Исследовательский проект на тему: "Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой..."
творческая работа учащихся (4 класс) по теме
Исследовательский проект в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию.
Цель проекта: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи, проанализировать материалы семейного архива и донести полученную информацию до сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект в начальной школе
Тема проекта: «Нет в России семьи такой, где б ни памятен свой герой…»
Авторы исследовательского проекта:
Масленкина Э., Рахматуллина А., Хазиева А.
ученицы 4 класса НС(К)НШ-ДС V вида (№89)
Руководитель исследовательского проекта:
Короткова Елена Анатольевна
Актуальность темы:
Выбранная тема актуальна потому, что
- Во-первых, в последнее десятилетие большое внимание уделяется формированию главнейших человеческих ценностей, таких как чуткость, милосердие, сострадание, активное положительное отношение к славным защитникам нашей Родины,связь поколений, память рода, долг, честь, достоинство.
- Во-вторых, у каждого человека, прошедшего войну, большой жизненный опыт, который они, пока еще в силах, могут и должны передать будущему поколению, детям, внукам, и уже подрастающим правнукам.
- В-третьих, изучение истории Великой Отечественной войны на наглядных примерах - судьбах наших близких – имеет огромное значение в патриотическом и нравственном воспитании.
Цели и задачи:
Цель: узнать о трудовых подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны на примере одной семьи;воспитывать патриотизм, формировать гражданские качества
Задачи:
- проанализировать материалы семейного архива по теме проекта
- описать тяжелую жизнь людей старшего поколения в годы Великой Отечественной войны
- донести полученную информацию до младших школьников
Гипотеза: для того, чтобы быть достойным гражданином своей Родины сегодня, мы не вправе забывать тех, кто отстаивал для нас Великую Победу, кто ее приближал.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовка
Проведение вводной беседы с детьми о подвигах дедов и бабушек в годы Великой Отечественной войныс целью:
– формирования первичного представления об изучаемом объекте;
– формирования интереса к данной теме;
– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности
2 этап. Организация проектной работы
- Выбор конкретного труженика тыладля знакомства с его биографией, интересными историями из его жизни, наградами, фотографиями, письмами военных лет.
- Посещение труженика тыла на дому, проведение с ним беседы и запись текста воспоминаний.
- Сбор, систематизация и анализ собранных материалов из жизни труженика тыла
- Оформление результата проекта и подготовка презентации на основе рассказа труженика тыла с использованием семейного архивного материала (фотографии, письма, награды)
3 этап. Представление готового продукта (презентация)
- Защита проекта в рамках городской акции «Уроки мужества» (школьный уровень)
4 этап. Оценка процессов и результатов работы
- Сбор отзывов у учащихся младших классов о просмотренной презентации
Содержание проекта:
Жительница нашего города Семерикова Любовь Владимировна в августе 2011 года отметила свой 88-летний юбилей. Любовь Владимировна – вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла. Свою трудовую биографию начала с 1940 года. Её общий трудовой стаж – 38 лет.
Любовь Владимировна родилась 21 августа 1923 года в Башкирии. Детство и юность прошли в поселке Красный Ключ Нуримановского района Башкирии. В семье было пять детей, все девочки. Отец – Койков Владимир Семенович - работал бухгалтером в леспромхозе. Мать – Заякина Елена Петровна - вела домашнее хозяйство.
В 1930 году в поселке открылась семилетняя школа, и маленькая Люба поступает учиться. В первые годы учебы, как вспоминает Любовь Владимировна, книг было мало, тетрадей не хватало. Приходилось сшивать газеты, линовать их поперек текста и использовать в качестве тетрадок.
В школе Люба вступила в комсомол, была вожатой у октябрят. Сдавала нормы ГТО, имела значок. Несколько раз выступала на соревнованиях по бегу и в лыжных гонках.
В 17 лет отец устроил Любу на работу помощником счетовода. Работа нравилась, она всему училась быстро. И вскоре юная Люба легко могла выполнять обязанности бухгалтера.
18 июня 1941 года Любовь Владимировна вышла замуж за Корнева Ивана Матвеевича. Но семейное счастье было коротким.
Грянула Великая Отечественная война. В августе 1941 года Иван Корнев был призван на фронт. Люба осталась работать в поселке. Через месяц она узнала, что ждет ребенка, а в апреле 1942 года родила дочку Танечку, которой не суждено было увидеть отца.В 1942 году в поселке остались только женщины, дети да престарелые. Они взвалили на свои плечи непосильную ношу.
Любовь Владимировна вспоминает, что вставать приходилось в 4 часа утра. Босиком бежали в поле, все орудия труда несли на себе. Копали и сеяли вручную. А потом сенокос, уборка хлебов. «Днем работа в поле, а вечером председатель просил составлять баланс, вести бухгалтерскую документацию», - рассказывает Любовь Владимировна. А ведь еще маленькая дочка на руках.
Жили впроголодь, всё уходило на фронт. Питались мерзлой картошкой, копали ту, что осталась на колхозных полях. Потом её мыли, сушили, выпекали хлеб. Одежда и обувь поизносилась, купить было не на что и негде, шили чирки, летом ходили босиком.
Зимой молодым девушкам приходилось работать лесорубами. Тяжелейший труд! Любовь Владимировна вспоминает: «Дали нам топоры, пилы и отправили на лесозаготовку. Деревья рубили по пояс в снегу, замерзшие, уставшие, голодные. А наш бригадир дядя Ваня с деревяшкой вместо ноги просит: «Девочки, милые, еще надо поработать, по плану 10 деревьев, а мы только 4 срубили». Мы работаем, а сами плачем. Одежду сушить негде, теплушка маленькая, отдохнем чуть-чуть и опять за работу».
С фронта приходили редкие письма от мужа. В одном из них он сообщил, что ранен под Ржевом, проходит лечение в госпитале. А потом опять долгие месяцы ожидания. Последнее письмо Любовь Владимировна помнит наизусть: «…находимся недалеко от Белой Церкви, скоро идем в разведку». Больше писем от мужа не было. Позднее Любовь Владимировна узнала, что ее муж пропал без вести в сентябре 1944 года.
В 1945 году по комсомольской путевке Любовь Владимировна была направлена на восстановление целлюлозно-бумажного комбината в Йоханессе (Выборгский район Ленинградской области). Работа была сложной, в основном физический труд. После войны судьба забрасывала Любовь Владимировну в разные уголки нашей родины. Ей довелось работать в Эстонии, в Азербайджане, в Пермской области. После замужества в 1970 году вместе с супругом Семериковым А.Ф. она приехала на строительство КамАЗа, работала в бухгалтерии главного управления КамАЗа, в СМУ № 2.
Её трудовая деятельность была оценена медалью «Ветеран труда», к которым потом прибавились юбилейные медали. В настоящее время Любовь Владимировна проживает по адресу: бульвар Энтузиастов, дом 6 (2/17), квартира 53. Она воспитала трех дочерей. Имеет четырех внуков, пять правнуков.
Практическое предназначение:
Данную презентацию рекомендуем использовать в целях воспитания патриотизма, формирования гражданской позиции школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Перспективность проекта:
В дальнейшем подобный проект ребята могут выполнить самостоятельно, используя материалы домашнего архива своей семьи.
Заключение:
Проект способствует развитию и воспитанию в детях чувства патриотизма, милосердия и сострадания.
Список литературы:
- История СССР. Книга для чтения. М: Просвещение, 1995 г.
- Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник. Под общей редакцией М.М. Кирьяна. М: Политиздат, 1988 г.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М.: Просвещение, 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой..."
Со всей страной мы с ребятами, посещающими ГПД, готовились к празднованию Дня Победы. В течение двух недель мои воспитанники изучали семейные архивы, расспрашивая родителей о прабабушках и прадедушках...
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
Не забывайте о солдатах,Вступившихся за честь страны, Не забывайте свист снарядов,И будьте памяти верны!...
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
Уже много лет минуло со времен Великой отечественной войны… Но мы не должны забывать ее героев, мы должны помнить и гордится ими, ведь они проливали свою кровь, шли на верную смерть ради нашего ...
Проект «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»
Найти информацию и сохранить память своих прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны....
Исследовательский проект на тему: "Награда в моей семье"
Исследовательский проект "Награда в моей семье" выполнила ученица 4 "Б" класса МБОУ СОШ № 1 ст. Павловской Краснодарского края. Руководитель: Залюбовская Татьяна Ивановна, учитель ...
Внеурочное занятие к 75 летию Победы " Нет в России семьи такой.где б не памятен был герой"
В разработке собран материал о дедушках-чаадаевцах,воевавших во второй мировой войне....