РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗ
при содействии
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ
МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУ
Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему. В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.
Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, особенно во внеурочное время. К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится мини-футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью. Словом, мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.
Именно с этих позиций Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России и подготовлен общероссийский проект «Мини-футбол в школу», являющейся составной частью общероссийской программы развития футбола в стране, которую активно начинает продвигать в жизнь Российский футбольный союз.
Президент РФС
В.Л. Мутко
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Паспорт Проекта
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи Проекта
5. Основные направления и механизм реализации Проекта
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Проекта
Наименование – Мини-футбол в школу.
Основные разработчики – Российский футбольный союз, Ассоциация мини-футбола России.
Организации, привлекаемые к реализации проекта: общественные спортивные организации - Российский футбольный союз, Ассоциация мини-футбола России.
Основание для инновационной деятельности:
- Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями на 10 января 2003 года).
- Закон Российской Федерации "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями на 10 января 2003 года).
- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи".
- Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Госкомспорта РФ от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации".
- Проект стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации
Сроки реализации - 2006-2011 годы.
Цели Проекта:
A. Обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений.
B. Развитие инфраструктуры системы подготовки спортивных резервов по мини-футболу и подъем массовости занятий мини-футболом среди школьников.
C. Ориентация Межрегиональных объединений футбола в их работе на развитие системы подготовки резервов в различных видах футбола, в том числе и в мини-футболе.
Источники финансирования - федеральный бюджет, средства, привлеченные Российским футбольным союзам, Ассоциацией мини-футбола России.
Ожидаемые результаты:
Создание эффективной системы организации физической культуры и формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, базирующаяся на современных достижениях науки, обеспечивающая:
- повышение деловой и спортивной активности детей и учащейся молодежи;
- расширение и внедрение форм по обеспечению доступности всех слоев населения к занятиям популярным и доступным видом спорта в Российской Федерации;
- обеспечение возможности в полном объеме осваивать образовательные программы по спортивным технологиям на всех этапах обучения детей и молодежи;
- укрепление и повышение уровня физического здоровья детей и учащейся молодежи;
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей детей и учащейся молодежи;
- внедрение многообразных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности детей и учащейся молодежи;
- воспитание подрастающего поколения, способного противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;
- подготовка учащейся молодежи к производственной деятельности и воинской службе.
Реализация данного проекта в намеченные сроки позволит существенно увеличить количество детей и подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями во внеурочное время, внесет значительный вклад в укрепление здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения, создаст реальную возможность для отбора талантливых юных футболистов не только для мини-футбола, но и для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу.
2. ВВЕДЕНИЕ
Разработка настоящего Проекта вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на оздоровление нации и, в первую очередь, подрастающего поколения, решение стратегических задач, стоящих перед Российской Федерацией в новых экономических и социокультурных условиях.
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Физическая культура и спорт, в равной степени, как и здравоохранение, образование, культура - это важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, которые не только зависят от социальной системы, но и сами активно воздействуют на различные стороны и сферы общественной жизни - политику, экономику, культуру и другие.
Системный подход к управлению развитием означает понимание двойственности, любых изменений в функционировании сложных социально-экономических систем, которые всегда содержат как позитивную, так и негативную составляющие.
В течение последних десяти лет двадцатого века полное пренебрежение к массовой физической культуре, здоровому образу жизни населения поставило под угрозу здоровье нации. Сложилось совершенно недопустимое положение. В конце 20-го века практически полностью прекратились научные исследования в области организации и управления массовой физической культурой, формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодежи. Существующую в настоящее время в России ситуацию со здоровьем населения, иначе как кризисом не назовешь. Естественная убыль населения (смертность) превышает рождаемость. Значительная часть населения живет в экологически неблагоприятных местностях. В последние годы все чаше отмечаются задержки в физическом и психическом развитии детей, большой процент детей рождаются с различными отклонениями от нормы.
Российская Федерация располагает необходимыми технологиями и ресурсами, потребностями всего общества в деле оздоровления подрастающего поколения, создания всех необходимых условий для массового внедрения современных инновационных технологий физической культуры в повседневную жизнь общества.
Отсутствие у подрастающего поколения, молодежи культуры ведения здорового образа жизни, их общая некомпетентность в вопросах оздоровления средствами физической культуры и наряду с этим осознание частью общества значимости двигательной активности в процессе жизнедеятельности человека приводит к противоречию, которое требует разрешения. Данная некомпетентность и отсутствие в целом культуры ведения здорового образа жизни привели к тому, что объективная духовно-нравственная и социально-экономическая эффективность физической культуры и спорта во многом остается пока мало востребованной из-за субъективной недооценки её в жизни отдельного человека, а также общества в целом.
Сегодня в России по данным статистической отчетности занимаются физической культурой и спортом только 15,5 млн. человек (всеми видами спорта - 12,3 млн. чел.), что составляет 10,6% от всего населения страны. По данным социологических опросов от 15 до 20% занимаются нерегулярно, но самостоятельно. Но постепенно среди части населения возрастает интерес к научно-обоснованным методикам и технологиям в использовании средств физической культуры в комплексе мер, способствующих укреплению здоровья. Любители здорового образа жизни, энтузиасты массового спорта нуждаются сегодня в поддержке государственных и общественных физкультурно-спортивных, молодежных, профсоюзных организаций, новых структур.
Сфере образования детей, подростков и молодежи по вопросам организации здорового образа жизни нужен механизм, обеспечивающий развитие человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрение активной наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека. Средства физической культуры и спорта, являющиеся одной из эффективных форм реабилитации функционального состояния человека, способны существенно повысить общий функциональный и духовный статус живущего в экстремальных условиях организма.
Проблема формирования привычек здорового образа жизни, сознательного отношения к собственному здоровью и физической подготовленности как важная характеристика конкурентоспособности человека в условиях общества выступает на всех возрастных этапах как проблема современности, которая должна решаться за счет новых подходов к системе физического воспитания, изменения содержания, форм и методов работы. Ухудшение состояния здоровья и уровня физической готовности в условиях социальных, экономических и экологических проблем свидетельствует о несостоятельности существующего традиционного подхода в физическом воспитании школьников. Современная система физического воспитания, детерминированная задачами прикладной физической подготовки в ущерб комплексному подходу к реализации всех ценностей физической культуры, не обеспечивает их использование для адаптации ребенка к трудным современным условиям жизнедеятельности.
Обеспечить физическое совершенство и здоровье детей можно путем преобразования существующей ныне системы физического воспитания подрастающего поколения, отказа от единой и обязательной для всех школьной программы физического воспитания. Только признание необходимости индивидуализации и дифференциации содержательной направленности в физическом воспитании, освоение школьниками интеллектуальных ценностей физической культуры, ее огромного валеологического потенциала, коммуникативных, информационных, эмоциональных, мобилизационных и других ценностей физкультурной деятельности позволяет разрешить противоречие между уровнем накопленного знания по проблемам в развитии физической культуры личности, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой.
Проведенные в этом направлении исследования В.К. Бальсевичем, М.Я.Виленским, П.П.Виноградовым, В.И.Жолдаком, Л.И.Лубышевой, Н.В.Барышевой и др. свидетельствуют об огромных резервах реорганизации современного физического воспитания, реализация которых позволяет коренным образом изменить его содержание и эффективность.
Поэтому особенно актуальным сегодня является преодоление реально существующего противоречия между уровнем и объемом общественного знания, общественного культурного наследия в сфере деятельности, связанной с физическим воспитанием, физическим совершенствованием, уровнем и объемом индивидуального знания и потенциала личностной физической культуры подавляющей массы детей и молодежи.
Статистика показывает, что из общего количества занимающихся всеми видами спорта (105 видов - по форме №1-ФК) первое место (почти 12%) составляют занимающие футболом (в физкультурно-спортивных организациях), некоторое количество занимается футболом в так называемых "неорганизованных формах", согласно социологическим исследованиям среди общего количества желающих заниматься тем или другим видом спорта большое количество желающих заниматься футболом - почти 21%, потребность же в занятиях футболом, особенно в старших возрастных молодежных группах, реализуется - только около 50%. Ведущим в сфере физической культуры и спорта остается предоставление услуг в форме спортивного зрелища, и здесь вне конкуренции - футбол.
В связи с этим, приоритетным направлением развития созидательной активности детей и учащейся молодежи Российской Федерации путем разработки и внедрения инновационных технологий физического воспитания и формирования здорового образа жизни доступен и возможен через развитие футбола, как популярного и предпочтительного вида спорта среди детей, подростков и молодежи.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развитие созидательной активности детей и учащейся молодежи подразумевает целенаправленную организацию физического воспитания в образовательных учреждениях и формирования здорового образа жизни, проведение постоянного мониторинга физического здоровья детей и учащейся молодежи, внедрение различных форм привлечения детей и учащейся молодежи к активным занятиям популярными видами спорта, в первую очередь наиболее предпочтительными детьми и молодежью.
Привлечение к активным занятиям физической культурой и спортом должно строиться с учетом следующих основополагающих принципов:
- направленность теоретических, поисковых, прикладных и фундаментальных исследований на социальное, духовное и физическое развитие общества и усиление их эффективности за счет повсеместного внедрения информационных технологий и обеспечения реализации результатов исследования в практике;
- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления, многообразие форм организации по учету спортивных интересов и потребностей всех групп молодежи;
- концентрация ресурсов на приоритетных научных направлениях, включающих широкий спектр медико-биологических, информационных, психологических, социологических и педагогических методов, ориентированных на конечный результат;
- поддержка педагогических коллективов школ, способных обеспечить непрерывный, качественный и эффективный процесс привлечения детей и учащейся молодежи к активным занятиям популярными видами спорта;
- измеряемость результатов реализации проекта и независимость их оценки.
Реализация цели требует решение следующих задач:
1. Способствовать комплексному решению проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы общеобразовательных учреждений.
2. Создать систему стимулов для развития среди школьников мини-футбола путем организации внутришкольных, городских (районных), областных (краевых) и всероссийских соревнований, а также всероссийского конкурса на лучшую постановку в школах массовой работы по мини-футболу среди учащихся.
3. Обеспечить общеобразовательные школы специальной научно-методической литературой, пособиями и видеоматериалами по мини-футболу, а также инвентарем.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Российский футбольный союз, Ассоциация мини-футбола России, Межрегиональные объединения футбола, совместно с территориальными федерациями футбола различных уровней при участии соответствующих органов образования, физической культуры и спорта организуют предварительную инструктивную работу с руководителями и преподавателями физической культуры по созданию в школах секций по мини-футболу, проведению внутришкольных соревнований и участию сборных команд школ в региональных и финальных всероссийских соревнованиях. Последние проводятся в весенние школьные каникулы. Региональные соревнования организуют соответствующие МРО футбола. Финальные всероссийские соревнования организуют РФС и АМФР на призы Российского футбольного союза.
РФС и АМФР снабжают МРО футбола для раздачи преподавателям физической культуры школ пособия «Мини-футбол в школе», методический плакат для школьников «Играй в мини-футбол». Компания «2К» направляет в каждое МРО футбола для проведения региональных соревнований специальные мини-футбольные мячи. Ежемесячный методический журнал Министерства образования РФ «Физическая культура в школе» публикует необходимые методические материалы и информацию о данных мероприятиях.
План внедрения мини-футбола в школу предусматривает три основных этапа.
1-й этап – экспериментальный (2005-2006 учебный год)
На данном этапе определяются 6 территорий, в которых организуется работа по созданию в школах секций по мини-футболу и проведению местных соревнований среди команд мальчиков двух возрастов – 12-13 и
14-15 лет. Такими территориями являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пензенская, Свердловская, Московская и Тюменская области. В зимние школьные каникулы федерации футбола данных территорий совместно с местными ассоциациями мини-футбола и при участии соответствующих органов образования и физической культуры организуют соревнования сборных команд школ, на которых выявляют по две лучшие команды в каждой возрастной группе. Эти команды становятся участницами финального турнира, который проводят на призы Российского футбольного союза. На данном турнире выявляются первые чемпионы России по мини-футболу среди команд школ.
Одновременно в ходе проведения финального турнира РФС и АМФР организуют для соответствующих сотрудников МРО футбола и региональных ассоциаций мини-футбола всероссийский семинар в целях подготовки к организации в стране массовой работы по мини-футболу со школьниками.
2 –й этап - массового охвата (2006-2007 учебный год)
На данном этапе, начиная с начала учебного года, к организации работы по мини-футболу со школьниками подключаются все МРО футбола (Центр, Юг, Черноземье, Золотое кольцо, Северо-запад, Приволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток). РФС и АМФР организуют специальную телевизионную передачу для школьников «Играйте в мини-футбол», направляют в каждое МРО подготовленных инструкторов, снабжают учителей физической культуры необходимой методической литературой.
В период осенних и зимних школьных каникул на территории каждого МРО футбола проводятся местные и региональные соревнования среди сборных команд школ трех возрастов: 10-11, 12-13 и 14-15 лет. В данных соревнованиях отдельно принимают участие команды мальчиков и девочек.
В весенние школьные каникулы РФС и АМФР организуют для команд-победительниц региональных соревнований всероссийский финальный турнир на Кубок Российского футбольного союза. В данных соревнованиях участвуют сборные команды школ – отдельно мальчики и девочки двух возрастных групп – 12-13 и 14-15 лет. Школам - победителям финального турнира РФС безвозмездно оборудует мини-футбольное поле с искусственным покрытием. Мальчики же и девочки 10-11 лет завершают соревнования на региональном уровне.
Одновременно с проведением всероссийского финального турнира РФС и АМФР подводят итоги всероссийского конкурса на лучшую постановку работы по мини-футболу в школе. Итоги конкурса подводятся по материалам, представленным МРО футбола. Лучшие школы награждаются специальными призами РФС и АМФР, руководители этих школ – ценными подарками, юные футболисты мячами и экипировкой компании «2К».
3–й этап - стабилизационный (2007-2008, 2008-2009, 2009-2010,
2010-2011 учебные годы)
На данном этапе проводятся те же мероприятия, что и на II этапе. Однако перед каждым МРО футбола ставится задача расширения массовости занятий школьников мини-футбола. В целях повышения ответственности и заинтересованности руководителей МРО футбола в качественном проведении такой работы РФС и АМФР организуют среди МРО футбола конкурс на лучшую организацию в регионах работы по развитию школьного футбола.
6. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Мероприятия по реализации данной Программы будут осуществляться за счет предусмотренных в федеральном бюджете и привлеченных Российским футбольным союзом и Ассоциацией мини-футбола России средств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация данного проекта в намеченные сроки позволит существенно увеличить количество детей и подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями во внеурочное время,
• внесет значительный вклад в укрепление здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения;
• создаст реальную возможность для отбора талантливых юных футболистов не только для мини-футбола, но и для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу;
• обеспечит рост охвата занимающихся активными формами занятий физической культурой и спортом и средствами здорового образа жизни;
• обеспечит базу для разработки научных основ подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований по вопросам развития созидательной активности детей и учащейся молодежи.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
проекта в рамках реализации «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации»
проект «Мини-футбол в школу»
1. Основание для проведения работы:
стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. 3АКАЗЧИК:
Российский футбольный союз.
3. ИСПОЛНИТЕЛЬ: Российский футбольный союз.
Соисполнитель: Ассоциация мини-футбола России.
4. Цели работы:
1. Обеспечение комплексного решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы образовательных учреждений.
2. Развитие инфраструктуры системы подготовки спортивных резервов по мини-футболу и подъем массовости занятий мини-футболом среди школьников.
5. Основные требования к работе:
в соответствии требованиями, предъявляемыми в рамках контракта.
6. Форма представления результатов: Отчеты по НИР, Акты выполненных работ, Акты внедрения, Учебные и рабочие программы подготовки и переподготовки тренерско-педагогических кадров, проекты Государственных образовательных стандартов 3-го поколения по специальностям 022300, 13.00.04, 521900.