Классный час "Сталинградская битва" (4 класс)
классный час (4 класс)

Плеханова Ольга Александровна

Классный час поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о Сталинградской битве, поможет им понять значение битвы в ходе Второй мировой войны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Плеханова Ольга  Александровна- учитель начальных классов

 Направление: воспитательная деятельность

Класс:  4

Тема: «Сталинградская битва»

Тип: внеклассное мероприятие

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Сталинградская битва»

Задачи:

Обучающие:

- подвести учащихся к пониманию значения Сталинградской битвы в ходе Второй мировой войны.

Развивающие:

- развивать чувство гордости и сопричастности к прошлому своего народа, своей страны.

Воспитательные:

- формирование у учащихся чувства патриотизма, высоконравственного отношения к боевому подвигу защитников Отечества в Сталинградской битве. 

 

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- вырабатывать уважительное отношение к истории нашей страны, её героям, воспитывать чувство патриотизма;

- осознавать и проявлять себя гражданином нашей страны.

Предметные: 

- усвоить хронологию событий Сталинградской битвы;
- получить системные знания о Сталинградской битве, её роли и значении в истории страны и мира;

-уметь делать выводы, используя сопоставление различных источников, объяснять причины и следствия исторических событий. 

Метапредметные: 

- излагать свое мнение, различать в речи другого человека мнения, доказательства, факты;

- уметь формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников, подтверждать или опровергать высказывания.

 

 

Технологическая карта мероприятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды средств ИКТ

Вступление

- Чтобы узнать тему нашего занятия, предлагаю посмотреть  видеоклип «Сталинград».

- О чем мы сегодня будем говорить?

Цель нашего мероприятия  - обобщить и систематизировать знания о Сталинградской  битве».

1418 дней и ночей наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них - в Сталинградской битве (с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Сталинградская битва - решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Все мужчины ушли на фронт, а дети, женщины и старики помогали в тылу – работали на заводах, шли в партизаны.

Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести.

Почему необходимо было отстоять город любой ценой?

Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад».

Учащиеся смотрят видеоклип «Сталинград»

Отвечают на вопрос учителя и формулируют тему мероприятия «Сталинградская битва»

Учащиеся рассказывают стихи.

Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои,

Вырастают рощи над могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет,

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Учащиеся рассказывают стихи.

Открытые степному ветру
Дома разбитые стоят
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой

Ответы детей.

(С захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и выйти на Кавказ. Нефть необходима для моторов танков и самолетов.)

Учащиеся рассказывают стихи.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

- Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал  Сталинград.

Презентация Power Point

(Приложение 1)

Слайд 1

Слайд 2, 3

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».

Слайд 4

Этапы сражения

17 июля 1942 года немцы вторглись на территорию Сталинграда. Началась Сталинградская битва. К исходу 12 сентября 1942 года вражеские войска стояли почти у стен Тракторного завода  в 3-4 км от центра города.

13 сентября гитлеровцы начали штурм в направлении Мамаева кургана и вокзала... До 27 сентября вокзал 13 раз переходил из рук в руки.

Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Враг начал массированную бомбардировку. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек, превратив тем самым город в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Казалось, что всё было объято пламенем и горело — даже сама Волга.

19 ноября Советская армия начала контрнаступление под Сталинградом. Враг не смог сдержать мощного натиска и стал отходить. Эта операция именовалась «Уран».

Учащиеся рассказывают стихи.

Я вижу город Сталинград в 42-м году
Горит земля, горит вода.
Металл кипит в аду.
Закрыто небо голубое, и солнца не видать
Окутан город в черный дым, и тяжело дышать

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Герои Сталинградской битвы

Каких героев Сталинградской битвы вы знаете?


Ответы учащихся.

Сообщения учащихся о героях Сталинградской битвы.

Михаил Паникаха

К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дыма поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной.
Этот героический подвиг Михаила Паникаха тут же стал известен всем бойцам.

Василий Зайцев
Василий Зайцев - снайпер 1047-го стрелкового полка, младший лейтенант. 
В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил 225 солдат и офицеров.

Но особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов - майором Кёнингсом. За меткий огонь в Сталинграде Зайцеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Яков Павлов
 В Сталинграде есть дом, получивший название дома Павлова. Сержант  возглавил оборону дома. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. Немцы подвергли дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли.

Гуля Королева

Гуля (Марионелла) Королева, которая 23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56.8 около х. Паньшино санинструктор 214-й сд оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненая, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук. Похоронена в х. Паньшино Волгоградской области.
9 января 1943 года командованием Донского фронта была награждена орденом Красного Знамени (посмертно).

Матвей  Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный  момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

Слайд 8

Слайд  9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Мемориал «Солдатское поле»

В память о героических защитниках Сталинграда и победителях в Великой Отечественной войне установлен мемориальный комплекс под названием «Солдатское Поле». Центральное место занимает  скульптура девочки с цветами в руке и рядом  солдатское письмо(треугольник). Это письмо майора Дмитрия Петракова к дочери.

Сценка «Письмо с фронта» (учащийся в солдатской форме во время звучания мелодии пишет письмо (по материалам письма  майора Дмитрия Петракова), озвучивает его и сворачивает в треугольник. У девочки в руках треугольник, она читает письмо.)

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг еще один взрыв, василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит».

Слайд 13

( Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова.)

Мамаев курган

Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев курган. На военных картах он обозначался как «Высота 102» и имел важное стратегическое значение.

Почему Мамаев курган имел важное стратегическое значение?  


2 февраля немецкая армия, возглавляемая фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом, капитулировала.

Защитникам Сталинграда, живым и мертвым, полководцам и рядовым воздвигнут мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. В центре ансамбля монумент Матери-Родины. У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями, раскрывающими тему героической борьбы.

2 февраля 1943 г. на берегах Волги была одержана великая победа. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало общепризнанным символом героизма  и беззаветной любви к своему Отечеству.

Ответы учащихся.

(С его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправа через Волгу)

Учащиеся рассказывают стихи.

В свой срок — не поздно и не рано —
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль-февраль, солдатский месяц —
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдет. И сто метелиц.
А мы пред ними всё в долгу.
Февраль-февраль. Солдатский месяц —
Горят гвоздики на снегу.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Память в сердцах

Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. Наиболее отличившихся были отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

В ноябре 1943 г. на конференции союзников в Тегеране премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль передал советской делегации почётный меч — дар короля Георга VI гражданам Сталинграда.

Учащиеся читают стихотворение.

Пролетели года. Отгремели бои.
Отболели, отмаялись раны твои.
Но далёкому мужеству
верность храня,
Ты стоишь и молчишь
у святого огня.
Ты же выжил, солдат!
Хоть сто раз умирал,
Хоть друзей хоронил
И хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер —
На сердце ладонь,
И в глазах, как в ручьях,
Отразился огонь!

Слайд 18

Подведение итогов

Зачем это нужно - вспоминать о Сталинграде? Можно ли сказать, что в уважении к нашей истории мы оказались «на высоте»?

Летопись Сталинградской битвы - это написанная кровью и потом, болью и гневом книга о высоком мужестве советских солдат и их стойкости, которая потрясла, изумила весь мир, о любви к Родине

Ответы учащихся.

Сообщение ученика.

Есть на Мамаевом кургане озеро слез и на стене рядом с ним высечены слова «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед. И  чувство суеверного страха охватывало врага: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
 И надпись на стене одного из разрушенных домов становится, как бы ответом на эти слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца

перед священной Матерью-Родиной».

Ученик рассказывает отрывок из поэмы

 Р. Рождественского «Реквием».

Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

Слайд 19

Звучит запись песни «Поклонимся великим тем годам» (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова) в исполнении И.Кобзона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Плеханова Ольга Александровна, учитель начальных классов МКОУ СШ №5 городского округа город Фролово Волгоградской области

Слайд 4

28 июля 1942 года был подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!»

Слайд 6

23 августа 1942 года

Слайд 7

19 ноября 1942 г.

Слайд 8

Мемориальный текст на памятнике освещает подвиг Михаила Паникаха : «Здесь 2 октября 1942 года матрос-пехотинец 193-й стрелковой дивизии Михаил Паникаха, объятый пламенем от разбитой пулей бутылки с горючей жидкостью, бросился на фашистский танк и второй бутылкой поджег его. Награжден посмертно орденом Отечественной войны первой степени» .

Слайд 9

Зайцев Василий Григорьевич

Слайд 10

Дом Павлова .

Слайд 11

Марионелла Владимировна (Гуля) Королева

Слайд 12

Матвей Путилов

Слайд 13

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком...»

Слайд 14

Мамаев курган

Слайд 16

Мамаев курган


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Битва за Москву"

Классный час "Битва за Москву"...

Классный час"Битва за Москву"

Классный час "Битва за Москву"...

Классный час БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Классный час БИТВА ПОД МОСКВОЙ...

Классный час "Битва под Москвой"

сценарий классного часа...

классный час Битва за Берлин

сценарий , презентация...

Классный час "Битва, коотрой не было равных"

С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забуд...

Открытый классный час "Битва под Москвой"

Данная разработка содержится опыт поисковой работы по теме, которая проводилась в нашем классе в рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы и вылилась в открытый классный час для всех уч...