Урок по окружающему миру "Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой."
план-конспект урока (4 класс)

Андреева Светлана Леонидовна

Урок посвящён истории праздника «День Победы» и вкладу в него поколения прадедов. Цель занятия — познакомить учащихся с историей и значимостью этого события, а также воспитать любовь к Родине и уважение к её защитникам.  Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года. Четыре долгих страшных года она унесла 26 миллионов жизней. Наши деды и прадеды разгромили врага и освободили не только Родину от фашистов, но и всю Европу. Победа пришла весной 9 мая 1945 года.

Также на уроке ребята рассказали о героических подвигах своих дедушек и прадедушек во время ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_andreevoy_sl.docx832.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

учителя начальных классов Андреевой Светланы Леонидовны

Тема: Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цель урока: создать условия по организации деятельности обучающихся для формирования патриотического, духовно-нравственного развития, исторической памяти и преемственности поколений.

Задачи:

Дидактические:

  1. Формировать гражданское сознание.
  2. Расширять знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг.
  3. Пробудить интерес к своим историческим корням;
  4. Узнать о своих родных, чья судьба связана с защитой Отечества.

Развивающие:

1.        Формировать умение формулировать цель урока.

2.        Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

3.        Формировать умение владеть диалогической формой речи.

4.        Развивать интерес к изучению истории.

5.        Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство  сопричастности ребёнка и его семьи к истории большой страны, а также чувства гордости за свою родину, за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание помогать и заботиться о них.

Планируемые результаты

Предметные:

расширить знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г, создать образ героя войны,  мужества  советских людей, сохранение памяти о подвиге   советского   народа,   своих прадедушек, развитие потребности   и   интереса   у обучающихся   к   истории   нашей страны, родного края.

Метапредметные

познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; извлекать необходимую информацию из текста; находить определённые понятия;

регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; коррекция, оценка своих действий; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

проявлять интерес к истории своей семьи в военные годы, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны; осознание своей гражданской позиции: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Ресурсы урока:  Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска. Оборудование: раздаточный материал, презентация, музыкальные произведения военных лет.

Ход урока:

Мотивация к деятельности

Содержание деятельности учителя:

-Девизом нашего урока будут слова А. Суворова: «Один в поле не воин»

-Что это значит?

- Давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания.

-Свою работу вы будете оценивать на листе «Самооценка деятельности на уроке»

Критерии самооценки деятельности на уроке:

№ задания

!

всё понятно

?

есть вопросы

SOS

требуется

помощь

1

2

3

Содержание деятельности обучающихся:

-Только совместная работа поможет нам преодолеть трудности

Актуализация необходимых знаний

1.Работа в парах

- Расставьте даты в хронологической последовательности:

1941,1242,1812,1380,1612,1914

Проверка с помощью ключа.

-Оцените.

2.Работа в малых группах

Представитель каждой группы вытягивает карточку с одной из 6 дат, получает пакет с одинаковым набором картинок.

-Задача каждой группы выбрать соответствующие картинки, приклеить на ватман, составить мини-рассказ, используя прием

Элемент-Имя признака - Значение признака

3.Защита работы групп

(Если у других групп есть дополнения, уточнения и вопросы, то это делается по ходу).

-Что объединяет все эти даты?

Прием «Да-нетка»

-Я загадала одно историческое событие. Вы задаете мне вопросы ,на которые я могу ответить только «да» или «нет».

-О каком историческом событии пойдет на уроке речь?

-Да.

Оценивают свою деятельность по критериям

2.Ребята работают в группах

(в приложении 1, набор картинок)

Элемент

Имя признака

Значение признака

Название события

1.Дата(начало,конец)

2.Кто с кем воевал

3.Главнокомандующие

4.Место

3.Защищают свою работу(приложение)

Оценивают свою деятельность по критериям.

-Все эти сражения, войны были направлены против нашей Родины (Руси, России, СССР)

-Это XX век?

-Это революция?

-Это война?

-Война с немцами?

-Война против СССР?

-Это Великая Отечественная война

Организация познавательной деятельности

Великая Отечественная война - это страх, ужас, горе, несчастье, которые вошли в каждую семью. 

- В 2022 году исполняется 77лет со Дня Победы в самой трагической,  самой героической войне. Не было семьи, которой не коснулась эта страшная война.

- Сегодня мы с вами услышали такие понятия как: война, Великая Отечественная, подвиг народа, герои, семья. Кто может назвать тему нашего урока?

-Тема нашего урока:  «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

 

-Какие учебные задачи будем решать?

- В нашей стране нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. Предлагаю вам рассказать о своих родственниках прошедших войну.  В моей семье хранится множество воспоминаний моих предков, которые прошли войну. Не все вернулись домой.  Я расскажу о моем дедушке. Иванов Павел Иванович уроженец д. Вутабоси Канашского района 1924 года рождения. До войны учился в Канашском педагогическом училище, закончил его. Мечтал стать учителем. Но война перевернула все его планы. В 1942 году был призван в советскую армию.3 мая 1945 был тяжело ранен.                                День Победы встретил в госпитале города Братислава Чехословакии. Имел 2 медали за отвагу, медаль за Победу над Германией в Великой Отечественной войне, Орден Красной звезды 3 степени, Орден отечественной войны 1 степени. орден Славы 3 степени. Я горжусь своим дедушкой!

Фонограмма «Журавли» (минус). Детям предлагается поделиться семейными воспоминаниями о своих родных в годы Великой Отечественной Войны

-Мы все внимательно слушали докладчиков. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: почему русский народ смог победить в этой войне?

-Почему мы должны сохранить память о В.О.войне?

9 мая - особенный день, который напоминает сегодняшним поколениям о людях, переживших страшные события Великой Отечественной войны. Народ славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна.

-Что нужно нам сегодня делать, чтобы никто и никогда не забывал и не искажал то, какой ценой была завоевана ПОБЕДА.

- Вспомните, о каких традициях празднования Дня Победы вы знаете? Какие традиции существуют в нашей школе; в семье; в городе?

-Мы знаем, что миллионы людей (как наши прабабушки и прадедушки) внесли огромный вклад в Победу в ВОВ. Сегодня мы стали понимать, что историю нашей Родины делают обыкновенные люди.

-Почёт и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу. Слава!

И пусть пройдут года, пройдут века,

Но в этот день зажжем мы свечи,

Чтоб помянуть погибших имена -

Пусть память будет светлой, будет вечной...

Слушают учителя, анализируют новую информацию, участвуют в диалоге.

Дети называют тему урока

План работы:

  1. Выслушать докладчиков и узнать о выдающихся подвигах прадедушек одноклассников, наших земляков в годы ВОВ.
  2. Сделать вывод: почему советский народ смог победить в ВОВ?

3.Ответить на вопрос: «Почему мы должны сохранить память о В.О.войне?

Слушают своих одноклассников, задают вопросы.

-любая беда сплачивает народ против врага;

-защищали свою Родину не жалея себя, совершая героические подвиги;

- верили в Победу советского народа и целенаправленно шли к ней.

-Ребята высказывают свои мнения.

-Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.).

-Возложение венков, минута молчания, Бессмертный полк, вахта памяти, поминальная церковная служба, военный парад, смотр строя и песни-это малая толика нашего вклада

Дети оценивают свою работу.

-Эта память нужна не столько ветеранам, сколько нам.

-Наш святой долг всегда помнить тех, кто отдал жизнь, защищая Родину, заботиться о живущих рядом с нами ветеранах.

Рефлексия деятельности

-Сегодня я узнал…

Было интересно…

-Меня поразило(удивило)…

-Мне захотелось…

Ответы детей

Домашнее задание

1.Написать письмо солдату (труженику тыла) о том, как мы чтим память о них.

2.Чтобы вы рассказали своему прадедушке (прабабушке), если бы произошла телепортация и он(она) оказался(-ась) в нашем времени рядом с тобой.

3.Порассуждайте. «У нас хотят отнять Победу. Кто и зачем пытается извратить правду о войне»

Приложение

Элемент

Имя признака

Значение признака

Великая Отечественная Война

1.Дата(на-

чало,конец)

22 июня1941-

9 мая 1945г

2.Кто с кем воевал

Фашистская Германия против СССР

3.Главнокомандую-щие

А.Гитлер

И.В.Сталин

4.Место

СССР,Европа

5.Причины

1) Смена Германией политического курса:воспользовавшись народным недовольством, возросшим из-за мирового экономического кризиса (1929-1939), к власти пришли национал-социалисты возглавляемые Адольфом Гитлером. Стремясь отыграться за результаты Первой мировой, они перестали соблюдать Версальский мирный договор (1919), наращивая военную мощь, захватывая соседние территории;

2) Начало Второй мировой: амбиции Германии возросли. Вдохновленный довольно быстрыми победами, в т. ч. над Францией, Гитлер утвердил свои планы по захвату русских земель;

3) Уверенность в быстрой победе над СССР:немецкий план был рассчитан на оккупацию Союза в течение года (1941). Разгром России также должен был способствовать победе над Великобританией;

4) Немецкое недовольство присоединением Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины к СССР: Россия опиралась на соглашения 1939 года, которые Германия соблюдать не собиралась.

6.Историческое значение

Всемирно-историческое значение Победы в ВОВ

1)была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;

2)была устранена угроза установления мирового господства со стороны фашистской Германии;

3)народы Европы обрели свободу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему: "Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой..."

Исследовательский проект в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию.Цель проекта: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи, проа...

"Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой..."

Со всей страной мы с ребятами, посещающими ГПД, готовились к празднованию Дня Победы. В течение двух недель мои воспитанники изучали семейные архивы, расспрашивая родителей о прабабушках и прадедушках...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Уже много лет минуло со времен Великой отечественной войны… Но мы не  должны забывать ее героев, мы должны помнить и гордится ими, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть ради нашего ...

Проект «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

Найти информацию и сохранить память своих прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны....

Внеурочное занятие к 75 летию Победы " Нет в России семьи такой.где б не памятен был герой"

В разработке собран материал о дедушках-чаадаевцах,воевавших во второй мировой войне....