Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
статья по зож по теме
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая трудная и важная из всех, стоящих сегодня перед школой. Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Какими должны быть навыки безопасного и здорового образа жизни у младших школьников? Как сформировать у детей представление о том, что здоровье – это одна из высших социальных ценностей? Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы, быть социально успешным.
Ребенок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Ведущая роль в ее решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян.
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. В. А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Задачи учителя начальных классов:
- формировать у детей ценностное отношение к себе, своему здоровью, здоровью окружающих детей;
- формировать у детей знания, умения, навыки здорового образа жизни;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди родителей и детей;
- выстроить системным образом комплекс мероприятий, способствующих укреплению психического, социального и физического здоровья младших школьников.
Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников включает 3 этапа :
1 этап – этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель: формирование у ученика основ здорового образа жизни и выполнение элементарные правила здоровьесбережения.
2 этап – этап углубленного изучения.
Цель – формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.
3 этап – этап закрепления знаний и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствованию.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Критерии оценки результативности:
- сформированность ценностного отношения к своему здоровью;
- уровень школьной тревожности;
- уровень физического состояния младших школьников.
Методы и приемы в совершенствовании знаний, умений и навыков по здоровьесбережению:
- различные формы внеклассной и внешкольной оздоровительной работы,
- оздоровительные мероприятия,
- специальные профилактические мероприятия,
- привлечение родителей.
Оздоровительная работа эффективна лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого:
а) повышается уровень интеллектуального развития учащихся;
б) улучшается здоровье детей.
Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.
Снять эмоциональное напряжение позволят использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач.
Однообразия на уроке позволят избежать различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок.
Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.
Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка.
Для периодической активизации чувства общей, в том числе зрительной, координации использую в своей работе схему зрительно-двигательных траекторий. Стрелки указывают направление движения, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх - вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке. Упражнения выполняем коллективно и стоя. Для индивидуального пользования есть соответствующие плакаты. Пирамидка и змейка также являются офтальмотренажёрами.
Каждый ребенок по имеющейся у него памятке в течение 1-2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:
Комплекс упражнений гимнастики для глаз.
Упражнения для улучшения осанки.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).
Некоторые приемы самомассажа (точечный массаж).
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
Упражнения для мышц рук.
С помощью таких приемов развивается зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитываю также материал психологического воздействия цвета на ребенка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли; коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию; красный возбуждает, раздражает; голубой ухудшает настроение; зеленый – улучшает настроение, успокаивает; желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
Чтобы эффективнее реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности, применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое психическое здоровье, не нужно организовать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены, ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.
Вне урока проводятся соревнования, игры, спортивные праздники. Интересно проходят совместные праздники с родителями, экскурсии, спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Одним из приоритетных направлений национальной образовательной президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...