Статья
статья по зож (2 класс) по теме
Цель: профилактика сквернословия.
Задачи:
Ø Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
Ø Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О вреде сквернословия
Цель: профилактика сквернословия.
Задачи:
- Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
- Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Слайд 1
Сообщение темы и целей занятия.
Сквернословие – это речь, наполненная непристойными словами, бранью. Вдумайтесь в факты!
За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз. Слайд 2
Более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; Слайд 3
Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день.
По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. Слайд 4
На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим. Слайд 5
2. Вступительная беседа.
Понаблюдайте за собой, есть ли у вас такая нехорошая привычка, ругаетесь ли вы дома, как на это реагируют ваши семья, друзья, чувствуете ли вы при этом себя комфортно, или же все-таки понимаете, что это дурная привычка, но вы не можете от этой зависимости освободиться. Обратите на себя внимание, посмотрите на себя со стороны, как вы смотритесь, когда из вас выливается тирада грязных, не свойственных человеческой природе слов?
Никому не нравится, что окружающие слышат скверные слова, запоминают их, а затем и сами сквернословят, вводят эти слова в свой разговорный лексикон, привыкают к ним, и уже эти пагубные слова становятся их привычкой. Слайд 6
Стоит только один раз произнести эти слова, как они просто прилипают к вашей оболочке, входят в ваш круг жизни, который окружает ваше тело как коконом. Самое страшное оружие человеческого рода - это слова человека, слетающие с его языка. Мы можем возродить человека словами и можем проклясть человека, тем же самым орудием. А ведь речь человека и отличает нас от всего животного мира, возвышает нас над всей живой и неживой природой. Слова имеют свою энергию, которая не пропадает, а соединяется в определенной сфере, наполняет эту сферу и затем этой же энергией давит на человека. Слайд7
Представьте себя в комнате, где кроме вас находятся и другие члены семьи, и кто-то курит, наполняет комнату дымом и все дышат этим удушающим газом. Вы и не замечаете, как ваш организм отравляется, клетки ваши съеживаются, закрываются от газов. Но вы можете и выйти из комнаты, так как дым вы ощущаете и чувствуете, вам неприятен дым. Но подобным образом и энергия сквернословия скапливается над вашей семьей, над вашим будущим родом, внедряется в ваш генетический код рода, изменяет клетки ДНК, внедряясь в них. Изменяется судьба ваша и ваших детей, потому что слова сквернословия становятся проклятием вас самих и ваших детей, и вашего будущего поколения.
Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.
В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.
Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что “мат” опасен для здоровья, он способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет. Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.
3. Практическая работа
Итак, сквернословие - это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и разрушает все, что вокруг вас происходит. Человек начинает пить, курить, лгать, потому что проторил дорогу темным силам. А как же быть в таких случаях, что делать тем, кто рядом находится с таким человеком, как избавиться от этой пагубной привычки?
В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга–медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце”. Слайд 8
Очень хорошо выразил М. Матусовский в своих стихах обиду и горечь нанесённую сквернословием:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
4. Итоги занятия.
В заключении мне хотелось бы сказать:
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою;
А кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»
Личность каждого из нас своеобразна, и более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все таки…. Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно - наш язык, речь, слово.
И хотелось бы предложить три малых золотых правил языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная. Слайд 9
Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находиться на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. Слайд 10
Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду. Слайд 11
Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может быть, некоторым казалось к лицемерию и приспособленчеству. Слайд 12
Три золотых правила языка сводится в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия». Слайд 13
О вреде сквернословия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...