Программа по охране и развитию зрения для уч-ся начальных классов
рабочая программа по зож (3 класс) по теме

Баева Татьяна Ивановна

Данную программа можно использовать и в коррекционных школах для детей с ослабленным зрением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docxokhrana_i_razvitie_zreniya.docx1023.11 КБ

Предварительный просмотр:

Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат IVвида.

Учитель начальных классов Баева Татьяна Ивановна.

           

                                                                                        Пояснительная записка

        В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия. Это позволило бы во многом устранить возникающие трудности в учебно-познавательной деятельности, оказать положительное воздействие на кору головного мозга, ослабить зависимость становления зрительной функции от зрительного дефекта.                                      

Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представления о форме, цвете, величине предмета, расположении предметов в пространстве. Низкий уровень сформированности сенсорных эталонов и способности оперировать ими у таких детей приводит к стойким вторичным отклонениям в их зрительном восприятии, затрудняет формирование предметных представлений и мыслительных операций и накладывает специфический отпечаток на учебную деятельность слабовидящих школьников.                                                      Например, при чтении часто возникают оптико-гностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смещение сходных форм, не сформированность представлений. Выявлено также отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма.  Дети часто не различают строку и клетку в тетради, плохо запоминают буквы, допускают искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушением зрения испытывают также трудности, связанные с недостаточным развитием зрительно-моторной координации, с темпом учебной работы.

        Наличие перечисленных трудностей у младших школьников часто приводит к снижению успеваемости. Ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения становится источником отрицательных эмоций и может являться в дальнейшем причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей, возникновения дезадаптации.

Один из путей реализации такого подхода к охране зрения и  психологической коррекции нарушений зрительного восприятия – разработка курса занятий активного и целенаправленного развития и охраны зрения и зрительного восприятия. Учитывая, что психические процессы связаны между собой и взаимообусловлены, проведение таких занятий имеет большое значение для компенсаторного развития познавательной деятельности, способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи.

        Цель данной программы:  компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровьесберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.

        

         Задачи программы:

  1. Дать знания, помогающие обеспечить охрану зрения в жизни, поддержать остаточное зрение, по возможности улучшить имеющееся зрение.
  2. Расширение и коррекция у детей с нарушениями зрения предметных представлений и способов обследования предметов; формирование системы основных умственных действий и операций.
  3. Повышение уровня сенсорной готовности к школьному обучению путем формирования сенсорных эталонов.
  4.    Формирование у детей потребности использования зрительных умений и навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов.
  5.    Развитие  восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.
  6.    Развитие временных представлений.
  7.    Обеспечение тесной связи мануальных и зрительных действий ребенка и совершенствование зрительно-моторной координации.

        Содержание программы соотносится с общедидактическими задачами обучения и тесно связано со школьными программами по математике, природоведению, родной речи, рисованию, труду. Оно обеспечивает воздействие педагогическими средствами на функциональную, операционную и мотивационную стороны восприятия.

        

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 20-30 минут. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

        

        Непрерывная зрительная нагрузка не превышает 5-10 минут. В ходе занятий педагог следит за тем, чтобы у детей не возникало зрительное утомление, строго соблюдать требования гигиены к освещённости, позе и осанки детей. Использование в одном занятии разных методик позволяет предотвратить утомление и поддерживает постоянную познавательную активность детей.

1 класс

Тема

Количество часов

Сроки проведения

I раздел.

Оценка уровня зрительного восприятия

1

Определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.

1

II раздел

Введение в курс «Охрана зрения и зрительного восприятия»-

2

знакомство с гимнастикой для глаз;                                                                                          бережное отношение к очкам, уход за очками.

1

1

III раздел

Восприятие цвета

7

знакомство с цветами радуги;                                                                                                     выделение цветов и их оттенков в окружающем мире;                                                                   фиксация цвета по насыщенности;                                                                                       формирование зрительных представлений по теме: «Овощи, фрукты»;                                  развитие зрительно-моторной координации.

1

1

1

2

2

IV раздел

Восприятие формы и величины предметов

28

знакомство (повторение изученного в д/с) с простыми геометрическими                              фигурами, объемными телами;                                                                                                  знакомство с линиями (прямая, кривая, ломаная, отрезок);                                               вычерчивание с помощью линейки прямых линий, отрезков;                                            упражнения в классификации фигур по форме, соотнесении изображения                                  предмета и геометрической фигуры, деление фигур на части;                                          проведение зрительных диктантов;                                                                                       формирование зрительных представлений по теме: «Времена года».                                           чтение небольших предложений с изученными буквами;                                                     рисование букв, узоров по клеткам;                                                                                       конструирование изображений  из геометрических фигур, палочек                                       восприятие больших и маленьких плоских фигур;                                                                   восприятие больших и маленьких предметов на картинке и в окружающей жизни                     восприятие параметров длины, толщины, ширины, высоты                                              формирование зрительных представлений по теме: «Дикие и домашние животные».

 

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

V раздел

Ориентировка в пространстве

13

формирование представлений о схеме тела;                                                                            упражнения на восприятие расстояния, глубины пространства;                                            упражнения на восприятие направлений в пространстве и на плоскости (выполнение графических диктантов, зрительные диктанты).                                                                            игры по поиску предметов по заданной схеме;                                                                          развитие зрительно-моторной координации;                                                                     формирование зрительных представлений по теме: «Мебель».

1

2

 

4

2

2

2

VI Раздел

Восприятие целостного предмета

9

упражнения на узнавание предметов по силуэтному и контурному изображению;                 работа с наложенными рисунками;                                                                                            упражнения в составлении целого из частей;                                                                                           игры на конструирование.

2

3

2

2

VII раздел

Восприятие сложных рисунков 

8

рассматривание картинки, серии картинок, соединенных единым сюжетом;                      просмотр диафильма «Цвет, форма, размер»                                                                                                     составление рассказов по картине, описаний предметов по заданному плану.                                 чтение небольших текстов.  

2

2

2

2

Итого

68ч.

                   

                                                         

                                                               

                                                     Уровень умений и навыков после 1-го года обучения:

1. Знание названий основных цветов и их оттенков, умение выделять их в окружающем мире, фиксировать цвета по насыщенности (в зависимости от зрительного диагноза).

2. Знание основных правил обращения с очками, необходимости их  ношения, умения выполнять простейшую гимнастику для глаз.

3. Сформированность сенсорных эталонов формы, умения соотносить эти эталоны с формой предметов.

4. Умение пользоваться линейкой.

5. Знание направлений в пространстве относительно себя и других предметов, умение ориентироваться на плоскости, умение показать правую и левую стороны на себе и на другом человеке при зеркальном отображении.

6. Совершенствование зрительно-моторной координации.

7. Умение ориентироваться в простой картине, составлять описание предмета по плану и рассказ по серии картинок, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

8. Сформированность зрительных представлений по темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Мебель».

2 класс

На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные за первый год, формируются зрительные представления по новым темам, усложняется дидактический материал, совершенствуется уровень владения сенсорными эталонами.

Тема

Количество

часов

Сроки проведения

I раздел.

Оценка уровня зрительного восприятия

1

Определение уровня знаний, умений и навыков после 1-го года обучения.

1

II раздел

Охрана зрения

3

основные противопоказания к видам деятельности в зависимости от офтальмологического диагноза;

 3

III раздел

Восприятие цвета

7

цвета и их сочетания, контрастные цвета, теплые и холодные цвета;

раскрашивание орнамента по образцу и самостоятельно;

выполнение аппликации;

формирование зрительных представлений по теме: «Лиственные деревья»,

рассматривание осенних листьев, составление букетов;

экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

1

2

1

1

1

IV раздел

Восприятие формы и величины предметов

16

многоугольники;

упражнения в классификации фигур по форме и величине, упражнения на развитие логического мышления «Сходство и отличие»;

углы, виды углов,  прямой угол, сравнение углов с помощью прямоугольного треугольника;

построение прямоугольника и квадрата на линованной и нелинованной бумаге;                   длина, измерение длины отрезков, составление задач;                                                               объемные фигуры, изготовление объемных фигур из пластилина;                              конструирование.                                                                                                                       Изготовление фигур, геометрическая мозаика.

2

 

2

2

2

2

2

2

2

V раздел

Работа с печатными текстами

8

чтение текстов;

чтение загадок и пословиц по теме «Природа», самостоятельное

составление загадок и рисование отгадок;

упражнения для предупреждения оптической дисграфии.

2

2

2

2

VI Раздел

Ориентировка в пространстве на плоскости

12

выполнение графических диктантов;

рисование узора по клеткам, выкладывание орнамента под диктовку;

упражнения на развитие произвольности, внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации.

формирование зрительных представлений по теме: «Транспорт».

3

3

2

2

2

VII раздел

Восприятие времени

6

определение времени по часам;

упражнения в определении последовательности событий по серии картинок;

формирование зрительных представлений по темам: «Времена года», «Зимующие птицы».

2

2

2

VIII раздел

Восприятие целостного предмета

7

конструирование из мозаики;

дорисовывание изображения до целого;

работа с наложенными, зашумленными рисункам;

формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники  нашего края».

2

2

2

1

IX раздел

Восприятие иллюстраций

8

восприятие настроения людей на картинке;

восприятие иллюстраций к литературным произведениям;

работа по картине художника;

просмотр диафильмов.

2

2

2

2

Итого

68 ч.

                                               Уровень знаний, умений и навыков  по изучаемым разделам:

  1. Умение словесно обозначать цвета и их оттенки, умение сочетать цвета, составлять простейшие цветные орнаменты.
  2. Умение распознавать геометрические фигуры и простейшие геометрические тела на основе наглядного знакомства с моделями (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида).
  3. Умение строить  геометрические фигуры по заданным размерам (квадрат, прямоугольник), выполнять построение по заданному образцу.
  4. Владение понятием «прямой угол», умение строить различные углы.
  5. Умение вычерчивать отрезки, сравнивать их по длине визуально и при помощи измерения линейкой.
  6. Владение понятием «острота зрения». Знание своих  противопоказаний к выполнению той или иной деятельности.
  7. Умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, выполнятьузоры по образцу.
  8. Умение определять время по часам с точностью до минуты.
  9. Знание основных характеристик времен года, их последовательности, способность узнать время года на картинке.

10. Знание наиболее распространенных деревьев кустарников нашего края и способность их узнать в природе и на картине.

11. Знание наиболее распространенных зимующих птиц  нашего края и способность их узнать в природе и на картине.

12. Умение составить описание изученного предмета по схеме; рассмотреть картину и составить по ней небольшой рассказ.

3 класс

Тема

Количество часов

Сроки проведения

I раздел.

Оценка уровня зрительного восприятия

1

Определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.

1

II раздел

Охрана зрения

3

Понятие «острота зрения»

Основные тифлопедагогические требования, их соблюдение в школе и дома

1

2

III раздел

Восприятие цвета

7

Совершенствование восприятия цветов и их оттенков

Формирование умения  сочетать цвета в орнаменте

Экскурсия в природу

Формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники осенью Распознавание дерева по листьям, плодам

2

2

1

1

1

IV раздел

Восприятие формы и величины предметов

13

Упражнения в классификации фигур по форме и величине.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления: сходство и различие фигур.  Нахождение 4-го лишнего.

Виды треугольников, построение треугольников различных видов на нелинованной бумаге.

Виды углов, прямоугольник.

Изготовление куба по развертке.

Формирование зрительных представлений по теме: «Перелетные птицы».

2

2

2

2

2

2

1

V раздел

Работа с печатными текстами

8

Чтение печатных текстов.

Работа с корректурными пробами на развитие внимания; текстами с ошибками.

Работа с деформированными текстами.

Составление предложений из слов.

2

2

2

2

VI Раздел

Ориентировка в пространстве

19

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости в заданном по отношению друг к другу положению

Формирование умения словесно объяснить положение предметов

Выполнение рисунков по клеткам

Раскрашивание по образцу

Работа с наложенными рисунками

Графические диктанты

Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».

Составление плана комнаты, класса

Экскурсия «Улица, на которой расположена школа»

Упражнения на конструирование.

2

2

2

2

3

3

1

1

1

2

VII раздел

Восприятие времени

4

Определение времени по часам. Сутки.

Определение последовательности событий по картине.

2

2

VIII раздел

Восприятие целостного предмета

9

Упражнения на развитие воображения;

Работа с разрезными картинками;

Просмотр диафильма;

Экскурсия «Раннецветущие растения».

Формирование зрительных представлений по теме: «Первые весенние цветы».

2

2

2

1

2

IX раздел

Восприятие иллюстраций

4

Восприятие настроения людей на картине, мимики лица, движений;

Просмотр диафильмов.

2

2

Итого

68 ч.

Уровень знаний, умений и навыков по изучаемым разделам на конец года:

  1. Умение сочетать цвета друг с другом в орнаменте, при изготовлении различных поделок.
  2. Умение выполнять простые чертежи при помощи линейки, строить прямоугольник, квадрат, выполнять чертежи различных видов треугольников на нелинованной бумаге.
  3. Знание основных единиц измерения длины и умение производить измерения на практике.
  4. Умение находить периметр многоугольника.
  5. Умение построить развертку куба и по ней изготовить куб.
  6. Умение выполнять рисунки по клеткам по заданному образцу.
  7. Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение с помощью предлогов.
  8. Правильно воспринимать мимику человека на картинке, движения людей.
  9. Умение составить описание предмета, рассказ по картинке.
  10.  Иметь сформированнные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы», «Первые весенние цветы».

4 класс

Продолжается работа по развитию зрительно-моторной координации, пространственного мышления, воображения, формированию зрительных представлений.

Тема

Количество часов

Сроки проведения

I раздел.

Оценка уровня зрительного восприятия

1

Определение уровня знаний, умений и навыков после 3-го года обучения.

1

II раздел

Охрана зрения

4

Питание. Значение овощей и фруктов в нашем питании.

Сбалансированное питание для слабовидящих людей;

Цветовое зрение;

Ночное зрение, дневное зрение.

1

1

1

1

III раздел

Восприятие цвета

7

Выполнение заданий на раскрашивание орнамента, картины;

Обводка рисунков по кальке и их раскрашивание (в зависимости от диагноза);

Нанизывание бус (в зависимости от диагноза);

Экскурсия «Краски осени».

2

2

2

1

IV раздел

Восприятие формы и величины предметов

20

Упражнения в классификации геометрических фигур, выделении знакомых фигур на рисунке;

Упражнения в дорисовывании предметов, узнавании знакомых предметов в наложенных изображениях;

Упражнения в нахождении периметра фигуры;

Объемные фигуры (пирамида, призма, конус).

Изготовление объемных фигур из пластилина.

Вычерчивание за учителем развертки пирамиды и ее изготовление;

Циркуль. Работа с циркулем.

Окружность. Круг. Радиус, диаметр, хорда.

Построение треугольников (равнобедренных, равносторонних) с помощью циркуля.

Выполнение различных орнаментов при помощи циркуля;

Деление окружности на 2, 4, 6, 8 частей;

Площадь фигуры. Нахождение площади при помощи палетки;

Упражнения на конструирование фигур;

Упражнения на развитие зрительной памяти, зрительного внимания;

Формирование зрительных представлений по теме: «Грибы»;

«Перелетные птицы» (повторение).

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

V раздел

Работа с печатными текстами

14

Чтение загадок, пословиц на тему: «Человек», «Чтение, книга», «Труд людей»;

Составление предложений из слов;

Работа с деформированными текстами;

Составление текстов-описаний по предложенному плану;

Исправление ошибок в тексте (развитие зрительного внимания), упражнения на предупреждение оптической дисграфии;

Формирование зрительных представлений по теме: «Рыбы наших водоемов»,

2

2

3

2

3

2

VI Раздел

Ориентировка в пространстве

12

Упражнения на расположение предметов в пространстве;

Различные виды графических диктантов;

Выполнение рисунков по клеточкам;

Ориентировка в карте «Мурманская область»;

Формирование зрительных представлений по теме: «Растения водоемов» (с проведением экскурсии на водоем).

2

2

2

2

2

VII раздел

Нахождение площади и периметра фигуры  

4

упражнения в нахождении периметра многоугольников,

упражнения в нахождении площади прямоугольников.

2

2

VIII раздел

Восприятие сюжетных картин  

6

Рассматривание картины художника и составление по ней сочинения-миниатюры;

Просмотр диафильмов.

4

2

Итого

68 ч.

Уровень знаний, умений по изучаемым разделам на конец 4-го года обучения:

  1. Умение сочетать цвета в орнаменте.
  2. Знание основ рационального питания.
  3. Знание, что такое «порог опознания цвета» (таблица Рабкина), знание нарушений дневного и ночного зрения и приемов компенсации этих нарушений.
  4. Знание объемных геометрических тел. Умение построить развертку пирамиды и изготовить по не геометрическое тело.
  5. Знание устройства циркуля, умение выполнять чертеж окружности, заданного размера, строить геометрические фигуры (равнобедренный и равносторонний треугольники, прямоугольник, квадрат, прямой угол) при помощи циркуля.
  6. Знание понятий «периметр» и «площадь» фигуры и умение находить периметр многоугольников и площадь фигур при помощи палетки, а также площадь прямоугольника по формуле.
  7. Расширение словарного запаса (знание пословиц, загадок по определенным темам).
  8. Умение рассматривать сюжет картины, кратко описывать его.
  9. Умение составлять описание картины по плану.
  10. Знание направлений в пространстве, умение располагать предметы в пространстве, выполнять рисунки по клеткам.
  11. Знание карты Мурманской области и условных обозначений на карте и умение ориентироваться в ней.

12. Сформированность зрительных представлений по следующим темам: «Грибы», «Перелетные птицы», «Растения водоема», «Рыбы».

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие познавательных способностей"для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать обра...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на МО начальных классов «Развитие познавательных способностей у обучающихся начальных классов»

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся.  Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а н...

Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»

Рабочая программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России»...