Приоритетные направления и эффективные средства профессиональной компетентности учителя в эдоровьесбережении обучающихся
статья по зож (1 класс) по теме
Тема: Приоритетные направления и эффективные средства профессиональной компетентности
учителя в эдоровьесбережении обучающихся.
Каковы же приоритетные направления, проводимые в классе по «Здоровьесбережению?»:
1. Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом
самочувствии.
2. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного
образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
3. Особенности рационального питания детей; заболевания,
связанные с неправильным питанием.
4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания
зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулеза.
5. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания,
наркомания), их связь с возникновением заболеваний человека.
6. Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в
экстренных случаях.
7. Экстремальные ситуации, определение потенциальной
опасности, необходимость точных действий детей в
экстремальных случаях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_prioritetnye_napravleniya_i_effektivnye_sredstva_professionalnoy_kompetentnosti.doc | 986.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления и эффективные средства профессиональной компетентности
учителя в эдоровьесбережении обучающихся
Чернявская Ирина Александровна учитель начальных классов І категории |
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский. |
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом
увеличивается заболеваемость среди детей.
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную , так и внеурочную деятельность.
Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь и умственное развитие. С каждым годом растет заболеваемость среди учащихся, особенно начальных классов.
Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, нарушения со стороны центральной нервной системы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности,
рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек, что и делается в нашей школе.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни. В начальных классах необходимо проводить уроки здоровья, на которых должны закладываться навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Опыт проведения
уроков в нашей школе показывает, что они хорошо воспринимаются детьми, и приносят положительные результаты.
Уроки здоровья представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленный на формирование здорового образа жизни. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям начальных классов и нужные детям в повседневной жизни: физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, искоренение вредных привычек и предупреждение болезней, а также правила безопасности и первая помощь. Особое внимание уделяется самоконтролю и личной ответственности ребенка за свое здоровье.
Занятия проводятся один раз в две недели. В работе я использую книгу «Уроки здоровья». Кроме того, осуществляются
комплексные мероприятия (классные часы) с классом, направленные на формирование сплоченности, дружбы,
стереотипов здорового поведения. Цель этих занятий — сделать школу вторым домом для ребенка, домом здоровья где каждый ребенок должен чувствовать тепло и заботу не только об успеваемости, но и о его здоровье и безопасности. В нашей школе уже второй год проводится полное обследование детей (диспансеризация), что помогает выявить заболевания на ранних стадиях и очень помогает учителю в работе.
Каковы же приоритетные направления, проводимые в классе по «Здоровьесбережению?»:
1. Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом
самочувствии.
2. Значение соблюдения режима дня и необходимости подвижного
образа жизни, физических упражнений для укрепления здоровья.
3. Особенности рационального питания детей; заболевания,
связанные с неправильным питанием.
4. Гигиенические навыки и их роль в профилактике заболевания
зубов, желудочно-кишечного тракта, педикулеза.
5. Вредные привычки у детей (курение, алкоголь, токсикомания,
наркомания), их связь с возникновением заболеваний человека.
6. Правила безопасности жизнедеятельности. Первая помощь в
экстренных случаях.
7. Экстремальные ситуации, определение потенциальной
опасности, необходимость точных действий детей в
экстремальных случаях.
Изучение этих тем начинается с 1 или подготовительного класса на доступном младшим школьникам уровне. Постепенно с І по IV класс учебный материал углубляется и усложняется.
Кроме того, каждый раздел включает дополнительные виды деятельности:
— чтение стихов, сказок, рассказов;
— постановка сценок;
— разучивание и исполнение песен, прослушивание песен и стихов;
— выполнение подвижных игр и физических упражнений, упражнений на расслабление, концентрацию внимания, развитие воображения, точечный профилактический массаж, использование ароматерапии, дыхательной гимнастики по Стрельниковой,
упражнения для профилактики утомления глаз по офтальмотренажёру В.Ф.Базарного;
— рисование и раскрашивание рисунков;
— составление и решение кроссвордов.
Уроки здоровья я начинаю с темы « Понятие о здоровом и больном организме, хорошем и плохом самочувствии». На занятиях я ставлю перед собой задачу психологически настроить детей на здоровый образ жизни, развить фантазию. Я знакомлю детей с различным поведением сказочных персонажей, разбираем и анализируем жизненные ситуации, на примере которых учимся отличать поведение полезное для здоровья от вредного. В результате у детей воспитывается ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатываются поведенческие навыки здорового образа жизни, причем не только накапливаются сведения о здоровье, но и формируется умение применять свои знания в жизни.
Детей я постепенно подвожу к мысли, что самое важное в жизни — это здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, другой не позаботится о них лучше, чем они сами.
Очень важно создать на уроке ощущение праздника, на котором нет равнодушных и скучающих детей. Иногда предлагаю детям нарисовать рисунки. Рисунки детей обычно светлые и радостные, ведь только здоровый человек поистине счастлив и видит, как прекрасен мир.В результате учащиеся начинают более ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.
Иногда ребенку достаточно дать совет, а в некоторых случаях приходится беседовать с родителями и это помогает учителю и родителям заглянуть в мир ребенка, заметить недомогание и вовремя предотвратить болезнь, наладить взаимоотношения родителей с детьми, выяснить причины непонимания среди одноклассников, предупредить конфликты и ссоры.
Вторая тема урока здоровья «Значение соблюдения режима дня школьника и необходимость подвижного образа жизни и физических упражнений для укрепления их здоровья». Дети должны понять необходимость соблюдения правильного режима дня, занятий физическими упражнениями и различными видами спорта для нормального развития, укрепления функционирования различных органов, особенно сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, позвоночника. При изучении этой темы учащиеся получают начальные сведения об анатомическом строении и физиологии важнейших органов человека и, прежде всего, сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Дети учатся правильно пальпировать пульс. Заболевания сердца, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата часто связаны с гиподинамией, длительные занятия в школе, выполнение домашних заданий, просмотр телевизионных передач, компьютерные игры отнимают у детей почти все свободное время. Отсюда — опасность возникновения заболеваний, связанных с гиподинамией. Для профилактики указанных заболеваний я рекомендую различные подвижные игры, во время которых ненавязчиво объясняю важность для здоровья ежедневных физических упражнений. В классе проводится ежедневно утренняя гимнастика.
Основная цель третьей темы «Особенности рационального питания детей; заболевания, связанные с неправильным питанием — научить детей отличать полезные для здоровья продукты от вредных, свежие от испорченных»
Подробно рассказываем о различных видах пищи, о значении витаминов для роста и развития ребенка. Особое внимание акцентируем на вреде жирной и сладкой пищи. Рассказываем о серьезных заболеваниях (ожирение, сахарный диабет), развивающихся при неправильном питании, даю перечень продуктов, полезных для здоровья, которые можно употреблять часто. Вместе с тем называем продукты, которые желательно исключить из питания или употреблять изредка.
Кроме того, проводим игру «Светофор», в которой полезные продукты питания изображены кружками зеленого цвета, вредные — красными; желтый же цвет свидетельствует о продуктах, которые можно употреблять лишь изредка.
Вместе с тем учим детей правильно вести себя за столом, пользоваться ложкой, вилкой, ножом и салфеткой.
При изучении четвертой темы — «Гигиенические навыки...» — стремлюсь сформировать у детей навыки личной гигиены. Мы с воспитателем пытаемся сконцентрировать их внимание на необходимости постоянно соблюдать гигиенические правила,
научить их правильно чистить зубы, мыть руки перед едой и после посещения туалета, иметь свою личную расческу, зубную щетку, воздерживаться от пользования чужими предметами туалета. На доступном для детей уровне проводим занятия о проявлении и мерах предупреждения желудочно-кишечных заболеваний (дизентерия, пищевые токсикоинфекции, гельминтозы и педикулез). Обращаем внимание на снижение случаев указанных заболеваний при соблюдении правил личной гигиены. Обязательно проводим беседу о зубах.
Используя плакат «5 советов доктора кролика», объясняем механизм развития болезни, связь с плохим уходом за зубами и неправильным питанием (употреблением большого количества сладких продуктов). Дети приносят в класс зубные щетки и учатся правильно чистить зубы. Объясняем необходимость своевременного посещения врача стоматолога.
Пятая тема « Вредные привычки у детей». Цель ее изучения выработать у детей негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, токсикомании и наркомании. Обсуждая с детьми причины, побудившие их иногда курить в раннем детстве (любопытство, подражание взрослым, самоутверждение и др.), мы предостерегаем их от возможности превращения простого любопытства в пагубную привычку, от которой в последующем трудно избавиться. Подробно обсуждаем вредное влияние дыма сигарет, алкоголя и наркотиков на различные органы и ткани человека.
.
Большое впечатление на детей производят медицинские примеры. В доступной форме рассказываем детям о связи курения с возникновением таких тяжелых заболеваний, как рак легкого, бронхит, тяжелые поражения сердца и кровеносных сосудов. Раннее употребление алкоголя приводит к неизлечимым заболеваниям печени, желудка, центральной нервной системы. Токсикомания и наркомания часто являются причиной внезапной смерти человека.
Для выработки негативного отношения к курению используем различные наглядные пособия. Рисуем плакаты «НЕТ КУРЕНИЮ!», « НЕТ НАРКОТИКАМ!»
В конце темы проводим анкетирование. Дети отвечают на вопросы: курит ли кто-либо в вашей семье? Пробовали ли вы курить? Ваше отношение к курению (положительное, отрицательное, безразличное)? Считаете ли вы, что курение сделает вас более взрослым, модным? Нравится ли вам, когда курят рядом с вами? Хотели бы вы, чтобы курили ваши близкие, друзья? Как вы отреагируете, если узнаете, что ваш друг курит? В заключение мы учим детей вежливо, просить взрослых не курить в квартире, в общественных местах, в присутствии детей и некурящих лиц. Советуем детям выходить из комнаты, в которой курят, так как пассивное вдыхание никотина также очень вредно для человека. Последние темы — шестая и седьмая — посвящены выработке у детей способности правильно и точно, действовать в
экстремальных ситуациях (несчастный случай, пожар, опасность насилия). Учим детей, правильно пользоваться телефоном в экстренных случаях, помнить значение телефонов срочной помощи
— 01,02,03; кратко и точно излагать по телефону ситуацию, позвать на помощь. Дети должны помнить свой собственный адрес и телефон. Для закрепления материала проводим игру с игрушечными телефонами.
Также учим детей, определять потенциально опасные ситуации. Обсуждаем проблему жестокого обращения с детьми, разбираем ситуации сексуального посягательства, изнасилования. В целях предупреждения различных видов насилия советуем детям:
не гулять одному в позднее время, не посещать безлюдные места (стройка, пустыри, подъезды), избегать общения с незнакомыми людьми, не хранить секреты друзей, если они опасны для их здоровья и жизни, не позволять никому обижать и оскорблять себя. При попытке насилия или непристойных предложениях нужно срочно сообщить взрослым, которым доверяешь.
Говоря о безопасности дорожного движения, дети рисуют свой маршрут в школу. « Школа-дом-школа», отмечают наиболее опасные места перехода улиц.
Не менее важна проблема безопасности в квартире, доме; опасность открытых окон, газовых плит, электроприборов, лекарств, химических препаратов, острых предметов. В каждом из перечисленных случаев изучаем меры предосторожности. Проводим классные часы, ИНСТРУКТАЖИ. Обучаем детей оказывать первую помощь при травме, ожоге, кровотечении, обмороке. Практически отрабатывать навыки оказания первой помощи.
А закончить я хотела бы легендой.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
— Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.— Жду тебя! — ответил старик.
— Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?— Верно! — удивился человек.
— Так бери с собой мудрость: Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеком ребёнка, верни его крылатым.
— Как я это сделаю, если сам не умею летать?
— А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним — его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
— Я возвращаю ребёнка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнёс:
— А меня больше радуют твои крылья.
И я желаю вам, дорогие коллеги, не только дать крылья своим ученикам, но обрести их самим, а самое главное иметь и беречь своё здоровье!
Литература:
1. Мастерская учителя Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. « Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».
1-4 КЛАССЫ. Москва 2008 год.
2. « Полезные привычки» Учебное пособие для начальной школы / Под редакцией О.Л. Романовой. М 1999год.
3. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы .1-4 классы. О.Н. Курамшина, А.М. Железкина М. 2008 год. .
4.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
5.Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. Саратов 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"
В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...
Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.
Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО. Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...
Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью
В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...
Статья "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В статье идёт речь о патриотизме как нравственной ценности. Идея патриотического воспитания во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его ...