Внеурочная деятельность.Кружок "Читаем вместе" 1-2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost.rabochaya_programmaruzhka_chitaem_vmeste.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Читаем вместе» составлена на основе авторской программы Е.Н. Еременко, Е.В. Покладова. Краснодар. 2011год.
Данная программа направлена на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, развитие универсальных учебных действий.
Одной из форм организации внеурочной деятельности является кружок.
Цели и задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка.
Кружок «Читаем вместе» нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
2. Тематический план программы
№ | Наименование разделов/модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Стихи о детях, о Родине Сказки-приключения Стихи о природе; Рассказы о животных Волшебные сказки Рассказы о детях Забавные стихи | 2 3 2 2 2 1 | 1 1 2 1 | 2 3 2 2 2 1 | 1 1 2 1 | 2 3 2 2 2 1 | 1 1 2 1 | 2 3 2 2 2 1 | 1 1 2 1 | Воспринимать на слух поэтическое произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль текста, оценивать свои эмоциональные реакции, объяснять смысл заглавия. Моделировать обложку. | |
Итого: | 17 | 12 | 5 | 12 | 5 | 12 | 5 | 12 | 5 |
3. Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Читаем вместе» предусматривает развитие внимательного юного читателя средствами литературы родного края. Программа обеспечена комплектом книг, который предлагается изучать в следующей последовательности:
1-й год обучения: В.Архипов «Веселые штучки моей почемучки», А.Мовшович «Капитаны и киты». Веселые, живые стихи, красочные иллюстрации, доверительный авторский стиль вводят школьников в удивительный мир поэзии. Программой предусмотрена работа над выразительностью чтения, инсценировка, другие активные формы работы, мотивирующие младшего школьника внимательно относиться к чтению поэзии.
2-й год обучения : А.Новожилова «Кот, ворона, пес и я». Путешествие в захватывающий мир детства позволят младшему школьнику стать главными героями в мире фантазии. Эмоционально присоединяясь к стихам, написанным автором-ребенком (А. Новожилова – школьница), дети учатся тайнам поэтического творения и постепенно сами становятся творцами. Программа второго года предусматривает «пробу пера» младших школьников.
3-й год обучения: В.Нестеренко «Наша родина – Кубань». Взрослея, дети все шире познают окружающий его мир. Данный сборник стихов позволяет увидеть и оценить поэзию в обыденном: в собственном дворике, в поле подсолнухов, в лозе винограда. Учителю же при реализации третьего года программы «Читаем вместе» легко сочитать занятия с курсом кубановедения и окружающего мира. Программа предлагает проектную и самостоятельную литературную деятельность школьников.
4-й год обучения: А.В.Маслов «Солнце-бери». Реальные события, переплетающиеся с преданиями казаков, позволяют через творческую деятельность воспитывать в младшем школьнике гражданственность, чувство гордости за свою малую родину – Кубань. Исследовательскую деятельность на занятиях поможет организовать книга «Писатели Кубани – детям».
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Внеурочная деятельность «Читаем вместе» не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
5. Формы и виды контроля
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача кружковых занятий. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
6. Методические рекомендации
Организация внеурочной деятельности первоклассников в кружке основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с первоклассниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.
В отборе материала для занятий кружка учитель должен ориентироваться на связи с учебным материалом по чтению. Учитывая необходимость осуществления преемственности между классами.
Действующая программа по кружку позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по детской литературе ,и совершенствовать свою речь.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
Художественные книги для чтения ( в соответствии с основным содержанием обучения) Детские хрестоматии по чтению, журналы. Методические пособия для учителя. | П Ф Д | |
2.Печатные пособия | ||
Таблицы литературоведческого содержания в соответствии с программой обучения. Иллюстрированные материалы. | Д Д | |
3.Технические средства обучения | ||
Доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов. Проектор. Мультимедийный экран. Персональный компьютер. | Д Д Д Д | |
4.Экранно-звуковые пособия | ||
Презентации к занятиям. Фрагменты музыкальных произведений, видеофильмов. | Д | |
5.Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по предмету. Наборы ролевых игр, игрушек. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. | П П К | |
6.Оборудование класса | ||
Ученические столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др. Настенная доска. | К Д Д Д |
Тематическое планирование предметного кружка «Читаем вместе»
1 класс 2 полугодие 2011-2012 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Дата | Количество часов |
1. | С.Д.Дрожжин «Привет». Е.В.Серова «Мой дом». В.И.Белов «Родничок». Мусса Гали «Земные краски». | 17.01 | 1 |
2. | М.Л.Михайлов «Лесные хоромы». А.Л.Барто «В школу». В.К.Железняков «История с азбукой». Л.Пантелеев «Буква «ты». | 24.01 | 1 |
3. | Я.Л.Аким «Мой верный чиж». В.Г.Сутеев «Дядя Миша». | 31.01 | 1 |
4. | Русская народная сказка «Привередница». | 07.02 | 1 |
5. | Шарль Перро «Красная Шапочка». Малые жанры фольклора. | 21.02 | 1 |
6. | Г.А.Скребицкий «Мать». М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб». | 28.02 | 1 |
7. | «Кот, петух и лиса». Русская народная сказка. | 06.03 | 1 |
8. | С.Я.Маршак «Тихая сказка». Братья Гримм «Заяц и еж». | 13.03 | 1 |
9. | А.А.Блок «Снег да снег». С.А.Есенин «Поет зима - аукает…». | 20.03 | 1 |
10. | Г.А. Скребицкий «Пушок». Н.Н.Носов «Фантазеры». | 27.03 | 1 |
11. | Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | 03.04 | 1 |
12. | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 10.04 | 1 |
13. | Л.Толстой «Косточка». В.Осеева «Печенье». | 17.04 | 1 |
14. | М. Пришвин «Лесная капель». Ю. Коваль «Бабочка». Е.Чарушин «Томкины сны». | 24.04 | 1 |
15. | М. Пришвин «Норка и Жулька». Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». В.Осеева «Кто хозяин?». | 08.05 | 1 |
16. | Е.Пермяк «Самое страшное». Е. Пермяк «Бумажный змей». В.Орлов «Как малышу нашли маму». | 15.05 | 1 |
17. | Я.Тайц «По ягоды». К.Чуковский «Загадка», «Радость». Викторина по сказкам. Итоговое занятие. | 22.05 | 1 |
Всего | 17 часов |
Тематическое планирование
2 класс (второе полугодие)
№ п/п | Тема занятия | Форма организации внеурочной деятельности/форма организации | Дата | Количество часов |
1. | А. Новожилова «Кот, ворона, пес и я». | аудиторная | 1 | |
2. | С.Маршак. «Рассказ о неизвестном герое». | аудиторная | 1 | |
3. | Б.Житков «Помощь идёт». | внеаудиторная | 1 | |
4. | П.Бажов «Серебряное копытце». | аудиторная | 1 | |
5. | «Морозко». Русская народная сказка. | аудиторная | 1 | |
6. | Б. Заходер. «Птичья школа». | аудиторная | 1 | |
7. | Сказки народов мира. | внеаудиторная | 1 | |
8. | В.Осеева «На катке». | аудиторная | 1 | |
9. | Ю.Мориц «Попрыгать, поиграть» (стихи). | внеаудиторная | 1 | |
10. | Н.Пришвин. Рассказы. | аудиторная | 1 | |
11. | В.Драгунский «Денискины рассказы». | аудиторная | 1 | |
12. | Н.Носов «Приключения Незнайки». | внеаудиторная | 1 | |
13. | Д.Родари «Приключения Чиполлино». | аудиторная | 1 | |
14. | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». | аудиторная | 1 | |
15. | «По щучьему веленью». Русская народная сказка. | аудиторная | 1 | |
16. | А.Барто «Дело было в январе». | аудиторная | 1 | |
17. | Викторина по изученным произведениям. | внеаудиторная | 1 | |
Всего | 17 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."
1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...
: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в...
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...