Разбор педагогических ситуаций.
методическая разработка
Данный материал содержит разбор различных педагогических ситуаций, возникающих в классном коллективе. Его можно использовать во время индивидуальных консультаций с учащимися, родителями и при проведении классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление воспитывающей средой в современной школе.
Решение педагогогических ситуаций.
Выполнили учителя МОУ Некоузской СОШ Селютина О.С.
Ситуация 3.
В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют. Учитель попытался выяснить причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства. Какие действия по налаживанию ситуации может и должен предпринять учитель?
Решение.
Проблема: межэтнический конфликт между одноклассниками.
Учитель должен провести в классе беседу о том, что каждый народ и каждая национальность индивидуальна и интересна по-своему. Если мы разные по национальности, то так даже лучше, ведь благодаря этому мы можем узнать больше о народах, живущих в нашем огромном мире. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Это достояние человека. И каждый из нас дорожит своей Родиной и ему неприятно и обидно слышать негативные слова о своей национальности.
На уроке окружающего мира можно организовать работу и дать мальчику поручение подготовить сообщение о своей национальности, традициях народа, обычаях. Кроме того, учитель может организовать на уроке работу в группах и парах, где мальчик другой национальности сможет проявить себя, подружиться с одноклассниками, сблизиться с детьми. Это полезно будет и другому мальчику, который обидел и оскорбил. Узнав новую информацию о другой национальности, у него может возникнуть чувство уважения к традициям и обычаям людей, вызовет эмоциональный отклик и поможет обдумать свой поступок и раскаяться в нём.
Таким образом, дети смогут подружиться, утвердиться в колективе и расширить свой кругозор.
Ситуация 8.
В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.
Решение
Проблема: неуверенность ученика в своих силах, низкая самооценка, усугубляемая буллингом со стороны классного коллектива.
Учитель должен провести в классе беседу о том, что каждый индивидуален и не всегда человек может быть хорош во всем, развит физически и уверен в себе. Важно не усугублять ситуацию, обижая ребёнка, а задуматься, как помочь своему однокласснику. Учитель может позаниматься дополнительно с ребёнком после уроков, подтянуть его знания по предметам, а на следующем уроке создать для этого ребёнка ситуацию успеха, чтобы он почувствовал себя более уверенно и это заметили бы одноклассники. Желательно как можно чаще привлекать ученика в общественную жизнь класса, давать ему поручения, с которыми он сможет справиться. Верить в этого ученика!
Учитель может подключить родителей к решению данной проблемы. Важно, чтобы и дома ученик чувствовал помощь и поддержку близких.
Это придавало бы ему сил и уверенности в себе. Если ребёнок слаб, можно предложить ему посещение спортивных секций, где он мог бы развиваться физически. Важно чаще хвалить этого ученика хотя бы за его малейшие успехи.
В классе можно организовать наставничество. В результате ученик, который хорошо учится, оказывает во всём помощь, работая с ним в паре. На уроках учитель может организовать работу в группах и парах, где у этого ребёнка появится возможность проявить себя, сблизиться с одноклассниками и почувствовать их поддержку.
Таким образом, получат решение сразу несколько проблем – низкая самооценка ребёнка, его физическое развитие и взаимоотношения одноклассников.
Ситуация 5.
Ученик принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной. Какие действия по налаживанию ситуации может и должен предпринять учитель?
Решение.
Проблема: негативная черта человека, осуждаемая одноклассниками.
Учитель должен провести в классе беседу о негативных чертах человека, в том числе поговорить о жадности. Привести детям примеры из жизни, разобрать пословицы о жадности. Поговорить о том, к чему может привести жадность. Приятно ли общаться с человеком, который жадничает. Нужно прочитать детские произведения о жадности так, чтобы это вызвало у ребёнка эмоциональный отклик. После прочтения необходимо провести разбор произведения. Можно показать мультфильм на эту тему, а потом обсудить его.
Учитель может принести в класс угощение и поделиться им со всеми детьми. Тогда тот ребёнок, который жадничал, поймёт, как приятно, когда тебя угощают и делятся чем-то с тобой. Возможно, что после этого, ребёнок задумается над своим поступком, и больше никогда не будет жадничать.
Ситуация.
В классе дети часто ссорятся и обзывают друг друга, а потом сваливают вину друг на друга. И никто не хочет признаться, что он поступил плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические ситуации
Предлагаю пед.ситуации для обсуждения с учащимися...

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя.
Презентация. Типы педагогических конфликтогенных ситуаций. Схемы анализа педагогических конфликтных ситуаций....
Педагогические ситуации для родителей
Педагогические ситуации для родителей...

Педагогическая ситуация "Это же не я!"
В статье описывается одна из педагогических ситуаций, произошедших в 1 классе, и способ выхода из неё. Статья будет полезна молодым коллегам....
Разбор 30 педагогических ситуаций. Определение проблемы и темы родительского собрания.
Педагогические ситуации. Ситуация 1.На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и на...