Пояснительная записка В рамках одного учебного предмета решить проблему здоровья школьников невозможно, необходим комплексный подход. Поэтому одна из основных задач работы – на каждом уроке обучать детей заботиться о своем здоровье. Ребята должны осознать, что здоровье человека – это дело рук самого человека. Наиболее широкие возможности для включения оздоровительного компонента в содержание учебных предметов предоставляют в начальной школе уроки природоведения. На них дети получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене… На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Целесообразно использование дидактического материала так или иначе связанного с оздоровительной тематикой. Это помогает закрепить знания, полученные на уроках окружающего мира. Основная задача учителя в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, научить ими пользоваться. Результаты не всегда можно обнаружить сразу. Но они будут положительными. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе принесет желаемый результат : даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, сформирует позитивные установки на соблюдение гигиенических правил, т.е. поможет учащимся сохранить и укрепить свое здоровье.
Русский язык 1. Разбор слов по составу: Зарядка, прогулка, здоровый, загрипповал, загар, сильный, зубки, зубная(боль), чистота.
Вопросы: А) Какие слова говорят о том, что надо делать, чтобы быть здоровым? Б) Что означает слово «прогулка», от какого слова оно образовано? В) С какой целью она проводится? Г) Что бывает с теми ребятами, которые не ходят на прогулку? Какой вывод нужно для себя сделать? 2. Родственные слова: Ухо, подушка, заушница, заушная (область). 3.Списывание текста: Здоровье – это важно. Если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать. У него плохое настроение. Он мало успевает сделать. Больных людей жаль. Но во многом здоровье зависит от самого человека. 4. Окончание и основа: В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. (Подчеркнуть слово, которое повторяется, выделить основу и окончание) Вопросы: -Что нового узнали о человеке? -При какой болезни его особенно рекомендуют применять? -А когда его лучше использовать: до болезни или после? Почему? 5. Правописание падежных окончаний имен существительных: (Списать текст, определить число, падеж имен существительных). СОН И МОЗГ Головной мозг, так же как и мышцы, нуждается в периодическом отдыхе. Самый лучший отдых для головного мозга – это сон. Если человеку не давать спать, он может умереть. Человек может больше времени продержаться без пищи, чем без сна. Вопросы: -Почему сон – лучшее лекарство для человека? -Что чувствует человек после того. Как плохо спал? -Сколько часов рекомендуется спать в вашем возрасте? 6. Письмо от памяти: Аист делает зарядку – То вприпрыжку, то вприсядку. Пеликан ныряет ловко. Вот что значит тренировка. (Подчеркнуть звонкие и глухие согласные, требующие проверки). Вопросы: - Ребята, для чего надо утром делать зарядку? - А можно отличить ученика, который не делал зарядку? Как? На уроках можно русские народные пословицы о здоровье: 1. Чистота – основа здоровья, здоровье – основа богатства. 2. Труд первое лекарство от болезней. 3. На свежем воздухе долго быть – долгую жизнь прожить. 4. Истощенному организму все болезни товарищи…
МАТЕМАТИКА 1. Составление и решение задач. Задача 1. За лето Петя подрос на 12 см, а Дима на 10 см. На сколько см. больше подрос Петя? Вопрос: А почему Петя на 2 см больше, что могло влиять на его рост? Задача 2: Саша ежедневно съедал в день 500 г овощей и фруктов. Сколько кг овощей и фруктов Саше нужно на 1 неделю, на месяц? Вопрос: Ребята, а зачем Саша ел так много овощей и фруктов? Как вы думаете, какие овощи и фрукты он ел? Почему? Задача 3. Три вторых класса собирали плоды шиповника. 2А класс сдал 9 кг плодов шиповника, 2Б класс – на 6 кг больше, а 2В – вдвое больше, чем 2А класс. Сколько всего кг плодов шиповника сдали ребята? Вопрос: Чем полезен шиповник? Какой вывод можете сделать для себя? Задача 4: Скелет новорожденного ребенка состоит из 360 костей, а скелет взрослого из 260 костей. На сколько костей меньше в скелете взрослого? Вопрос: Почему так получается? Ответ: Потому что многие кости мягкими хрящиками. Постепенно они костенеют и срастаются. И от того, как мы сидим и ходим, зависит наша осанка. Почему? ЧТЕНИЕ Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье. Дети любят читать сказки, многие которых позволяют делать обобщенные выводы о здоровом образе жизни. 1. « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоеме вода не может быть чистой, ее надо кипятить или очищать. - Если вода прозрачная, красивая, она чистая? - Нет. В ней могут быть невидимые глазу живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания. 2. А. Куприн.«Слон» - Почему заболела маленькая девочка Надя? ( Больна равнодушием к жизни). - От чего оно бывает и чем все это может кончиться? - Как надо относиться к жизни, чтобы не заболеть? Учащиеся могут и должны увидеть смысл и жизненное назначение всех учебных предметов, которые они изучают в школе. Создание такой системы с учащимися благотворно влияет на формирование ценностей здоровья, здорового образа жизни. |
|