Рабочая программа по внеурочной деятельности Кружок «Читай-ка»
план-конспект занятия (1 класс)
Рабочая программа «Читайка» разработана на основе региональной программы «Что кому нравится», автор И.В.Карпеева, БОУДПО «ИРООО»,2010г, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1класса «Читай - ка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Кружок «Читай-ка»
1 «В» класс
Руководитель Дамбаева Э.Д
2023-2024г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа «Читайка» разработана на основе региональной программы «Что кому нравится», автор И.В.Карпеева, БОУДПО «ИРООО»,2010г, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным». Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1класса «Читай - ка» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Актуальность
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
1 год
• создать условия для формирования потребности в чтении художественных произведений
• формировать интерес к литературному чтению,
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений детской литературы, воспитывать художественный слух;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический, познавательный и чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- уроки-спектакли,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы, проекты
- литературная игра
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 7-8 лет.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 36 часов в год.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Ведущие принципы программы
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Предполагаемые результаты деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
− осознавать значимость чтения для личного развития;
− формировать потребность в систематическом чтении;
− использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
− уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
− пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
− уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
− уметь самостоятельно работать с новым произведением;
− уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
− уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
− прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
− отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
− ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
− составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
− пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
− участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
− оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
− высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
− участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
− соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
− находить книгу в открытом библиотечном фонде;
− выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
− сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
− формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
− книге и героях;
− характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
− заданную тему;
− сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
− слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
− пользоваться аппаратом книги;
− овладевать правилами поведения в общественных местах
Формы подведения итогов:
Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится:
1. Игра – викторина «Угадай сказку»-1 год обучения.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Календарно-тематический план
1 год обучения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
- Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
- Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
- Отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.
- Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.
- Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
- Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов.
- Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.
- Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
- Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-29494-1394537832.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности. Кружок "Поиграй-ка"
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Волшебный лоскуток»
Программа «Волшебный лоскуток» предложена для учащихся 7-11 лет и рассчитана на реализацию в течение 4 лет. Программа направлена на формирование художественно-творческих способностей через обесп...
Внеурочная деятельность.Кружок "Читаем вместе" 1-2 класс
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150576-1353679618.jpg)
рабочая программа внеурочной деятельности кружок робототехника
рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальногонаправления кружок робототехника с ууд...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150576-1353679618.jpg)
рабочая программа внеурочной деятельности кружок смекай, решай
рабочая программа внеурочной деятельности кружок по математике смекай решай...
рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Истоки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. В материале представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности Кружок «Юные инспекторы дорожного движения»
Пояснительная записка Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общ...