Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс
статья по зож по теме

Баталова Юлия Николаевна

В статье проводится анализ по реализации учителем   здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

                   В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. На каждом уроке и во внеурочной деятельности необходимо применять здоровьесберегающие технологии.

С сентября 2011 года работаю по  созданной мной программе внеурочной деятельности  спортивно-оздоровительного направления «Азбука Здоровья»  1-4 класс.

             В  начале   урока стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к.  у  учащихся  развита  интуитивная  способность  улавливать  эмоциональный  настрой учителя. При планировании урока не  допускаю  однообразия  работы.  На  уроке  использую  от  4  до  6  видов  учебной деятельности: опрос учащихся, письмо цифр, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,  ответы  на  вопросы,  решение  примеров,  чтение  и  решение  задач письмо под диктовку и др. Осуществление идеи  организации  здоровьесберегающего  учебно-воспитательного  процесса  приводит  к необходимости  использования  динамических  пауз  на  каждом  уроке.  В  этом  помогают физкультминутки  на  уроках.  На каждом уроке провожу по две физкультминутки,  одна  -  через  15-20 минут  от начала  урока  (фаза  двигательного  беспокойства)  для  снятия  мышечного статического  напряжения.  Вторую  физкультминутку  провожу  для  снятия  напряжения  с кистей  рук,  плечевого  пояса,  гимнастика  для  глаз  или  в  зависимости  от  работы  на  уроке. Физкультминутки  я  провожу,  учитывая  специфику  предмета,  использую  музыкальное сопровождение,  с  элементами  массажа.   Ввожу  упражнения  для  выработки  глубокого  дыхания,  усиления  выдоха,  в  сочетании  с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам,  которые  не  были  загружены  при  выполнении  текущей  деятельности,  а  также способствуют расслаблению мышц.  В  состав  упражнений  для  физкультминуток  я  включаю:  упражнения  по  формированию осанки,  укреплению  зрения,  укрепления  мышц  рук,  отдых  позвоночника,  упражнения  для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области рук.  Придерживаюсь рациональной организации урока, а именно:  

•  строгая дозировка учебной нагрузки;  

•  построение урока с учетом работоспособности учащихся;  

•  соблюдение  гигиенических  требований  (свежий  воздух,  оптимальный  тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);  

•  благоприятный эмоциональный настрой;  

•  проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.    

          Каждый день обязательно провожу утреннюю зарядку перед началом уроков,  которая  помогает  школьникам  активно  включаться  в  работу  с  утра. Удовлетворить  двигательную  потребность  учащихся  нашего класса также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры, игры на свежем воздухе во время группы продленного дня,  выезд в  бассейн (1 класс), на лыжную базу, лес, праздники здоровья,  посещение спортивных секций и кружков. Мной разработаны и проведены дни здоровья «Зимние забавы» 2кл., «Веселье на Масленицу» 3 кл., праздник «Спортивная азбука» 1 кл., «Богатырские забавы» 4 кл. 

     Воспитание  внимательного  отношения  к  своему  здоровью  проходит  через  воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов (разработано и проведено внеклассное мероприятие «Спор о вреде и «пользе» курения» 3-4 кл.),  экскурсии,    посещение  в зимний  период  ледового  катка,    встречи  с  медсестрой  школы,   участие в спортивных мероприятиях, занятия в секции «Волейбол», «Пионербол», «Туризм», «Футбол».   Важным  условием        нормального    роста школьника,  укрепления  его  здоровья,  а  значит, успешного   обучения,  является рациональное питание. Разговор о правильном питании   не только интересен  сам  по  себе, но и полезен для  детей. Разработан и проведён классный час «Здоровое питание» 3 кл., проведён конкурс  детских презентаций, рисунков «Здоровая пища»   От  того,  насколько  правильно  и  качественно организовано  питание  школьника,  зависит  его  здоровье,  настроение,  трудоспособность  и качество учебной деятельности. В  своей  работе  по  сохранению  здоровья  младших  школьников  и  подготовке  их  к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и среди взрослых: педагогов, медицинских работников и родителей:

- проведение  лекций о здоровом образе жизни в семье, о питании младшего школьника, родительских  собраний,  конференций,  посвященных возрастным  особенностям  обучающихся,  проблемам  здоровья, вредным привычкам, зависимости от компьютера;

  - проведение  и участие родителей в спортивных мероприятиях класса «Мама, папа, я - спортивная семья»,  «Дни Здоровья»;  

  - организация оздоровительного  активного отдыха.

  Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся
 
-Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

-Соблюдение санитарно-гигиенического режима

-Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам

-Разнообразие форм и методов работы

-Смена видов деятельности

-Чередование видов активности

-Физкультминутки, гимнастика для глаз  (мной разработан тренажёр для глаз)

-Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни.

-Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением врачей.

-Проведение мероприятий  спортивной направленности.

Предпринятые меры позволили сохранить и улучшить уровень здоровья обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

«Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»

Доклад на тему: «Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Формирование здорового образа жизни»    ...

Пропаганда работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно - воспитательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта-это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориенти...