КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ - ПУТЬ К УСПЕХУ!
консультация по зож по теме

Актуальность  выбора темы:

  • Актуальность и значимость состояния здоровья подрастающего поколения очевидна для общества:
  • изменение экономических, социальных и экологических условий в России явились причиной негативной возрастной динамики здоровья подрастающего поколения;
  • в настоящее время и учителя и родители обеспокоены проблемой здоровья детей;
  • с моей точки зрения, самым главным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни;
  • возникла необходимость создания системы работы, направленной на обучение, воспитание и развитие ребенка без ущерба здоровью, на выработку стратегий поведения соответствующих здоровому образу жизни, полноценных граждан России;

данная работа является звеном в реализации общешкольной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palshina_l.v._litsey_121.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ - ПУТЬ К УСПЕХУ!

Л.В.ПАЛЬШИНА  

 МОУ «Лицей №121», г.Барнаул

Актуальность  выбора темы:

  • Актуальность и значимость состояния здоровья подрастающего поколения очевидна для общества:
  • изменение экономических, социальных и экологических условий в России явились причиной негативной возрастной динамики здоровья подрастающего поколения;
  • в настоящее время и учителя и родители обеспокоены проблемой здоровья детей;
  • с моей точки зрения, самым главным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни;
  • возникла необходимость создания системы работы, направленной на обучение, воспитание и развитие ребенка без ущерба здоровью, на выработку стратегий поведения соответствующих здоровому образу жизни, полноценных граждан России;
  • данная работа является звеном в реализации общешкольной программы «Создание на базе лицея Центра Здоровья и спорта».

Тема: «Валеологическая деятельность, как система  воспитательной работы с младшими школьниками».

Цель: Создание условий для формирования нравственной, интеллектуальной, физически здоровой личности младшего школьника, способной к творчеству и саморазвитию.

Задачи:

  • Создать условия для успешной учебы и развития способностей учащихся
  • Формировать у детей ценностное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни
  • Обеспечить развитие  духовных качеств личности младшего школьника
  • Развивать творческую  личность ребенка в процессе культурно - досуговой деятельности
  • Формировать у учащихся культуру общения
  • Вовлекать  родителей в совместную деятельность с детьми

                 Что понимается  нами в учебно-воспитательном процессе под «Культурой здоровья»?

           Это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. 

               К элементам культуры здоровья  относится организация и проведение уроков, внеклассных мероприятий с учетом здоровьесберегающих условий. Немаловажные элементы: эмоциально - психологическое здоровье учащихся и здоровье учителя, а также  благоприятный эмоциональный микроклимат  в классном коллективе.

               Здоровьесберегающая педагогика говорит о том, что здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития, это целостный телесно-духовный организм и оздоровление- форма развития  его психофизиологических возможностей. А ключевое средство оздоровительно-развивающей работы это индивидуально - дифференцированный подход.

                Внеклассное занятие здоровьесберегающего  характера имеет свои особенности: потребности в саморазвитии, игре, подражании и приобретение опыта.

                Здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс подразумевает строгое соблюдение режима школьных занятий (урок, перемена, внеклассное мероприятие, динамический  час, каникулы). Занятия строятся  с учетом динамичности детей, их работоспособности, обязательно использование ТСО и средств наглядности. Обязательное выполнение гигиенических требований  и благоприятный эмоциональный настрой и доброжелательность учителя.

         В  воспитательном процессе взаимосвязаны  несколько  коллективов младших  школьников:

  • Коллектив детей предшкольной подготовки 5-6 лет;
  • Классный коллектив;
  • Временный коллектив участников смены пришкольного лагеря.

                Программа деятельности содержит 7 системных модулей, где и просматривается валеологическое  направление  в работе с коллективами учащихся.

1-й модуль: «Образование в области здоровья», в котором реализуется федеральная программа «Здоровье» В.Н.Касаткина.

2-й модуль: «Физическое воспитание», который подразумевает:

  • вовлечение учащихся в кружки спортивного направления;
  • участие классных коллективов  в спортивных соревнованиях;
  • включение комплекса динамических нагрузок в режим учебного процесса;
  • организацию подвижных игр.

 3-й модуль: «Здоровая среда», которая формируется  100% -ным охватом  горячим питанием всех учащихся мл.школы; организацией мероприятий по Гражданской Обороне, ПДД, противопожарной безопасности; ремонтом  помещений с учетом здоровьесберегающих компонентов; соблюдением СанПиНов; наглядной агитацией по гигиене и санитарии и использованием для питья бутилированной воды «Легенда».

4-й модуль называется «Служба Здоровья», подразумевающий

  • Ежегодный медосмотр учащихся
  • Сотрудничество с поликлиникой №14
  • Проведение комплексных мер в период сезонных заболеваний;
  • Создание и использование фитобара.

В 5-м модуле происходят мониторинговые исследования в динамике и оформление «паспортов здоровья», модуль так и называется: «Мониторинг здоровьесберегающей  деятельности».

6 модуль «Укрепление здоровья учителя».

В нашем коллективе существует хорошая традиция укреплять свое здоровье.

В 7 модуле («Вовлечение родителей и общественности») происходит вовлечение родителей  в развитие связей со здравоохранительными, муниципальными организациями, с ними ведется просветительская работа, и организуются выездные мероприятия спортивной направленности.

Результативность  программы.

            В рамках образования в области здоровья реализуется федеральная программа «Здоровье» В.Н. Касаткина через разработку и проведение внеклассных мероприятий (прогулки-экскурсии, праздники, викторины, беседы и т. д.)

             В направлении физического воспитания коллективы учащихся принимают активное участие в Днях Здоровья, в спортивных праздниках, эстафетах, шахматно-шашечных турнирах, организуется проведение подвижных игр на переменах, валео-и физминутки на занятиях; внеурочная занятость детей моего класса составляет -95 %, из них доля спортивных направлений – 35%.

              Для формирования здоровой среды проводятся конкурсы листовок, плакатов, рисунков по гигиене и санитарии, генеральные уборки и санитарные рейды; оформляются «экраны чистоты»; горячим питанием охвачено 100% младших школьников и они используют для питья только чистую воду.

                  Создаются  комфортные условия для пребывания детей в классной комнате; проводится контроль за процессами проветривания, уборки и освещения; оформлены  уголки  «Школа безопасности», проводится  месячник «Безопасность жизнедеятельности».

                  В рамках службы здоровья ведется учет особенностей здоровья детей в учебно –воспитательном процессе, проводятся беседы с родителями по итогам медосмотра, создаются  группы ЛФК, массажа и закаливания, приглашаются узкие специалисты на классные часы и родительские собрания.

         С детьми осуществляется  соцпроект «Выращивание лука на окне», укрепляется иммунитет детей с помощью витаминных препаратов и используется фитобар.

          Для мониторинга здоровьесберегающей деятельности заполняются «паспорта здоровья», ведется тематическое анкетирование детей и родителей, анализируются результаты медосмотр.

                  Учителя укрепляют свое здоровье в туристических походах, лыжных соревнованиях, на школьном катке, участвуют в  ежегодных медицинских осмотрах.

                Для  вовлечения общественности  в осуществление проекта налаживаются контакты с МУЗ «Поликлиника №14», с Территориальным центром Помощи Семье и Детям; существует  постоянная финансовая поддержка со стороны попечительского совета лицея.

               Но самое главное - это  положительная динамика улучшения состояния здоровья младших школьников, здесь представлены данные за последние 3 года.

Таблица «Положительная динамика улучшения состояния здоровья младших школьников»

диагнозы

1 класс

2006-07уч.год

2 класс

207-08 уч.год

3 класс

2008-09 уч.год

1.

миопия (нарушение зрения)

1чел.

4 %

1чел

4 %

1чел.

4 %

2.

нарушение осанки

9 чел.

37,5%

4 чел.

17%

5 чел.

21%

3.

        сколиоз

3 чел.

12,5%

1 чел.

4%

1 чел.

4%

4.

        простудные  заболевания (количество пропущенных уроков за год)

444

300

253


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье-путь к успеху.

Давайте поговорим о еде современных подростков. Предпочтение отдается чипсам,  сухарикам, газированным напиткам и в довольно больших количествах, поэтому нельзя не заострить внимание на том, что ...

Классный час «Здоровье – путь к успеху!» Самоанализ классного часа

Цель:  создать условия для формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому образу жизни....

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...

Здоровье - путь к успеху

laquo;Здоровье – путь к успеху»Методическая цель:  показ приемов формирования  потребности в здоровом образе жизни с использованием инновационных педагогических технологий.Цель:...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...

Воспитательное занятие "Здоровье-путь к успеху"

Воспитательное  занятие:      «Здоровье-путь к успеху»Цель : Продолжать формирование устойчивой мотивации к сохранению, укреплению здоровья и к здоровому обра...