У последней черты.
методическая разработка по зож по теме

Маслова Любовь Юрьевна

Цель: профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.

Задачи:

- попытаться разобраться, что такое суицид и суицидальная попытка;

-научиться распознавать признаки надвигающейся опасности;

-показать воспитанникам, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема;

-помочь подростку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Государственное казенное образовательное учреждение                                      Ростовской области детский дом «Жемчужина»  г. Зверево

         

               

                       

                     «У последней черты»

                     

Цель: профилактика подросткового суицида, сокращение его случаев.

Задачи:

- попытаться разобраться, что такое суицид и суицидальная попытка;

-научиться распознавать признаки надвигающейся опасности;

-показать воспитанникам, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема;

-помочь подростку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Форма проведения: тематическое занятие  с использованием ИКТ.        

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. 

                                                                       

                                                                     

                                                                     

                                                                                                 Составила и провела:

                                                                                                воспитатель Маслова Л.Ю.

                                                          2014

                                               

                                           Ход мероприятия:

Воспитатель: Тема нашего сегодняшнего мероприятия «У последней черты»(слайд1). Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?(ответы).

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодёжи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества.

  И сегодня мы с вами будем разбираться в том,(слайд2) что такое суицид и суицидальная попытка; как распознать признаки надвигающейся опасности; что надо делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому сверстнику отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.

Начнём всё по порядку. Есть такой термин «Авитальная активность»(слайд3) – это активность, направленная против себя: суициды, наркомания, токсикомания, необдуманный экстрим, т.е. это действия, при которых можно получить увечья, болезнь, в худшем случае смерть.

Как вы думаете, что такое суицид? Суицид (слайд4)– акт преднамеренной смерти, это способность человека самостоятельно прекращать собственное существование. Самоубийство – убить себя. И главная цель сегодняшнего мероприятия (слайд5)понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

(слайд6)

    От безбожья до Бога – мгновение одно

    От нуля до итога – мгновенье одно,

    Береги драгоценное это мгновенье:

    Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

                                                                (О. Хаям)

Какие же мотивы двигают человеком, что он решается на столь необдуманный шаг- покончить жизнь самоубийством? (ответы).

(слайд7) Мотивы суицида. В настоящее время условно выделяют семь основных  мотивов самоубийства:

1.желание умереть, «чтоб всем было лучше»; желание избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать, не быть обузой; мысль о том, что собственная смерть может что-то изменить к лучшему вокруг.

2.(слайд8) Потеря смысла и интереса к жизни, утрата внутренней силы для жизни, представления о том, что всё хорошее позади и впереди ничего нет.

3.(слайд9) Отражают представления о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий, невозможность больше терпеть ситуацию, невозможность найти другие пути избавления от бесконечной душевной боли.

4. Неспособность изменить неблагоприятную для него ситуацию другим образом.

5.(слайд10) Желание наказать себя, представление о недопустимости своего существования, желание быть самому себе и судьёй и палачом.

6. Желание отомстить кому-то, создать смертью своей проблемы, пробудить у окружающих муки совести.

 7. Надежда на что-то лучшее после смерти.  

У многих людей хотя бы раз в жизни, особенно в подростковом возрасте, возникали мысли о самоубийстве. Но вы должны помнить, что ничто так не помогает  справиться со сложными жизненными ситуациями, как совет значимого для вас лица. Нет безвыходных ситуаций- выход есть всегда.

Ну а теперь немного статистики:                                                       

(слайд11) По словам руководителя отдела Государственного научного центра (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии имени Сербского профессора Бориса Положия, «Самоубийства занимают восьмое место в мире в списке причин смерти и первое место среди насильственных смертей. Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов — совершают попытки».

В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ, 45% русских девочек и 27% русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьёзно обдумывали возможность самоубийства.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Задание «Капля»

Депрессивное состояние возникает у человека очень часто. Меняется часто

настроение, человек становится пассивным, его перестает волновать какие-

то очень важные проблемы, которыми он раньше интересовался, перестает

общаться с друзьями, часто таких людей гложет вина за какие-то поступки,

а иногда все может быть наоборот: человек становится чрезвычайно весел,

подвижен, может шутить, когда шутки совсем неуместны и т.д.

 Конфликты с родителями, друзьями, учителями, соседями, с любимым

человеком и т.д.

Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях

видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на

своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по

нескольку раз

Ход упражнения.

Воспитатель каждому подростку кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной

капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть

на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать

или оставить в прежнем состоянии.

Итог: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать

вывод: Не делать из мухи слона! Что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема

решаема.

(слайд12)Снятие нервно- психологического напряжения (желательно, чтобы воспитанники назвали  сами)

• спортивные занятия

• контрастный душ

• стирка белья

• скомкать газету и выбросить

• мытье посуды

• погулять на свежем воздухе

• послушать музыку

• вдохнуть глубоко до 10 раз

• постараться переключиться на другую деятельность. Но если вы видите, что

в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга,постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.

Формы суицида

Когда люди не могут справиться с какими-то жизненными ситуациями, или хотят доказать что-то хотя бы таким образом, т.е. своей смертью, как последним и веским аргументом, иногда это просто желание привлечь к себе внимание- всё это может происходить на уровне фантазии, мыслей, высказываний. Но при одних обстоятельствах- это может быть только демонстрация, а при других- целеноправлен-ное суицидальное действие. В связи с этим различают три формы суицидального поведения(слайд13)

1. Истинный- когда у подростка есть действительно твёрдые намерения самоубийства, как правило, попытки удаются, а если им кто- то препятствует, то повторяются. Часто причиной истинного самоубийства в подростковой среде является чувство изоляции от общества, ощущение себя не таким как все, что приводит к одиночеству и ощущению того, что его никто не понимает. Это может вызвать стойкую депрессию и желание уйти из жизни.

(слайд14)2. Аффективный или чувствительный- попытка самоубийства под влиянием сиюминутных сильных чувств; если попытка самоубийства не удаётся, то, скорее всего,  она уже не повторяется. Чаще происходит под влиянием конфликтов в семье, школе, группе подростков, конфликта на почве влюблённости.

(слайд15)3. Демонстративный- самоубийство как способ привлечь к себе внимание; такие попытки могут повторяться многократно, но почти никогда (если только случайно) не заканчиваются истинным самоубийством. Эта форма суицида характерна для подростков с истерическими чертами личности, которые любым способом хотят привлечь к себе внимание.

 У китайцев многие столетия существовала традиция: в случаях незаслуженной обиды вешаться перед домом или прямо на воротах обидчика. Как хорошо, что эта традиция не сохранилась до нашего времени.

(слайд16)Предсуицидальное поведение.

 Истинный суицид часто зреет внутри подростка и никак себя не выдает, тем не менее, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие-то не совсем привычные черты в его поведении. Иногда они почти незаметны, если подросток по своему характеру склонен к одиночеству, тем не менее, его подсознание почти всегда сигналит о предстоящем суициде. Выдать их может еще большая углубленность в себя, иногда – случайно оброненные слова о самоубийстве. Об истинных намерениях говорит нежелание обсуждать этот вопрос с окружающими. Тем не менее, подросток даже с самыми истинным намерениями самоубийства всегда подсознательно надеется, что что-то вдруг изменится к лучшему и ему не придется этого делать.

(слайд17) Подростки с аффективной и демонстрационной формами суицида, как правило, не скрывают своих намерений. Подростки с аффективным поведением на подсознательном уровне хотят, чтобы их остановили, а истерические личности делают заявления о самоубийстве сознательно, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Под влиянием внутренней готовности к суициду может изменяться аппетит: те подростки, у которых он был хорошим, ничего не едят, а подростки с плохим аппетитом начинают вдруг есть все подряд. То же самое происходит и со сном: активный подросток начинает целыми днями спать, а вялый теряет сон.

Успеваемость в школе падает, внешний вид подростка с истинными намерениями самоубийства говорит о полном безразличии к себе, полностью теряется интерес к окружающему. Подростки стараются привести свои дела в порядок, часто раздают едва знакомым людям дорогие вещи. Иногда они очень озлоблены и могут ответить агрессией на любое самое невинное замечание.

(слайд18) «Некоторые из самоубийц умирают, молясь,

                      чтобы их кто-то нашел, спас до того,

                      как наступит конец".

                                                 Ди Снайдер

(слайд19)Подросток должен знать, что его принимают и любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось в его жизни, ему есть кому об этом рассказать. То же самое касается и истинных друзей: если подросток говорит о самоубийстве, то они должны оказать ему моральную поддержку, а в случае четко звучащей угрозы суицида сообщить об этом близким своего друга.

Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Задание «Я не один»

Воспитатель: Сейчас я предлагаю взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших сверстников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны взрослых. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдёте поддержку и хороший совет.

(слайд20)«Для веселия планета мало оборудована,

                     Надо вырвать радость у грядущих дней,

                     В этой жизни умереть не трудно,

                     Сделать жизнь значительно трудней».

                                                         В. Маяковский

Жизнь состоит из чёрных и белых полос. У всех бывают трудные жизненные ситуации, но есть люди, которых не сломили жизненные трудности- это и ветераны ВОВ и люди, пережившие блокаду Ленинграда, и инвалиды, которые нашли в себе силы, чтобы жить дальше, некоторые -заниматься спортом, занимать призовые места на олимпиадах. А как борются за свою жизнь тяжелобольные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, когда человек хватается за любую спасательную «соломинку», чтобы выжить. Эти люди знают, в чём смысл жизни.

И сейчас я вам предлагаю написать небольшое сочинение (слайд21)«Смысл жизни для меня- это…» Зачитывают воспитанники.

И закончить сегодняшнее занятие я бы хотела философским завещанием матери Терезы: (слайд22)

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Осуществи ее.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни ее.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай ее.

Жизнь – это долина слез. Преодолей все.

Жизнь – это песня. Допой ее до конца.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в нее без страха.

Жизнь – это удача. Ищи это мгновение.

Жизнь такая интересная – не растрать ее.

(слайд23) ЭТО ТВОЯ ЖИЗНЬ. ЗАВОЮЙ ЕЕ.

Список литературы:

1.Интернет- ресурсы.

2. Вагин Ю.Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами

и суицидальное поведение у подростков). Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2001.-292 с.

3. Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред.

Е.Н.Степанова.- М...:Т Ц Сфера, 2005.-224с

4. Классные часы.10-11 классы / авт.- сост. А.М.Байбаков и др.- Волгоград: Учитель,

2006.-135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "У роковой черты"

Презентация для 4 класса об угрозе экологического кризиса...

Праздник "Друзей моих прекрасные черты"

Праздник о дружбе и для друзей....

внеклассное мероприятие "Помощь и милосердие - главные черты гуманной личности"

Ребенка следует настраивать, учить сопереживанию, сочувствию, пониманию трудностей, проблем другого человека. Тогда он и будет МИЛОСЕРДНЫМ....

Система работы по изучению мифологических героев как носителей черт характера русского народа

Ппредставленная система работы применяется на уроках курса "Народная культура", но может быть применён и на уроках литературного чтения....

последний урок-последний звонок

Презентация  к конспекту урока...

Сценарий праздника последнего звонка " Детства последний звонок "

Сценарий праздника последнего звонка " Детства последний звонок "...