АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
статья
В современном обществе все более возрастает интерес к арт-терапии как к методу лечения с помощью творчества. Арт-терапия сегодня - это направление современной психотерапии, которое стремительно развивается и становится все более популярным в профессиональной среде как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод используется с целями терапевтического воздействия и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы, общества в целом стимулирует развитие арт-терапевтических технологий педагогического и социально-психологического направления. «Важно отметить значительный профилактический, психокоррекционный и воспитательный эффект занятий арт-терапией. Все чаще средства и методы арт-терапии используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В современном обществе все более возрастает интерес к арт-терапии как к методу лечения с помощью творчества. Арт-терапия сегодня - это направление современной психотерапии, которое стремительно развивается и становится все более популярным в профессиональной среде как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод используется с целями терапевтического воздействия и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Трансформация социально-политической, экономической, культурно-информационной сферы, общества в целом стимулирует развитие арт-терапевтических технологий педагогического и социально-психологического направления. «Важно отметить значительный профилактический, психокоррекционный и воспитательный эффект занятий арт-терапией. Все чаще средства и методы арт-терапии используются в образовательном процессе на разных ступенях обучения »[1, с. 56].
Арт-терапия - это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Он имеет возможность самостоятельно выражать свои чувства, потребности и мотивацию своего поведения, деятельности и общения, необходимые для его полноценного развития и приспособления к окружающей среде.
Основное внимание при проведении коррекционной арт-терапии уделяется отношению ребенка к своей деятельности, к своим рисункам, игре на музыкальных инструментах и тому подобное. Главная задача педагога направлена на развитие мотивации ребенка к деятельности, отбор приемов арт-терапии для лучшего формирования мотивационной сферы у детей с различными формами органического поражения нервной системы.
Арт-терапию, как методику коррекции, целесообразно использовать в комплексе функционально-системной медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, способствует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное воздействие на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохранившихся функциональных систем.
Педагогическая коррекция с помощью арт-терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья (клинико-синдромологическими формами органического поражения нервной системы) имеет свои особенности и определяет целесообразность и учет общих и индивидуальных направлений и условий работы, а именно: возраста ребенка, степени зрелости всех функциональных систем, индивидуальных свойств его личности. Но этот метод целесообразно использовать в работе и со здоровыми детьми для улучшения их работы на занятиях и для снятия переутомления.
Общие направления и условия проведения арт-терапии похожи на другие методики педагогической коррекции и хорошо влияют на всех детей. Арт-терапия дает высокий положительный эмоциональный заряд, формирует уверенность в своих силах у детей, их личность. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании и не требует больших способностей к изобразительной деятельности или определенных навыков. Арт-терапия является средством общения педагога с воспитанниками.
Педагог обязан:
• осознавать и помнить о трудностях ребенка в реализации возможностей своих функциональных систем;
• установить направления и задачи коррекционной работы по арт-терапии;
• подобрать виды арт-терапии, которые конкретный ребенок способен выполнить и получить результат;
• дать возможность ребенку самостоятельно выбрать задания;
• установить с ребенком доброжелательный двусторонний контакт;
• регламентировать работу ребенка, что позволяет повысить сосредоточенность внимания. [2, с. 276].
Такие правила проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, организуют его поведение, повышают самооценку.
Анализ современных исследователей по арт-терапии позволяет видеть, что этот метод для лечебных целей целесообразен и потому:
• дает возможность для выражения агрессивных чувств в социально доступной манере. Рисование красками или лепка являются безопасным способом разрядки напряжения, которое присутствует у ребенка;
• ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов;
• дает основания для интерпретации и диагностической работы в процессе арт-терапии. Творчество является основным в такой работе;
• позволяет работать с ощущениями и является единственным инструментом для улучшения ощущения и убеждений;
• помогает поднять эмоциональное состояние к положительному;
• является цепочкой в возникновении чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись красками и лепка приводят к необходимости использования формы и цвета;
• развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творчества, которая дает возможность изменить зрительное ощущение и позволяет экспериментировать с ними;
• усиливает ощущение того, что индивидуальность является ценным и нужно творчески ее развивать [3, с. 121-124].
Таким образом, можно утверждать, что арт-терапия является активно эволюционирующим направлением в лечебной, социальной и педагогической работе. Такая терапия помогает решить конфликты и достичь гармонии в себе, учит фантазировать и представлять.
Список использованных источников:
1. Коротчук О. Ю. Арт-терапия в жизни детей с особыми потребностями
// Образование и наука в измерениях XXI века: Материалы отчетно-научной конференции, 12-13 мая / М-во образования и науки Украины, НПУ им. М.П. Драгоманова. - М .: НПУ, 2006. - С. 56-58.
2. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб .: Питер, 2002. - 366 с.
3. Рыбакова С. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С. Рыбакова. - СПб .: Речь, 2007. - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы музыкальной терапии как средство развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме - поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности....

Арт-терапия – как средство развития возможностей вашего ребенка.
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих современн...
«Песочная терапия как средство развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта»
Песо́чная терапи́я — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии....

Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника
Особенность технологии арт-терапии в том, что она использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. В повседневной жизни чело...

Статья "Арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника"
Арт-терапия является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, она создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со ...