Брошюра "Правильное питание"
методическая разработка по зож на тему

Дубовицкая Анна Сергеевна

Материалы к программам:

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни учащихся

из опыта работы учителя начальных классов Дубовицкой А.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx22.79 КБ
Файл soderzhanie.docx13.8 КБ
Файл soderzhanie_broshyury.docx283.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Материалы к программам:

формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни учащихся 

из опыта работы учителя начальных классов Дубовицкой А.С.

2013 г.



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка………………………………………….3

Общие правила «Правильного питания»………………4

«Наши витамины»………………………………………………….7

«А знаешь ли ты…»……………………………………………….12

Кроссворд «Правильное питание: фрукты, овощи и ягоды»…………………………………………………………………..14

Пословицы ……………………………………………………………18

Кроссворд «Здоровье» ………………………………………..20

Частушки ……………………………………………………………….23



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Первым   по значимости условием здоровья является правильное питание. В связи с этим школа проводит комплекс мероприятий по  организации здорового питания.

          Правильное, рациональное питание – важный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий процессы роста и развития организма, условие сохранения здоровья в любом возрасте, но особенно в детском и подростковом. Факторами, определяющими соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания в организационной форме, можно считать следующее:

  • состав продуктов питания,
  • качество продуктов питания,
  • количество продуктов питания (на один прием пищи, в день, в  месяц),
  • режим питания,
  • организация питания.

         В образовательных учреждениях  должно быть организовано 2-х разовое горячее питание для детей групп  продленного дня и горячие завтраки для остальных детей, но при возможности, чтобы все дети получали в школе 2-х разовое питание.

         В организации питания большое значение имеют не  только режим питания для каждой взрослой группы, но и правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи, а также создание оптимальных условий приема пищи.

Действенным оказывается привлечение для решения этой задачи возможностей родителей учащихся.

http://www.vbodrov.ru/wp-content/uploads/2011/01/2451981.jpgОбщие правила

 правильного питания

http://www.vbodrov.ru/wp-content/uploads/2011/01/2451981.jpg

  • Соблюдайте правильный режим питания.

Оптимальным считается четырехразовый прием пищи с интервалами в 4-5 часов, в одно и то же время. При этом завтрак должен составлять 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15% и ужин — 25%. Ужинать рекомендуется не позднее чем за 3 ч до сна.

  • Ешьте медленно
  • Научитесь отличать голод от аппетита.

Голод - это природный инстинкт, который говорит нам о том, что в данный момент готов принять и переработать пищу, удовлетворив тем самым свои физиологические потребности. Аппетит возникает в результате воздействия на наш разум и чувства вида, запаха еды.

  • Не пейте во время еды. 

Вода во время еды приводит к плохому пережевыванию пищи. Вместо того чтобы хорошо пережевывать и смачивать слюной пищу, запивающий человек, приучается глотать ее увлажненной и полупрожеванной.

  • Считайте калории.

Необходимо правильно рассчитать калорийность вашего суточного рациона. Сокращать калорийность питания следует в первую очередь за счет уменьшения объема потребляемых углеводов и жиров.

  • Ешьте в хорошем настроении.

Древние мудрецы говорили: "Радость повышает усвоение пищи, уныние подавляет и ликвидирует его". Поэтому никогда не садитесь за стол в плохом настроение, с головой, полной отрицательных эмоций, набитой разными проблемами.

  • Слушайте свой организм.

 Еще один важный момент - умение услышать свой организм. Бывает так, что вместо очередной порции салата, организм требует кусок зажаренного мяса или рыбы. Прислушайтесь к нему и дайте ему то, что он хочет. Возможно, организм, таким образом, сигнализирует вам о том, что ему не хватает витаминов.

  • Ешьте более разнообразную пищу.

В ежедневном рационе обязательно должны быть мясо или рыба, зерновые — каши, хлебо-булочные изделия, растительные масла, овощи и фрукты.

  • Ешьте теплую пищу. 

Холодная пища усваивается хуже, очень горячая — обжигает слизистую. 500С — средний температурный режим.

  • Пейте достаточное количество жидкости.

В среднем — 1,5 литра в день (с учетом того,что жидкость мы получаем не только в чистом виде, но и вместе с супом, чаем, овощами и фруктами).

  • Не переедайте. 

Помните о том, что чувство насыщения приходит немного позже после трапезы. И чем больше был интервал между приемами пищи, тем позже приходит чувство насыщения.

http://img.nk-time.com/uploads/2010-09-21/2159-10.jpgНаши витамины

Витамин

Источник

Характер воздействия

Витамин Аhttp://www.vitamini.ru/vitamini/14_1.jpeg

Рыбий жир, печень, почки, молоко, масло, сыр, яйца, маргарин, зеленые листовые овощи, желтые и красные фрукты и овощи (в том числе абрикосы, морковь, помидоры).

Укрепляет слизистую оболочку (в том числе кишечника). Поддерживает здоровье кожи — предохраняет от прыщей. Улучшает ночное зрение. Необходим для роста.

Витамин В1 http://www.vitamini.ru/vitamini/15_1.jpeg

Свинина, бекон, печень, почки, продукты из цельного зерна, дрожжи, соя, рыба, зеленые овощи, в том числе горошек, картофель.

Помогает использовать углеводы (вместе с В2 и В3). Тонизирует мышцы пищеварительной системы. Помогает переваривать белки. Укрепляет нервную систему.

Витамин В2 http://www.vitamini.ru/vitamini/16_1.jpeg

Клетчатка, печень, дрожжи, зерновые зародыши, мясо, соя, яйца, овощи, орехи, молочные продукты (в том числе сыр).

Помогает извлекать из пищи энергию. Необходим для роста и поддержания общего здоровья кожи, волос, ротовой полости и глаз.

Витамин В5 http://www.vitamini.ru/vitamini/17_1.jpeg

Большинство продуктов, особенно мясо, зернопродукты (в том числе с отрубями и темный рис), овощи, дрожжи, яйца, орехи.

Способствует работе всего организма и его росту. Поддерживает здоровье тканей тела (в том числе кожи). Нужен для роста волос. Помогает усвоить энергию из жиров. Улучшает обмен веществ.

Витамин В6 http://www.vitamini.ru/vitamini/18_1.jpeg

Мясо, яйца, рыба, хлеб, зеленые овощи (в том числе капуста), дрожжи, пророщенное зерно и продукты из муки с отрубями, молоко.

Способствует соединению пищеварительных ферментов. Помогает организму использовать белки. Поддерживает здоровье кожи, нервов и мышц. Способствует работе всего организма. Участвует в выработке гормонов, ферментов и веществ нервной системы.

Витамин В12 http://www.vitamini.ru/vitamini/20_1.jpeg

Печень, мясо, яйца, дрожжевой экстракт, молочные продукты, рыба. (В растительной пище отсутствует.)

Поддерживает здоровье кожи и нервов. Необходим для размножения клеток тела и крови. Помогает использовать белки.

Витамин С http://www.vitamini.ru/vitamini/21_1.jpeg

Цитрусы (в том числе апельсины), зеленые овощи, помидоры, картофель, черная смородина.

Укрепляет кожу, десны, кровеносные сосуды, кости и зубы, а также связь между клетками. Способствует заживлению ран и сопротивлению инфекциям. Укрепляет весь организм.

Витамин D http://www.vitamini.ru/vitamini/22_1.jpeg

Масло, маргарин, яйца, рыбий жир, жирная рыба.

Также образуется в коже под воздействием солнечного света. Помогает регулировать обмен кальция в организме и, значит, необходим для зубов и костей.

Витамин Е http://www.vitamini.ru/vitamini/23_1.jpeg

Семена, зеленые листовые овощи, орехи, хлеб с отрубями, маргарин, крупы, яичный желток, растительное масло, пророщенное зерно.

Действие не совсем ясно, но при его нехватке развивается малокровие. Сохраняет в организме жиры.

Витамин К http://www.vitamini.ru/vitamini/24_1.jpeg

Зеленые овощи, соя, печень, растительное масло, крупы, фрукты, орехи.

Участвует в свертывании крови.

Витамин РРhttp://www.vitamini.ru/vitamini/25_3.jpeg

говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы, брокколи, морковь, картофель, помидоры, бобовые, арахис,

улучшает углеводный и липидный обмен, положительно действует при легкий формах диабета, заболеваниях печени, сердца, язвенной болезни, энтероколитах.

А знаешь ли ты, что…

Банан улучшает сон. Мягкое слабительное.

Вишня снижает головную боль

Зеленый чай хорошо выводит из организма токсические вещества и яды, замедляет рост раковых клеток.

Киви повышает устойчивость к сердечно-сосудистым заболеваниям, инсультам, раку и болезням дыхательной системы.

Рис (коричневый) успокаивает нервы, снимает депрессию.

Рыба понижает риск возникновения инфаркта.

Сельдь прекрасно очищает кровь, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему.

Томатный сок убивает раковые клетки.

Чеснок уменьшает количество вредного холестерина, понижает кровяное давление и даже снижает риск рака желудка и толстой кишки.

Груша полезна для щитовидной железы.

Молоко укрепляет зубы, кости и волосы.

Манго помогает предотвратить артриты и способствует заживлению ран, плюс укрепляет иммунную систему.

Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит.

Куриное мясо способствует разжижению слизи при простуде. Мягкий антибиотик.

Гранат повышает гемоглобин в крови.

Яйца полезны при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, расстройствах нервной системы.

Арахис понижает риск заболевания сердца.

Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.

Свекла очищает кишечник, удаляет камни из почек и мочевыводящих путей, улучшает кровь, очищает печень и желчный пузырь.

 

Кроссворд «Правильное питание: фрукты, овощи и ягоды»

  1. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки – Собираем огоньки.

  1. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

  1. Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

  1. Круглое, румяное

С дерева достану я,

На тарелку положу:

“Кушай, мамочка”, – скажу.

  1. Снаружи коричневый, ворсистый.

Внутри зелёный, сладко-кислый.

  1. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я?

  1. Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

  1. Щёки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

  1. Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

  1. Чёрных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!        

  1. Заморский гость сидит на кустике,

С зелёным чубчиком на голове.

Одет он в серую кольчугу –

Плотно колечки прижаты друг к другу.

  1. Низок, да колюч, сладок, не пахуч.

Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь.

  1. Плод, похожий на лампочку.

  1. Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.        

  1. Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.

Ответы: 1. Земляника  2. Репка  3. Арбуз  4. Лук  5. Яблоко 6. Киви 7. Свекла 8. Морковь 9. Редиска

                10. Тыква  11. Смородина  12. Ананас  13. Крыжовник  14. Груша  15. Горох  16. Капуста

Пословицы

 «Правильное питание»

Хорошего понемножку, сладкого – не досыта.

Сладок мёд, да не по две ложки в рот.

Гречневая каша – матушка наша,

а хлебец ржаной – отец наш родной.

Если много съешь, то и мёд горьким покажется.

Коли ешь все подряд, еда – яд.

После обеда – полежи, после ужина – походи.

Наелся, как бык, не знаю, как быть.

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Сладко естся – так плохо спится.

Умеренность в еде полезней ста врачей.

Хлеб да вода – здоровая еда.

 Когда я ем, я глух и нем.

Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.

Пей томатный сок – будешь строен и высок.

Кроссворд «Здоровье»

1.

 

 

 

 

з

2.

 

 

 

 

д

 

 

3.

 

 

 

о

 

 

4.

 

 

р

5.

 

 

 

о

6.

 

в

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

ь

8.

 

 

 

 

е

 

 

  1. Круглый, круглый,

 Сладкий, сладкий,

 С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

Красный, красный он внутри

  1. Растут на грядке зеленые ветки

А на них - красные детки.

  1. От него — здоровье, сила

 И румянец щёк всегда.

 Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

  1. Составь слово по числам

    3   2   1

    р   ы   с

  1. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда,

Живое выбежало чудо.

  1. Вверху зелено, внизу красно,

 В землю вросло.

  1. Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

  1. Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

Карамельна, шоколадна,

И сгущённа, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку...

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

И сразу в рот меня кладите.

Тут уж точно нет секрета.

Как зовут меня?

Частушки

«Правильное питание»

Посидим у самовара
И частушки сочиним.
Про здоровое питанье
Рассказать мы вам хотим.

Вы не пейте кока-колу,
Не полезная она,
Лучше съешьте вы капусту
Поделюсь ей с вами я.

Кушай овощи, дружок,
Будешь ты здоровым!
Ешь морковку и чеснок,
К жизни будь готовым!

С газировкою любой
Заболит животик твой!

Суп с горохом и капустой-
Будет в животе не пусто.

И бульончик припивай-
Язва и гастрит, прощай!

Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб -
Вот хороший вам обед.

Я фруктовую диету
Соблюдаю иногда,
Чтобы нервная система
Не страдала никогда! 

Эй, дружок, кидай в салат
Сельдерей, щавель, шпинат
И петрушку, и салат
В них для нас – здоровья клад!

Дыни, яблоки иль груши,
Хочешь ешь, а хочешь пей.
Наслаждайся, сколько сможешь,
Нет их лучше и вкусней.

Молоко, творог, сметана
Для здоровья хороши.
Я люблю продукты эти
Кушать часто, от души!

Я сегодня рано встала,
И морковку я достала.
Можно скушать бутерброд
Только заболит живот.

Лучше лука и морковки
Нет на свете овощей.
Мы добавили их в гречку,
Ешь скорей и не болей.

Если есть не будешь лук,
Сто болезней схватишь друг,
А не будешь есть чеснок,
То простуда свалит с ног.

Вы не пейте газировку,
Ведь она вам вред несёт,
А попейте лучше квас-
Он вкусней во много раз!

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым,  
Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу – утром, суп – в обед
А на ужин – винегрет.

Будем салаты много кушать, 
Салат силы нам придаст.
«Роллтон», чипсы, «Кириешки»
Пусть лежат лишь про запас!

Если ты не хочешь

супа - поступаешь очень глупо.
И не станешь нипочём

настоящим силачом.

Ешьте творог вы на завтрак
Будут зубы крепкие.
А добавите варенья,
Будет вкусным угощенье.

Я хожу по магазину
Покупаю вещи все,
А про овощи забыла
Витамин не хватит мне.

Посадили огурец
Мы на огороде,
Говорят, что этот овощ
Уж полезен очень!

Ешьте овощи и фрукты-
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)

Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...