Программа Здоровье и безопасность
рабочая программа по зож (1 класс) по теме
Программа рекомендована учителям начальной школы, воспитателям группы продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_i_bezopasnost.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Березовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Принята на Утверждаю
Педагогическом совете Директор БМБОУ ООШ№29
«____»_____2012г. ___________ Л.Е.Рожкова
Протокол №____ «_____»_______2012г.
Программа формирования здоровья и безопасного образа жизни младших школьников
Разработала:
Мартынова Анна Александровна
воспитатель,1квалификационная категория
п.Старопышминск
2012г.
Пояснительная записка
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому проблема сохранения здоровья детей, обеспечение их безопасности в современных условиях является, прежде всего, социальной, следовательно, решать ее надо на самых разных уровнях, начиная с дошкольного возраста. «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Федеральный государственный образовательный стандарт призван обеспечивать формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и личной безопасности.
В нашей школе мы рассматриваем эту проблему через два приоритетных принципа «Ребенок-ты ценность» и «Не навреди». Такая позиция в условиях сельской школы нового формата определяет новые подходы к организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста, созданию воспитывающей среды в условиях Школы полного дня и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечению их безопасности.
Актуализировали данную проблему результаты бесед с детьми, диагностики родителей, проводимых с целью выявления уровня сформированности представлений о здоровье, здоровом образе жизни, о правильном питании в семье, отношении родителей к своему здоровью и здоровью своих детей.
Так при опросе первоклассников нами установлено, что 64,3% детей смогли назвать 1-2 фактора благоприятного воздействия на здоровье человека, 50% родителей затруднялись в определении понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Нами так же установлено, что питание в большинстве семей не отличается разнообразием, поэтому дети в школе практически не едят рыбу, овощи, запеканки. Предпочтение большинство детей отдают таким продуктам как бутерброды, газированная вода, чипсы, сухарики, не понимая вредность этих продуктов. О вреде еды всухомятку задумывались лишь 24,6% родителей. В силу своей занятости на работе в семьях часто употребляются продукты быстрого приготовления. Вопросам правильного питания родители не уделяют должного внимания. В практической деятельности во многих семьях не используются формы активного отдыха с детьми, не проводится утренняя зарядка, прогулки, не соблюдается режим дня взрослых и детей. Все это вызывает тревогу и ставит нас перед необходимостью организации системы профилактической работы по сохранению здоровья детей и их безопасности.
В целях систематизации работы в данном направлении нами разработана программа «Здоровье и безопасность». В рамках данной программы мы предлагаем свой вариант реализации содержательного компонента программы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников, овладению навыками безопасного поведения в школе, на улице, дома. Программа раскрывает и развивает разнообразные темы по проблеме, предполагает использование активных форм и методов обучения: беседы-диалоги, ролевые и деловые игры, Минутки здоровья, различные виды гимнастик, физкультминуток, подвижных перемен, элементы фитотерапии, витаминотерапии, оздоровительные тренинги, миниспектакли о вреде неполезных продуктов, фастфудов, устные журналы в рамках деятельности «Агенства рекламы здоровья», конкурсы, экскурсии, мини-проекты, семейные праздники. В конце каждого занятия дети в своих Дневниках здоровья и безопасности записывают полезные советы, которые могут им помочь в дальнейшей жизни : «помоги себе сам», «помог себе -помоги другому», « твоя безопасность - в твоих руках», «раскрой себя в каждом деле»,»найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его» и др. Система формирования представлений о здоровье, здоровом образе жизни, личной безопасности осуществляется не только во внеурочной деятельности, но и в рамках образовательного процесса, включающего уроки по окружающему миру, изобразительной деятельности, физической культуре. Неоценимую помощь в работе оказывают родители, специалисты пункта общеврачебной практики поселка. Систематически в классе проводятся медицинские осмотры, ведется мониторинг оценки здорового поведения школьников. Обязательным условием обучения являются занимательность изложения материала, ненавязчивость. Отсутствие назидательности и поучительности. Приоритетным направлением работы является не только изучение теоретических знаний, но и практическая направленность. Поэтому мы считаем, что реализация программы поможет максимально адаптировать ребенка к реальным жизненным условиям, чтобы дети в дальнейшем могли применять полученные знания на практике. Программа рассчитана на один год и будет реализовываться во 2-х классах в условиях Школы полного дня. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Основная цель: Обеспечить детям возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни, личной безопасности, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- дать начальные представления о правилах, принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- формировать представления о здоровом образе жизни и необходимости заботы о своем здоровье;
- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления, вредные
привычки); - помочь младшим школьникам сделать выбор в пользу усвоения и применения на практике способов самосохранения и личной безопасности.
Весь процесс обучения включает в себя 3 этапа, которые отличаются друг
от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.
1.Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель: дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания, как основы сохранения и укрепления здоровья, выявить уровень сформированности понятий детей о способах личной безопасности.
2. Этап углубленного обучения
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни, потребность в сознательном отношении к своему здоровью, необходимости самосохранения.
3. Этап закрепления и применения знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Усвоение и применение на практике способов личной безопасности в школе, на улице, дома.
Цель: умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его повседневного целевого использования.
Результативность работы по данной программе: Изменения в поведении детей и взрослых в отношении собственного питания (соблюдение режима питания, выбор полезных продуктов, соблюдение правил гигиены, режим дня), использования активных форм отдыха ( прогулки, походы, занятия спортом), снижение процента часто болеющих детей. Реализация программы обучения позволит заложить основы здорового образа жизни у младших школьников, способы самосохранения и личной безопасности, способности регулировать свои действия, познакомит с элементарными правилами поведения в природе и в быту, с основами экологической культуры. Это будет способствовать изменению самого обучающегося, его отношения к себе, к окружающим людям, природе, изменению его поведения, формированию духовного - нравственного мира школьника. Более высоким будет уровень активности родителей, представителей социума в вопросах здорового образа жизни и выработке активной жизненной позиции.
Тематическое планирование занятий 2класс
№п/п | Тема | Форма проведения | Родительский университет | Диагностика |
СЕНТЯБРЬ | Человек, среда, здоровье. | |||
1.Здравствуйте, друзья! 2. Что разрушает здоровье и что укрепляет. 3. Солнышко здоровья 4. Режим дня. | Ролевая игра. Беседа- диалог Игровая программа | Анкетирование «Мое здоровье» Составление режима дня ребенка. | Рисуночный тест «Краски» «Что для здоровья хорошо а что плохо» | |
Движенье и здоровье | ||||
1. Знай свое тело. Столп жизни. 2. Утро начинается с зарядки. 3. Здоровячки предупреждают… 4. Враги хорошей осанки | Мультимедийная презентация Практическое занятие КВН Практикум | Беседа «Как влияет поведение родителей на поведение детей». | Незаконченное предложение «Здоровье –это… «Чтобы не болеть надо… Утро начинается с…. К тебе подошел незнакомый… | |
ОКТЯБРЬ | Дыханье и здоровье | |||
1. Знакомьтесь, органы дыхания. 2.Будь здоров без докторов. Режим дыхания (тренировка силы вдоха, выдоха) 3. О пользе кислорода. Где и как он вырабатывается. 4. Правила безопасного поведения дома. | Занятие с игровыми элементами. Тренинг (гимнастика по методу А.Стрельниковой ) Проектная деятельность Практическое занятие
| Информационный бюллетень «Прогулки на свежем воздухе» | Презентация проекта | |
Зрение и здоровье | ||||
1. Наши органы зрения 2. Секреты Доктора Здоровейкина. 3.Мои глаза я берегу. 4.Сигналы тревоги. | Мультимедийная презентация Занятия с элементами игры на развитие внимания и быстроты реакции (Метод В.В.Базарного) Практикум | Лекция «Ребенок и компьютер». | Чтобы глазки не болели надо… | |
Ноябрь | Поведение, привычки, здоровье | |||
1. Будь здоров без докторов. | Праздник | Стенгазета | ||
2. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит | Игровая программа | Анкетирование | Выставка рисунков | |
3.Опасности в нашем доме | Классный час | Опрос | ||
Основы здорового питания | ||||
ДЕКАБРЬ | 1.Учись быть здоровым | Игровая программа | Тест «Умеем ли мы правильно питаться? | Мое утро начинается… |
2. Овощи, ягоды,фрукты-самые полезные продукты. | Презентация | Мои любимые продукты… | ||
3. Каша к завтраку нужна-каша к завтраку важна | Беседа | Анкета «Завтрак в семье» | ||
4. Это удивительное молоко | Игра-путешествие | |||
5. Поешь рыбки-будут ноги прытки | Игра-конкурс | Рисуночный тест «Самые полезные продукты» | ||
6. Завтрак в моей семье | Совместный проект | Консультация «Как работать над проектом» | Презентация проекта | |
7. Кулинарные традиции моей семьи | Семейный праздник | Презентация новогоднего блюда | ||
ЯНВАРЬ | Кулинарные путешествия | |||
1. Путешествие по музеям напитков | Игра-путешествие | Анкетирование «Значение хлеба в рационе ребенка» | Методика Настроение | |
2. Чудо земли - хлеб | Занятие-исследование | Методика «Волшебник» | ||
3.Удивительное превращение колоска. | Экскурсия на хлебозавод | Незаконченное предложение Хлеб-это…. | ||
Мы за чаем не скучаем | ||||
ФЕВРАЛЬ | 1.Чайные традиции. История появления чая в России | Занятие-исследование | Анкета «Правильное питание» | Методика «Настроение» |
2. Мы за чаем не скучаем | Семейные посиделки | |||
3. Званый обед Правила поведения в гостях. | Игра-инсценировка | Рисуночный тест «Мы идем в гости» | ||
4. Секреты поваренка | Круглый стол | Методика «ранжирование» | ||
5.Кулинарные традиции России | Занятие-путешествие | Презентация | ||
6. Кулинарный глобус Кухни народов мира | Фотовыставка | |||
МАРТ | 7. Кафе «Здоровейка» Итоги работы по теме | Творческий проект «Открытие детского кафе» | Что такое хорошо и что такое плохо. | |
8. Учимся думать и действовать. Один дома. | Практическое занятие | |||
АПРЕЛЬ | Учись быть здоровым | |||
1. Все ли желания выполнимы? | Урок здоровья | Методика «Ранжирование» | ||
2. Цена первой сигареты | Беседа | Консультация «Влияние семейной атмосферы на развитие личности ребенка» | ||
3. Домашняя аптечка | Практикум | |||
4. Вредные привычки- не наши сестрички | Игровая программа | |||
5. Зеленая аптека | Занятие-путешествие | Методика «Краски» | ||
Природа и здоровье | ||||
МАЙ | 1.Внимание:Ядовитые растения и грибы | Презентация | Составление правил здорового образа жизни в свое семье. | |
2.Правила безопасного поведения на природе. 3.Знаки защиты природы | Занятие-практикум | |||
Практическое занятие | Выставка творческих работ. | |||
3. «Здоровяк предупреждает» игра - КВН Семейные команды |
Использованные ресурсы
Список литературы
1. 3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.-СПб.,1997.
3.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.:Издательство «Глобус2,2010
4. Ковалько В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.
5. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
6. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.-СПб.,1998.
7. Порфолио школьника. Методические рекомендации. 1- 2классы/Е.А.Андреева,Н.В.Разваляева,под ред.С.П.Казачковой,М.С.Умновой.-М.:Планета,2012.
Интернет-ресурсы
1. www.Pedsovet.ru
3.www.standart.edu.ru
Сведения об авторе
Мартынова Анна Александровна,
воспитатель, стаж педагогической
деятельности - 30 лет
Домашний адрес: 623711 Свердловская обл.
г.Березовский,п.Кедровка,ул.Советская 13-4
Телефоны: Мобильный 8-908-63-800-21
Рабочий 8(343)69-373 -83
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"
Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни с использованием программы «ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО»
Формирование культуры здоровья, здорового и безопасного образа жизни сиспользованием программы...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни "Ступеньки к здоровью" для 1-4 классов
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни "Здоровым быть - здорово жить!"
Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н...