"Моя героическая малая Родина" классный час с презентацией для 4 класса.
методическая разработка (4 класс)

Материал для классного часа "Моя героическая малая Родина" собран на основе краеведческого материала посёлка Тучково Рузского района Московской области. Может быть использован для проведения мероприятий, посвященных Дню Победы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Администрация Рузского городского округа

МБОУ «Тучковская СОШ №1» Рузского района

Классный час

"Моя героическая малая Родина"

(для обучающихся 4 класса)

Подготовила и провела Волкова С.Н.,

учитель высшей категории

Цели:

1.     Расширение и углубление знания учащихся об истории родного посёлка.

2.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

1.     Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

2.     Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

3.     Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

4.     Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

5.     Содействовать моральному развитию детей.

Оформление: мультимедийная презентация, проекты, (фотографии) учащихся, книги о войне.

Ход занятия

I.  Организация класса. Эмоциональный настрой.

Песня о Родине

Учитель: О чём песня, которую мы прослушали?- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?

- Как бы вы сформулировали тему? (Моя малая Родина)

- А что для вас значит слово «Родина»?

- Кого можно считать патриотом?

- Как можно проявить свою любовь к Родине?

Вот на эти два последних вопроса вы ещё раз дадите мне ответ в конце нашего классного часа.

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. С Балтийского моря на западе, до Японского моря на востоке.Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева “ Родина?”

Нет на свете родины милее, Каримова
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наше
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

II.  Сообщение темы и цели классного часа.

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, улица или качели у дома.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Сегодня, в преддверии 9 МАЯ, мы будем говорить  не просто о нашем  посёлке, а о его героическом прошлом. Вам было дано задание узнать как можно большее о нашем посёлке, о его истории. Среди вас были историки, следопыты, патриоты.

И сегодня каждый из вас поделится со  всеми своими знаниями, а значит, вы ещё больше узнаете об истории Тучково. Слово предоставляется ребятам из группы «историки» Они расскажут о том, что они узнали об истории появлении Тучково.

III. История образования посёлка

1 группа «Историки»

1 ученик: Посёлок основан в 1904 году на месте полустанка Мухино Смоленской железной дороги (ныне — станция Тучково). 20 февраля 1934 года, согласно указу Президиума ВЦИК, селение Тучково было отнесено к категории рабочих посёлков.

Во время Великой Отечественной войны был оккупирован немецкими войсками, освобождён Красной Армией 11 января 1942 года.

В 2003 году в состав посёлка Тучково были включены посёлок Санаторно-лесной школы 5, посёлок Тучковского автодорожного техникума, деревни Даниловка, Дубровка, Картино и Трутеево.

2 ученик: 2-3 слайд Герб городского поселения Тучково, во многом использующий элементы родового герба дворян Тучковых, героев Отечественной войны 1812 года, в честь которых посёлок и назван.

Учитель: А я добавлю, что Тучково стоит на землях, ранее принадлежавших дворянам Тучковым. Многие поколения Тучковых были на дипломатической и военной службе и способствовали укреплению могущества Русского государства. Первые известия о Тучковых встречаем во времена Александра Невского в 1240 году.

В годы Великой Отечественной войны Тучковская земля испытала всю тяжесть фашисткого ига. Посёлок Тучково являлся важным стратегическим населённым пунктом на можайском направлении, так как здесь находился железнодорожный узел и предприятия по производству стройматериалов. Оккупирован немецкими войсками в октябре 1941 года, освобождён -11 января 1942 года.

3 ученик Слайд 4
В вагоне людно, шумно, бестолково.
Постель убрали, полки все пусты...
Мы подъезжаем к станции Тучково
В предчувствии столичной суеты.
Лес за окном. И в чаще беспросветной -
Переплетенье вытоптанных троп.
И вдруг мелькнёт, едва уже заметный,
Как рана затянувшийся окоп.
Не всякий глаз теперь заметит раны:
Земля их лечит, мудрости полна.
Но беспощадна память ветерана
И воскрешает прошлое она.
Слайд5
Что вспомнил он? Быть может снег багровый?
Товарищей, погибших под огнём
За маленькую станцию Тучково,
Что не на каждой карте мы найдём?
Он замер у окна... И показалось снова:
Как в тот далёкий, самый первый бой,
Не маленькая станция Тучково,
А вся Россия за его спиной.

6 ученик: 6 слайд У нашего посёлка героическое прошлое. Тучковцы всегда принимали участие в защите своего Отечества. Много погибло наших земляков за годы  войны. Память их увековечена на мемориальном памятнике у Вечного огня. В этой братской могиле захоронены воины, которые защищали Тучково от немцев.

Учитель: За памятником гранитная стена,   на которой укреплены 10 мемориальных досок с фамилиями захороненных воинов, 2 мемориальные доски с фамилиями жителей п. Тучково, не вернувшихся с полей сражений. 
146 имен с датой гибели: осень 1941 года – начало 1942.

7 слайд: На этом месте проходят поселковые митинги, посвященные освобождению Тучково от немецко-фашистских захватчиков и празднование Дня Победы.

7ученик : 8 ,9 слайд Аллея славы была открыта 9 мая 2008 в день празднования великой победы над фашизмом на площади перед входом в парк поселка Тучково. Она посвящена героям Отечественной войны 1812 года и жителям Тучково – героям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Центральным элементом аллеи является вечный огонь. Позади вечного огня расположены две небольшие гранитные стелы с памятными надписями: “Героям 1941 года посвящается – От сел Подмосковья до Бреста

Под каждой из взятых высот

Зарыто солдатское сердце,

Но подвиг солдата живет!” и “Героям 1812 года посвящается – Мы помним Вас, отцы и деды, Россия, Родина Вас чтит!”.

Учитель: 10, 11 слайды

 8 ученик: 12,13 слайд  Ещё несколько памятникам воинам. Напоминание о том, что в 1941-1942 годах здесь происходили ожесточённые бои. Тучково стал последним населённым пунктом перед Москвой, занятым вермахтом на западном направлении.

14 слайд 1 ученик Да, за Москву, за Родину, Россию
Его друзья вдоль насыпи легли,
И кажется, что все цветы лесные
Из их сердец пробитых проросли.

А поезд мчит... Не будет остановки.
Вдоль всей дороги, столько вёрст подряд
В земле ржавеют старые винтовки
И обелиски на земле стоят.

Учитель: Тучковцы помнят о той далёкой войне и людях, отдавших свои жизни за свободу нашей Родины.

IV. История в названиях улиц.

Учитель: Все вы живёте в Тучково, но у каждого есть свой дом, который стоит на какой- то улице.

Учитель: А вы знаете, почему наши улицы носят такое название? Ребята из группы «Следопыты» провели исследование и узнали, почему улицы, на которых вы живёте, так называются.

9 ученик : 15 слайд  Улица Устинково - одна из основ нынешнего посёлка. С присоединения деревни Устинково к станции Мухино и началась история городского поселения Тучково.

16 слайд  Улица Партизан раньше называлась улицей Красных партизан. Названа в честь Рузского и Тучковского партизанских отрядов, действовавших в окрестных лесах во время Великой Отечественной войны.

10 ученик: 17 слайд  На одной из центральных улиц Тучково на доме № 13 мемориальная доска с надписью: «Улица ЛЕБЕДЕНКО названа в 1968 году в память Героя Советского Союза генерала Никиты Федотовича Лебеденко, командира 50-й стрелковой дивизии, принимавшей участие в обороне и освобождении поселка ТУЧКОВО от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг.»

11 ученик Отважный воин с честью прошел сквозь огонь двух войн - гражданской и Великой Отечественной. Его грудь украсили два ордена Ленина, пять орденов Красного Знамени, два ордена Суворова, орден Богдана Хмельницкого первой степени, многие медали. Кроме того, Н.Ф. Лебеденко был награжден чехословацкими, польскими и американскими орденами.

12 ученик: 18 слайд  Ул. Комсомольская есть в любом городе. После проведённого ремонта уже и не верится, что этим трёхэтажным домикам более 60 лет. Их строили немецкие военнопленные после Великой Отечественной войны.

13ученик: 19 слайд  Среди тех, чья биография связана с Рузским районом – один из героев обороны Брестской крепости Александр Ефимович Потапов . Его именем названа улица в Тучкове, где он жил до войны. Война  встретила лейтенанта Потапова в Брестской крепости. Старший лейтенант Потапов в ночь на 22 июня 1941 года был дежурным по 333 –му стрелковому полку.  С первыми разрядами вражеских снарядов и бомб поднял полк по тревоге. Командиру взвода  лейтенанту Наганову приказал занять оборону на участке Тереспольских ворот.

14 ученик Понимая, что командиру и комиссару полка не удастся прорваться в осаждённую крепость, возглавил оборону на участке. Действуя смело и решительно, Потапов расставил бойцов на главных направлениях. Благодаря этому враг, ворвавшийся в Цитадель был встречен организованным огнём, понёс большие потери.

15 ученик: Под командованием старшего лейтенанта Потапова защитники казармы 333- го полка отбили многочисленные  вражеские атаки. Именно здесь гитлеровцы  применили против героических защитников крепости огнемёты,   отравляющий газ, сапёры подрывали здания взрывчаткой.

29 июня, когда большинство защитников пало в бою, а оставшиеся были изранены, не оставалось боеприпасов, Потапов принял решение идти на прорыв. Он шёл во главе группы. В этом бою он  погиб.

Посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Его бюст стоит на аллее Славы.

16 ученик: 20 слайд  Ещё один герой, чьим именем названа одна из улиц нашего посёлка – это Александр Захаров. Лейтенант Захаров Александр Платонович - артиллерийский корректировщик в 50 стрелковой дивизии. В конце октября-начале ноября корректировал артиллерийский огонь с колокольни церкви в деревне Картино. 2 ноября 1941 г. немцы обнаружили корректировщика и попытались уничтожить. Лейтенант Захаров А.П. остался прикрывать отход, в результате боя раненым был схвачен немцами и зверски замучен насмерть.

17 ученик:   Во время послевоенной реставрации церкви нашли его записку: «Я умираю, но не сдаюсь. Верю, мы победим. Немцы все лезут. Патроны на исходе. Товарищи, знайте, Родину я не продам. Уложил всего 11 немцев. Мои друзья, видимо, успели отойти. Лейтенант А. Захаров».

Захоронен на кладбище Картино. А это памятный камень в честь подвига Александра Захарова около нашей школы.

Учитель: 21 слайд Летом в цветнике, зимой в снегу, нас встречает Черный камень… Что на нём написано, я знаю наизусть, но всё равно читаю: «На территории  школы 2 ноября 1941 года был зверски замучен фашистскими захватчиками 19-ти летний лейтенант Александр Захаров, совершивший воинский подвиг при обороне поселка Тучково. Вечная слава герою» 

 18 ученик:22 слайд  В селе Колюбакино  одна из улиц названа  именем Героя Советского Союза Андрея  Ивановича Попова.

Андрей Иванович Попов родился 22 января 1923 года в  Тамбовской губернии, но с  1934 года Поповы осели в деревне Лызлово . Андрей Иванович продолжил учёбу в начальной школе села Неверово, затем в средней школе села Колюбакино. Окончил восемь классов в 1940 году. Окончил Качинскую  авиационную школу. В боях с немецко-фашистскими захватчиками сержант А. И. Попов с октября 1942.

 По воспоминаниям его товарищей Попов был смелым лётчиком и отличным воздушным бойцом. В воздушных боях проявлял исключительное мужество и отвагу. Численное превосходство противника не имело для Андрея Ивановича никакого значения.  

19 ученик: Так, 12 июля 1943 года, будучи в составе группы из 6 истребителей, он участвовал в бою с 50 самолётами противника различных типов, в ходе которого лично сбил два . 23 июня 1944 года Андрей Иванович вылетел в район города Борисова. С боевого задания он не вернулся. Обстоятельства гибели А. И. Попова точно неизвестны. В учётных документах гвардии старший лейтенант А. И. Попов числится пропавшим без вести.

20 ученик: К моменту своего последнего вылета совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, сбил лично 19 самолётов противника

Имеет награды: Медаль «Золотая Звезда», орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, медали.

Учитель: И сегодня мы не можем не вспомнить и о других героях, которые воевали в Рузском районе. Это З. Космодемьянская 23,24,25 слайды

Вот сколько нового вы узнали. Много было воинов и простых людей, женщин, подростков, которые отдали свою жизнь за то, чтобы мы теперь жили свободными и независимыми. Т.к. фашисты хотели превратить весь русский народ в рабов. И все то поколение людей можно назвать героями.

V. Истории детей о своих героических предках

Группа «Патриоты» приготовила  рассказы о своих предках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны и хотят рассказать вам о них. (Выступление детей)

Учитель: Спасибо, ребята. Очень хорошо, что вы узнали о своих предках. Историю своей семьи надо знать.

Учитель: Так много значит слово «Родина» СЕМЬЯ, ДОМ, РОДНОЙ ГОРОД. А как мы называем человека, любящего свою родину? ( патриотом)

КОГО ЖЕ ещё  МЫ НАЗЫВАЕМ ПАТРИОТОМ? Давайте попробуем составить его портрет. Перед вами рабочие листы, на них – незаконченное предложение: «Патриот – человек, который…»

Ребята, у вас будет несколько минут на выполнение этого задания, пока звучит песня – вы работаете в группах. Работа в группах по 4 человека) (Звучит песня «Моя Россия»)

Портрет патриота

Патриот – человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает_________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________-


потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия патриота сделают Родину процветающей.


Учитель: - Расскажите, что у вас получилось?

(обсуждение) Что подобрали к слову «любит»? «Хранит»? и т.д.

Настоящий патриот тот, кто чтит память о героях Отечества, знает и уважает символы Государства.

Учитель: - Означает ли, что патриот – только выдающаяся личность, например, полководец, знаменитый поэт, ученый, композитор?

А ваши родители, бабушки, дедушки - можно ли их назвать патриотами?

Учитель: Во всех приведенных примерах патриот - это взрослый человек. А вы считаете себя патриотами?

(ответы детей) Как же можно проявить свою любовь к Родине?

-Итак, сделаем вывод: кого мы можем назвать патриотом?

Патриот – человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа, человек, который любит свою Родину.

VI. Заключение. Рефлексия

2 гр:СОГЛАСЕН / НЕ СОГЛАСЕН

утверждение

согласен

не согласен

Нужно любить свою Родину

Необходимо уважать историю места, где ты живешь

Игнорировать законы нашей страны

Быть патриотом нынче не модно

Уважение к другим людям складывается из воспитания

Будущее в наших руках

Закончите предложения:

На классном часе я узнал(а)…

Самым интересным для меня сегодня было…

Я хотел(а) бы участникам классного часа пожелать …

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке классного часа по теме «Моя малая родина». С заданием вы справились достойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Проект "Моя малая Родина" - рисунки учащихся 1 "Б" класса

Мы закончили работу над проектом "Моя малая Родина" . В своих рисунках дети изобразили полюбившиеся месте нашего края....

"Моя малая родина". Классный час для 2 класса

Материал способствует формированию у учащихся чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой малой родине. Разработка содержит региональный компонент....

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс

Скороговорки, считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества 2 класс...

Спортивное мероприятие в начальной школе «Малые Олимпийские игры» для учащихся3- 4х классов.

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование школьников дает возм...