? также чистите их.
  • Регулируйте яркость монитора, контраст и размер шрифта так, чтобы вам было комфортно работать.

Эргономичные движения.

Внешняя среда непрерывно взаимодействует с нашим организмом: ушибы, порезы, ссадины и т. п.

Воздействия окружающей среды также могут приводить к состоянию усталости и дискомфорта, если они повторяются регулярно или длительное время.

Типы воздействий.

  • Динамическое воздействие, или воздействие, когда вы двигаетесь. Например, нажимая функциональные клавиши при печатании или работая с кнопками мыши.
  • Статическое воздействие, или воздействие при работе с чем-либо некоторое время. Например, работая с мышью или разговаривая по телефону
  • Воздействие, испытываемое при контакте или давлении, которое происходит, когда вы опираетесь на край или твердую поверхность. Например, когда, отдыхая, ваши запястья лежат на краю вашего стола.

Полезные советы

  • Не напрягайтесь, держите руки и пальцы расслабленными.
  • Не напрягайтесь при щелчке кнопкой мыши.
  • Не кладите ладони или запястья на поверхность при печатании. Отдых ладони должен использоваться только в течение перерывов от печатания. Ладонь должна отдыхать только тогда, когда Вы не печатаете.
  • Расслабьте ладони и руки, когда вы не печатаете. Не опирайтесь на грани вроде края вашего стола.
  • Работайте мышью расслабленной рукой.
  • Отрегулируйте стул так, чтобы сиденье стула не прижималось к задней части ваших коленей.
  • Планируйте работу так, чтобы какая-либо деятельность не выполнялась в течение продолжительного времени.
  • Используйте различные устройства ввода (мышь, клавиатура) для выполнения одной и той же задачи. Например, чтобы осуществить скроллинг, вы можете использовать колесо на мыши или клавиши курсора на клавиатуре.

     

Перерыв в работе и отдых.

Перерывы в работе помогут вашему организму восстановиться после любой деятельности.

Длина и частота перерывов, которые необходимы для вас, зависят от типа работы, которую вы делаете.

Остановка деятельности и расслабление - один способ, но есть другие пути. Например, изменить вид деятельности: от смены положения при печатании к положению при разговоре по телефону. Это может помочь некоторым мускулам расслабиться, в то время как другие остаются производительными.

Здоровый образ жизни.

  • Применяйте сбалансированную диету в питании и, адекватно вашей работе, больше отдыхайте.
  • Выполняйте упражнения для улучшения работоспособности, чтобы придать силу и гибкость вашему организму.
  • Проконсультируйтесь с врачом, чтобы он помог вам выбрать интервалы времени и упражнения, которые являются правильными для вас.
  • Учитесь управлять напряжением. Один из способов уменьшать напряжение на работе состоит в том, чтобы планировать нашу работу и рабочее место так, чтобы шум и отвлечения сводились к минимуму.


Проект “Кабинет начальных классов”

Создание кабинета — дело очень сложное, кропотливое, требующее терпения и времени. Это общий труд единомышленников: педагогов, родителей, учащихся. И сегодня уже никто из учителей не сомневается в том, что хорошо оформленный и оснащенный кабинет способствует позитивным переменам в организации учебно-воспитательного процесса. Работать в таком кабинете легче, потому что учитель имеет возможность значительно сократить время на подготовку урока, может больше внимания уделить методической и дидактической оснащенности обучения и воспитания, повышая тем самым свой профессионализм и культуру труда

Участие родителей и школьников в создании кабинета укрепляет контакты семьи и школы, гарантирует сохранность оборудования, стимулирует инициативу учащихся в поддержании порядка, пополнении экспозиций и материалов кабинета, в результате чего кабинет становится их родным домом.

Цели проекта: 

  • создание комфортной образовательной среды, экономия государственных и родительских средств, стимулирование творчества участников проекта;
  • повышение профессионализма и культуры труда педагогов;
  • обеспечение психологического благополучия и здоровья школьников;
  • систематизация дидактического и методического материала;
  • вовлечение родителей в совместную работу, совершенствование сотрудничества.

Этапы работы:

  • Составление перспективного плана проектной деятельности.
  • Подбор методической, справочной литературы по теме проекта.
  • Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
  • Подбор необходимого оборудования, пособий, материалов.
  • Контроль за ходом осуществления проекта всеми его участниками.
  •  Подведение итогов.
  • Обобщение и презентация опыта работы.

Прогнозируемый результат:

  •  соблюдение здоровьесберегающих принципов организации учебно-воспитательного процесса;
  •  обеспечение условий для использования и хранения учебно-методической базы кабинета;
  •  повышение уровня оснащения кабинета.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета, считается правильное использование цвета. Он является элементом создания психологического комфорта и средством эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. Умело подобранный цвет вызывает удовлетворение, радость, уменьшает напряжение, снимает утомление нервной системы, оказывает благотворное воздействие на умственную и физическую деятельность. Вот почему влияние цвета на психическое состояние ребенка при организации пространства его жизнедеятельности должно учитываться непременно. Правильное цветовое оформление уравновешивает нервно-психическую возбудимость детей, на 12—17 % повышает производительность труда, способствует созданию нормального психофизиологического комфорта в классе.

Стабильной продуктивности кабинета, окна которого выходят на юг, помогает добиться зона оптимальных цветов — спектр бледно-фиолетовых, зеленых и бежевых красок. Если есть панели, они должны находиться ниже уровня двери, это зрительно объединяет, дисциплинирует пространство. Двери окрашиваются в тот же цвет, что мебель или стены, но более насыщенного тона. Потолок и оконные рамы — белые. Роль светлой окраски немаловажна и в воспитании у детей аккуратности, бережного отношения к вещам, предметам. На окна, которые находятся на южной стороне, можно повесить жалюзи соответствующего цвета в виде арки, на подоконниках разместить вазоны с комнатными растениями. Высота цветка не должна превышать 15 см (требование СанПиН).

Согласно требованиям СанПиН по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся в кабинете должен быть уголок Мойдодыра. Раковина устанавливается на высоте 0,6—0,7 м от пола.

Наличие ростовой линейки — также одно из требований СанПиН. Ее можно поместить на стене у дверного проема, прикрепив сверху плакат со словами: Расти, мой друг, и будь здоров! Старайся больше узнать! Не жалуйся и не завидуй! Старайся быть добрым и великодушным!

Передняя стена оборудуется классной доской длиной 2 м и высотой 1 м. У доски есть 2 створки, за которыми расположены наборное полотно и магнитная доска. Нижний край доски находится на высоте 85 см от пола. Коробка доски окрашивается в белый цвет (у нас обита сталью). Часть доски разлиновывается для письма. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций картин и карт. Под доской устанавливаются ящики для пособий, таблиц. Над доской располагаются часы, чтобы дети на уроке ценили время.

При создании в кабинете комфортной образовательной среды обязательно нужно следовать нормам СанПиН, согласно которым:

  • расстояние между рядами двухместных парт должно быть не менее 0,6 м;
  • расстояние первого ряда парт от светонесущей стены — не менее 0,5 м;
  • расстояние третьего ряда парт от внутренней стены — не менее 0,5 м;
  • расстояние от последних парт до задней стены — не менее 0,65 м;
  • расстояние от первых парт до доски — 1,6—2,0 м — для первого стола в среднем ряду и 2,4 м — для первых столов крайних рядов (должно обеспечивать угол рассмотрения 35о);
  • высота подвеса нижнего края доски — 85 см;
  • классная доска должна иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей (угольника, циркуля, линейки и т. п.).

Для хранения мела и губки можно использовать игрушки, например черепашку, которая тянет в тележке губку и мел. Обыгрывание обязанности мыть доску в классе позволяет сделать этот труд приятным для ребят.

В углу между доской и окном целесообразно поставить тумбочку, на ней разместить флорариум, витрина которого представляет собой разновидность зимнего сада. Растения, обогащая воздух кислородом, благотворно воздействуют на организм человека, способствуют созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий для занятий и отдыха. Правильно организованное озеленение кабинета удовлетворяет потребности человека в естественной природной среде.

Боковая стена кабинета оформляется постоянными экспозициями. Первая из них включает в себя символику: флаг, герб, гимн.   .

Вторая, цель которой способствовать развитию у детей мышления, воображения, приобщать к процессу познания, побуждать к совместной поисковой деятельности, размещает материалы “почемучкам”: олимпиадные задания по учебным предметам; рубрика “Это интересно”; материалы из детских энциклопедических изданий, журналов.

Сектор “Узелок на память” содержит материалы о том, как развивать память, внимание, наблюдательность, памятки для решения задач, разных видов разбора слова, т. е. все, что помогает учащимся усваивать учебную программу по разным предметам.

Здесь же, на боковой стене, только ниже, находит свое место экспозиция “Мир фантазий”. Ее цель — формирование творческих способностей к практическому и умственному экспериментированию, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам, развитие речи учащихся на лучших образцах детских работ. Здесь выставлены детские работы: рисунки, сочинения, изделия из пластилина, природного материала и т. д.

Главный принцип экспозиций, расположенных на боковой стене, — сменяемость не менее одного раза в неделю, участие и представительство детей не реже одного раза в месяц, что позволяет каждому ребенку проявлять свои способности, быть замеченным.

Вдоль задней стены размещена секция, в которой находится методический материал.

На первой полке в центре секции целесообразно расположить с подсветкой аквариум с рыбками, комнатные цветы и подставку с календарем природы. Наблюдения за живой природой помогают учителю развивать у учащихся наблюдательность, формируют бережное отношение к природе. Аквариум с рыбками способствует релаксации даже самых возбудимых детей.

Вторая полка — удобное место для размещения справочников, энциклопедий и других книг, объединенных общей темой “Я познаю мир”.

На третьей полке можно разместить материалы организационно-воспитательной работы “Наследники”, где ребята знакомятся с обязанностями дежурного, законами класса, правилами игр и т. д.

Одна из полок отводится для поделок, выполненных детьми на уроках труда и на занятиях по интересам. Каждая работа подписана.

В секции имеются ящики, шкафы. Разделы секции, папки, коробки необходимо пронумеровать, сделать опись материалов и оборудования, имеющихся в кабинете. Если содержимое описи внести в компьютерный диск, каждый учитель сможет воспользоваться наглядным и дидактическим материалом, который у него, возможно, отсутствует.

В одном из шкафов можно разместить библиотеку класса. На второй полке устроить “раскладушку” по внеклассному чтению. На ней размещать аннотации книг, которые советует прочитать учитель, памятку, как написать отзыв о книге, отзывы детей о прочитанных книгах, их рисунки-диафильмы, литературные викторины.

На самой нижней полке можно хранить ТСО (технические средства обучения) и аудиокассеты.

На внутренней поверхности одной из дверей секции целесообразно разместить “Дерево благодарности” с целью поощрения детей за помощь в делах, за хорошие поступки, достижения и т. п.

Литература

  • СанПиН № 2.4.2.16-33-2006 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений.
  • Салов, А. М. Художественное оформление кабинета начальных классов // Начальная школа. — 1989. — № 5.
  • Информационные технологии на уроках в начальной школе/ сост. О.В. Рыбакова. - Волгоград: Учитель, 2008. -223 с: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не тол...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...

Адаптация первоклассников в современной образовательной среде

В докладе представленны результаты диагностики адаптации первоклассников....