Разбор 30 педагогических ситуаций. Определение проблемы и темы родительского собрания.
материал
Педагогические ситуации.
Ситуация 1.
На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.
Проблема: неуважительное отношение ученика к истории своей родины
Тема: патриотизм
Проблема: не соблюдения на городском мероприятии правил поведения
Тема: правила поведения на городских мероприятиях
Ситуация 2.
Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:
- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?
- А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.
- Почему?- спрашивает учитель.
- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.
Проблема: не соблюдение правил гигиены – не моют руки перед едой
Тема: личная гигиена младшего школьника
Ситуация 3.
Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.
Проблема: порча комнатных растений
Тема: важность комнатных растений в экологи????
Проблема: не соблюдение правил поведения в школе
Тема: правила поведения в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_ekzamen.docx | 27.4 КБ |
razbor_1_ped.situatsii.doc | 26 КБ |
situatsiya_1.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические ситуации.
Ситуация 1.
На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.
Проблема: неуважительное отношение ученика к истории своей родины
Тема: патриотизм
Проблема: не соблюдения на городском мероприятии правил поведения
Тема: правила поведения на городских мероприятиях
Ситуация 2.
Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:
- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?
- А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.
- Почему?- спрашивает учитель.
- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.
Проблема: не соблюдение правил гигиены – не моют руки перед едой
Тема: личная гигиена младшего школьника
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/roditelskoe_sobranie_na_temu_zdorove_i_gigiena_190804.html
Ситуация 3.
Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.
Проблема: порча комнатных растений
Тема: важность комнатных растений в экологи????
Проблема: не соблюдение правил поведения в школе
Тема: правила поведения в школе
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611135/
Ситуация 4.
На уроке по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, вследствие чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться.
Проблема: недовольство классным коллективом проигрышу на соревнованиях, не умение классного коллектива брать ответственность за поступки на себя
Тема: поражение часть жизни, как взять ответственность на себя
https://infourok.ru/otvetstvennost-beseda-na-roditelskoe-sobranie-1692246.html
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648353/
Ситуация 5.
На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.
-Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.
-Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.
Проблема: нежелание ребенка выполнять задание в поставленной форме по причине неуважительного отношения к родине
Тема: как воспитать в ребенке чувство патриотизма
Ситуация 6.
Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствие чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.
Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами?
- У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.
Проблема: низкая самооценка, неуверенность из-за проигрыша
Тема: как помочь ребенку воспитать уверенность в себе
Ситуация 7.
Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Проблема: грубое нарушение дисциплины
Тема: поступок и его последствия
http://www.pizhma.edusite.ru/DswMedia/vospitanieotvetstvennosti.pdf
смотреть в 4 ситуации.
Ситуация 8.
Ученица отказалась участвовать в уборке класса.
Проблема: отказ от уборке в классе
Тема: важность трудового воспитания
Ситуация 9.
Ученик принёс в класс конфеты, на перемене, не делясь с одноклассниками, стал кушать. Ребята сначала просили, но мальчик отказал всем. Ребята обиделись и стали называть мальчика жадиной.
Проблема: жадность
Тема: жадность младшего школьника
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/05/29/plan-konspekt-roditelskogo-sobraniya-na-temu
Ситуация 10.
В классе была создана библиотека. Оля решила перечитать свою энциклопедию, но не обнаружила ее на полке. Соседка по парте сказала,, что видела как Миша брал эту книгу. Оля обвинила Мишу в краже. Миша сказал, что брал книгу только посмотреть и вернул на место, Оля не поверила. 5
Проблема: необоснованное обвинение в краже
Тема: воровство младших школьников или клевета
https://infourok.ru/roditelskoe-sobranie-na-temu-chto-delat-esli-vash-rebenok-voruet-2668889.html
Ситуация 11.
«Испорченная картина»
Учитель заходит в класс на перемене. Ребята очень шумят. Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Учитель видит: мальчик у доски, у картины, которую только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Проблема: Ябедничество
Тема: маленький ябеда. Ябедничество у младших школьников.
Проблема: порча школьного имущества
Тема: правила поведения в школе
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611135/
https://infourok.ru/vistuplenie-na-roditelskom-sobranii-pravila-povedeniya-v-shkole-1151398.html
http://uchitelya.com/pedagogika/99291-roditelskoe-sobranie-pravila-povedeniya-doma.html
Ситуация 12.
Учительница раздает детям книги для чтения. Один ученик, молча, возвращает книгу учительнице. Учительница, спрашивает:
– Игорь, почему ты вернул мне книгу?
– Он рваный.
Проблема: неаккуратное использование книг в классе
Тема: бережное отношение к книге
Проблема: Эгоистичное поведение ребенка, отказ от рваного учебника
Тема: К чему приводит эгоизм.
Ситуация 13.
Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». . .
Проблема: нарушение правил поведение на уроке
Тема: правила поведения на уроке
Ситуация 14.
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Такая ситуация повторяется на протяжении недели.
Проблема: систематическая забывчивость и несобранность ребенка
Тема: эффективные приемы развития памяти
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553718/
Проблема: отсутствие контроля со стороны родителей
Тема: роль родителей в обучении школьника
Проблема: систематический обман ученика и его неготовности к уроку
Тема: вранье младших школьников
Ситуация 15.
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Проблема: неуверенность ребенка при ответе на уроке
Тема: как помочь ребенку обрести уверенность в себе
Ситуация 16
Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».
Проблема: отказ о выполнения требований учителя, невыполнение школьных правил
Тема: правила поведения в школе
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611135/
https://infourok.ru/vistuplenie-na-roditelskom-sobranii-pravila-povedeniya-v-shkole-1151398.html
http://uchitelya.com/pedagogika/99291-roditelskoe-sobranie-pravila-povedeniya-doma.html
Ситуация 17
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей.
Проблема: нарушение дисциплины на уроке
Тема: дисциплины на уроке
Ситуация 18
На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает:
«Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Проблема: спит на уроке из-за несоблюдения режима дня
Тема: режим дня
Ситуация 19
Ученик пришел на урок и не поздоровавшись с учителем сел на свое место.
Проблема: неуважительное отношение к учителю
Тема: воспитание вежливости
Ситуация 20
Учитель на классном часу спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят, не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них.
- Вы разве не знаете, когда была война?
- Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников.
Проблема: неуважительное отношение ученика к истории своей страны
Тема: воспитание патриотизма
Ситуация 21
Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.
Проблема: порча школьного имущества
Тема: правила поведения школьника или проступок и его последствия
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/611135/
https://infourok.ru/vistuplenie-na-roditelskom-sobranii-pravila-povedeniya-v-shkole-1151398.html
http://uchitelya.com/pedagogika/99291-roditelskoe-sobranie-pravila-povedeniya-doma.html
Ситуация 22
Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.
– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.
– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!
Проблема: неуважительное отношение к труду другого человека
Тема: воспитание вежливости или ценность труда
Ситуация 23
Во время перемены все дети играют в коридоре. Олег и Вика, во время бега сталкиваются. Вика с плачем подходит к учителю и говорит, что Олег ее стукнул.
Проблема: несоблюдение правил поведения на перемене
Тема: правила поведения на перемене
Проблема: необоснованные обвинения
Тема: клевета, необоснованные обвинения
Ситуация 24
Ученики 3 класса вместе со своей учительницей пошли на экскурсию в музей. Ребятам было очень интересно, и они внимательно слушали экскурсовода и смотрели экспонаты. Но пара мальчишек из их класса не стали слушать экскурсовода и бегали от одного экспоната к другому громко их обсуждая и смеясь.
Проблема: несоблюдение правил поведение на экскурсии
Тема: правила поведения в общественном месте
http://bystrashkola.ru/article462
Ситуация 25 (5)
На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.
-Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.
-Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.
Ситуация 26 (6)
Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствие чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.
Учитель спрашивает: «Почему ты не продолжил играть с ребятами?
- У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.
Ситуация 27
На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.
Проблема: нарушение дисциплины на уроке
Тема: правила поведения на уроке
Ситуация 28
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Мне не удастся учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе. У меня не получается выполнять задания».
Проблема: неуверенность ребенка в свои силах, возможностях
Тема: как помочь ребенку развить уверенность в себе
Ситуация 29
Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи».
Проблема: нежелание ребенка учиться
Тема: как развить познавательные мотивы ребенка
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627137/
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607451/
Ситуация 30
Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, – есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.
Проблема: желание выделиться в следствии детского эгоизма
Тема:
Предварительный просмотр:
Проблема в данной ситуации заключается в желании ребенка выделиться в коллективе и в следствии детского эгоизма.
Участниками данной ситуации являются ученики 3-го класса, классный руководитель, одна из девочек 3-го класса.
Мотивами данной пед. ситуации могут быть: конфликт девочки с Ирой, поощрение учителем такого поведения, недостаток внимания у девочки дома, попытка девочки привлечь внимание или самоутвердиться за счет других, несформированность классного коллектива.
Характером конфликта является …
Проблема данной пед. ситуации детский эгоизм.
Для решения данной пед. ситуации я, как молодой специалист, определила бы для себя следующие задачи:
- Провести индивидуальную работу с девочкой, для выяснения причин такого поведения
- Провести работу с классным коллективом для выяснения причин
- Работа с классным коллективом на сплочение и коррекцию поведения на уроке
- Обсудить с родителями причины такого поведения детей, узнать их мнение и предложения по работе над ситуацией
- Вынести на обсуждение МО учителей начальных классов проблему детского эгоизма для получения рекомендаций по работе с классом, а ток же привлечения специалистов. (педагога-психолога)
Предварительный просмотр:
Ситуация 1.
На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.
Проблема: неуважительное отношение ученика к истории своей родины
Тема: патриотизм
Участниками данной ситуации: являются караульные ученики 8 класса и ученик 2-3 класса.
Мотивами данной пед ситуации могут быть: 1. Попытка привлечения внимания. 2.Непонимание значимости мероприятия. 3.Отсутствие семейного воспитания. 4. Гиперактивность ученика 3 класса.
Характером конфликта является: неуважительное отношение ученика к истории своей родины
Проблемой является: отсутствие патриотизма
Для решения данной пед ситуации, я как молодой специалист, определила для себя след задачи:
1. Провести индивидуальную работу с мальчиком для выяснения причин такого поведения.
2. Провести работу с классом для выяснения причин и коррекции поведения.
3. Обсудить с родителями данную проблему, выслушать их предложения по работе с коллективом.
4. Вынести на обсуждение МО учителей нач кл проблему отсутствия патриотизма у младших школьников для получения рекомендация по работе с классом, а также привлечения специалиста (соц. Педагог).
Свою работу по решению данной пед ситуации я начну с индивидуальной беседы с учащимся 3 класса, с целью выяснения причин его поведения. Для этого задам след. Вопросы: в чем причина твоего поведения? Что для тебя значит праздник 9 мая?
Далее проведу классный час на тему: «Что такое патриотизм?» с целью привлечения к истории своей страны.
Кроме этого, ближайшее род собрание проведу на тему: «Патриотическое воспитание в семье» с целью донесения информации о значимости патриотизма для младших школьников. Также разработаю рекомендации для воспитания патриота своей страны.
А также, на методическом объединение выслушаю рекомендации ведущих специалистов и соц. Педагога.
Так как я молодой специалист, то могу обратиться за помощью к педагогу-наставнику, возможно, он сможет дать совет по данной ситуации.
Так же, я могу обратиться к дополнительной литературе для углубления знаний по данной теме(105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации Владислав Александрович Бейзеров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Темы родительских собраний в 1-4 классах
Темы родительских собраний в 1-4 классах. Задачи и формы проведения собраний....
Доклад на тему "Родительское собрание: методика подготовки и проведения"
Материал доклада поможет правильно подготовить и провести родительские собрания в школе....
Заседание ШМО по теме"Проблема детского чтения" Родительское собрание по данной теме
Данный материал поможет провести заседание МО учителей начальных классов по наиболее больной теме. Так как проблема чтения в настоящее время стои очень остро. Так же предлагаю материал для проведения ...
Тема родительского собрания №1: Организационное собрание
Знакомство классного руководителя с родителями учащихся класса.Знакомство родителей друг с другомОпределение перспектив развития детского коллектива...
ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: «ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ ».
Цель: дать возможность родителям задуматься о поведении ребенка в семье, где есть конфликты. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее....
Нужные материалы для родителей. Тема родительского собрания "Проблемы воспитания в семье".
Где можно взять материал для воспитания и образования детей...
Разбор педагогических ситуаций
Разбор педагогических ситуаций...