Рекомендации педагога- психолога родителям первоклассников после полярной ночи
материал

Пужанская Мария Федоровна

Полярная ночь- это один из факторов из всего многообразия факторов, которые так или иначе влияют на нас и наших детей- сложные природно- климатические условия- близость полюса и океана, частые перенпады температуры воздуха и атмосферного давления, кислородное голодание, близость сопок, ультрафиолетовое голодание.  Есть простые способы помочь себе и своим детям благополучно пережить этот период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_posle_polyarnoy_nochi.docx63 КБ

Предварительный просмотр:

1- Поддержка первоклассников после полярной ночи

Полярная ночь - это лишь один фактор из всего многообразия экстремальных факторов, которые так или иначе влияют на нас и наших детей (сложные природно-климатические условия – близость полюса и океана, частые перепады температуры воздуха и атмосферного давления, кислородное «голодание» - близость сопок, ультрафиолетовое голодание- полярная ночь)

Конечно, полярная ночь- испытание и для взрослых, и для детей. Она негативно влияет на наше здоровье.

В этот период, как правило, снижается иммунитет, повышается метеочувствительность, обостряются хронические заболевания.

И это еще далеко не все. Например, на детей месяц темноты влияет больше, чем на взрослых. Основные показатели у маленьких северян – им трудно просыпаться, снижается острота зрения, обучаемости, устойчивости к физической нагрузке, желание учиться отсутствует, часто подавленное настроение, эмоциональные расстройства, которые могут выражаться в форме повышенной раздражительности, обидчивости, сменяющихся конфликтностью, что связано с изменениями в системе организма («синдром полярного напряжения). 

Может наступить инверсия сна – это такое нарушение сна, когда вечером трудно уснуть, зато наутро просто невозможно открыть глаза.

Тот факт, что солнце ушло за горизонт и покажется нескоро, период «светового голодания» угнетающе действует на психику. Справиться с этим может человек сильный, а вот люди с тонкой душевной организацией, склонные к ипохондрии, переносят постоянную темень на улице очень болезненно, значительно ухудшаются самочувствие, активность, настроение как у взрослых, так и у детей. 

Световой голод приводит к тому, что организм перестает вырабатывать гормон радости - серотонин, без которого страдает, естественно, психика. Отсюда повышенная раздражительность, плохой сон, нарушение режима дня.

И когда мы обо всем этом думает, становится очень грустно, и так себя жалко!

А давайте попробуем этот период сделать по максимуму приятным и для себя и для детей?! К счастью, для этого сегодня есть масса возможностей.

- Начнем с самого утра- например, можно просыпаться под любимую музыку,

- Правильное питание и сон - залог здоровья!

Питание должно быть сбалансированным и разнообразным.

В меню должны быть обязательно включены продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества. Особенно витамин С, содержащийся в зелени петрушки и укропа, цитрусовых, красной и чёрной смородине, красном болгарском перце, помидорах, картофеле, больше витаминов В, которые организм ребенка может получит, из хлеба грубого помола, капусты, яблок, молока, сыра, бобовых, печени, разных каш. Вот сейчас я услышала, как родители закричали, что их дети не любят кашу! А вы попробуйте сделать так, чтобы они ее полюбили! Например, украсьте ее фруктами, орехами, цукатами, мармеладом и шоколадом! Думаю, все получится!

- Витамины

- Соблюдайте режим дня сами и приучите к этому ребенка!

- Зимой все свое время мы проводим преимущественно при искусственном освещении, в закрытых помещениях. Помните, днем постоянно должно быть яркое освещение. Желательно не выключать его даже при переходе из комнаты в комнату. Яркий свет лечит, разгоняет хандру, депрессии. Одевайте ярко себя и детей – яркие цвета помогут избавиться от зимней депрессии. В интерьер тоже внесите что- то яркое и теплое!

- Повысьте активность- отдых на воздухе- это очень полезно!

- Закаливание, контрастный душ и т.д.

- Помните о том, что полноценный сон позволяет снять утомление и восстановиться. Продолжительность сна должна составлять от 10,5 - 11 часов для малышей. Спать ребёнок должен ложиться не позднее 21-22 часов, в зависимости от возраста. Сокращение продолжительности сна на 1 -1,5 часа резко снижает работоспособность.

Вовремя ложиться в постель. Младшие школьники в 22.00, старшие - не позже 23.00. 

 

А еще давайте подумаем- что полярная ночь- удивительное явление природы! Пытайтесь увидеть позитивные моменты в самых обычных вещах и явлениях!

Необыкновенные красОты полярной ночи- северное сияние, черное звездное небо, огромные сугробы и укрытые снегом деревья – необыкновенно красивы! Фотографируйте, снимайте видео, устройте семейный конкурс!

И на самом деле, окажется, что зима у нас - не такое уж грустное время года. А нашим детям очень даже повезло – в их распоряжении есть столько снега, сколько детям в средних широтах даже не снилось. Из такого количества снега можно слепить все, что угодно, можно даже прорыть в снегу пещеру и устроить там дом. Хорошее занятие для всей семьи!

На самом деле все просто!

 2- Если первоклассник не нашел взаимопонимания с учителем и одноклассниками-

Мы понимаем, что школа — это новый этап в  жизни первоклассника. Ко всему новому адаптироваться трудно. В школе свои правила, много незнакомых ребят, новые обязательства. Все неизвестное тревожит и даже пугает.

В первом классе приятельские отношения между одноклассниками складываются на основе симпатии. Лидирующие позиции достанутся общительным, дружелюбным и интеллектуально развитым детям,

Детям, отстающим в учебе, замкнутым, не умеющим адекватно общаться, со сниженной или завышенной самооценкой, агрессивным, высокотревожным, неопрятным будет трудно найти себе приятелей и друзей.

Чтобы первоклассник гармонично вошел в школьную жизнь, важно развивать в нем навыки саморегуляции, то есть умение справляться с сильными эмоциями в соответствии с ситуацией.

Родители могут помочь своему ребенку:

Разрешите вашему ребенку чувствовать неуверенность. Мальчик наверняка понимает, как напрягает семью его поведение, и из-за этого еще больше тревожится. Например, можно сказать ему так: «Детям в первом классе иногда действительно бывает очень страшно. Столько всего нового. Бояться в такой ситуации нормально». Или: «На уроках тебе бывает страшно, и ты не готов говорить при всех. С тобой все в порядке, я понимаю твои чувства».

Важно откликнуться на эмоции ребенка и назвать их словами. Большой поддержкой для ребенка будет ощущение, что его не осуждают, а понимают. Он и сам начнет лучше понимать, что с ним происходит, и это снизит напряжение.

Удвойте заботу

Поддержку можно оказать не только словами, но и делами. При адаптации и стрессе ребенку нужна двойная забота. Это может быть совместное время с мамой или сестрами/братьями, когда ребенок может заниматься любимым делом.

Спросите у первоклассника, что бы ему хотелось поделать вместе с вами ради удовольствия? Может, это игра, творчество, прогулка? Выделите специальное время после школы для такой заботы. Это поможет ему наполняться силами и преодолевать трудности.

Хвалите конкретно

Уверенность в себе — это состояние «я классный». Первокласснику очень важно почувствовать это состояние именно в отношении своей деятельности в школе. Попробуйте проанализировать, что у ребенка хорошо получается. Может, он прыгает выше всех на физкультуре или умеет чисто и аккуратно стирать с доски? Важно подкрепить его успешную деятельность своими искренними эмоциями. Что вы чувствуете, когда видите, что ребенок в чем-то хорош? Гордость? Восхищение? Радость? Или все вместе? Расскажите ему об этом.

Часто мы хвалим очень абстрактно, говоря: «Ты молодец». Но вокруг все молодцы, а уверенность в себе вырастает, если ребенок слышит конкретные примеры и чувствует ваши эмоции по этому поводу. Как может звучать похвала? Например: «Петя, когда я вижу, как быстро ты умеешь решать задачи, я тобой очень горжусь. Это дело у тебя получается отлично». «Катя, мне рассказали, как в школе ты помогала учительнице поливать цветы, в такие моменты я тобой восхищаюсь. Мне радостно видеть, что ты умеешь быть отзывчивой». В этих примерах нет оценок, но есть искренние эмоции взрослых и конкретные поступки детей. Введите такое общение в привычку, и тогда ребенку будет легче почувствовать свою силу и стать увереннее в себе.

Спрашивайте, что было в школе интересно, что давалось сложно. Помните, что все, что ребенок вам рассказывает, важно! Чем дольше беседуете, размышляете с ребенком о школьной жизни, тем лучше. Не обрывайте разговор однозначными решениями – разбирайтесь в ситуации вместе. В одних случаях ребенок сможет решить, с вашей помощью, ситуацию самостоятельно, а в других может потребоваться вмешательство взрослых.

Формируйте у него позитивный образ школы, того места, где он узнает много интересного и полезного, научится важным вещам. Будут красивые учебники и тетради, настоящая школьная форма и вообще - быть учеником почетно! В школе приобретают знания и учатся дружить.

Не стоит выражать сомнение в личности учителя или школы при ребенке – это только повысит тревожность ребенка, ослабит его личность. Подрыв доверия к школе ведет к неуспешности в учебе и взаимоотношениях.

Беседовать с ребенком нужно не только об уроках и заданиях, но и о дружбе, об одноклассниках. Если родители всегда «на связи», действительно готовы поддержать ребенка и помочь ему, если будут затруднения, то это большой шаг к тому, чтобы первоклашка и учился хорошо, и со сверстниками общался без проблем. Иначе – растет тревожность, недоверие к школе и всему, что с ней связано, а это – плохая основа для хороших отношений.

Научите ребенка отвечать на неприятные действия одноклассников неагрессивно, нейтрально или с юмором. Например, на обидную кличку чаще всего не стоит реагировать. «Нападающий» поймет, что потроллить не удалось, и отстанет. Можно «вернуть» оскорбление: «Кто так обзывается, тот сам так называется»; «Приятно познакомиться, а меня Саша зовут». Или дать понять однокласснику, что тот сам себе вредит: «Что-то мне не хочется дружить с тобой».

Первоклассник не может подружиться

В основе этой проблемы чаще всего лежит то, что ребенок вовремя не научился выстраивать коммуникации. Это обучение должно проходить с момента трехлетнего кризиса, когда малыш предельно эгоцентричен и не считается с мнением других, перетягивая все внимание на себя.

«К семи годам задача ребенка от этого предельного эгоцентризма перейти к видению других людей. Другие люди есть, у них есть свои интересы, у них есть свои желания, им бывает больно», — объясняет Бердникова.

Если первоклассник не научился общаться до школы, ему будет сложно поладить с другими детьми. Чтобы решить проблему, родителям придется активнее участвовать в организации совместного времяпрепровождения своего ребенка с одноклассниками.

Мама или папа могут помочь- познакомиться с родителями одноклассников своего ребенка и выяснить, у каких детей есть схожие интересы. А после организовать взаимодействие детей вне школы. Это могут быть совместные прогулки, посещения кафе, походы в кино и парки аттракционов. 

«Ребенок оказывается вольно или невольно в контакте с другим ребенком. Один на один. Если родитель ребенка будет организовывать какие-то дворовые игры, то часть авторитета родителя будет переходить на этого ребенка: вот мама Пети здорово играет в разные игрушки, значит Петенька тоже молодец», — приводит пример детский психолог.

Важно, чтобы ребенок был в контакте с родителями, чтобы регулярно происходили обсуждения того, что ему интересно. А родители уже на основе этой информации организовывали досуг детей. Когда взрослый видит, что у ребенка получается общаться и дружить — он постепенно отходит от такого навязывания досуга.

3- Как выработать правильные привычки у первоклассников?

С привычками ребенок не рождается. Плохому родители его не учат. Откуда же берутся дурные привычки?


Чаще всего причиной их появления становится отсутствие целенаправленного воспитания полезных привычек. Например, если ребенка не приучают есть в одно и тоже время и только за столом, то он привыкает есть в разное время на ходу. Другими словами, всякий раз, когда не образуется положительной привычки, возникает отрицательная, плохая привычка.


Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как ему надо вести себя, у него нет привычной формы поведения. Если взрослые не укажут, как надо вести себя, образование привычек пойдет стихийно.


 Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим.

Для выработки привычек нужны повторения действия. Но простое повторение может показаться ребенку скучным, неинтересным. Если это повторение подкрепляется похвалой, одобрением, то у ребенка возникают положительные эмоции, действие делается приятным, его хочется повторять и тем самым превращать в привычное действие.
Первое время при выработке полезной привычки  особенно нужен контроль над детьми со стороны взрослых. Если вы заметили, что у ребенка имеется вредная привычка ежеминутно отвлекаться от работы, смотреть по сторонам, вскакивать с места, медленно писать и вообще лениво заниматься, а вы говорили об этом ребенку, но никаких изменений в его поведении не произошло, тогда нужно учить ребенка работать. «На приготовление этого домашнего задания потребуется не более получаса, но при условии, что ты не будешь смотреть по сторонам, прерывать работу и разговаривать. Не спеши, но и не отвлекайся». Засеките время. Спросите ребенка, как ему больше нравится заниматься: по-новому или по-старому? Теперь он больше гуляет на улице, так как быстрее готовит уроки. «А ты можешь сам за собой следить? Положи около себя часы и старайся укладываться в определенное время, не теряя ни одной минуты даром». Таким образом удастся в какой-то мере преодолеть у ребенка вредную привычку и привить полезную, которая с каждым днем будет закрепляться благодаря сознательному отношению к этому самого школьника и вам.

1. Показывайте пример

Все дети подражают родителям — главным взрослым в их жизни. Если мама с папой в свободное время хватаются за телефоны, то неудивительно, что и ребёнка не тянет на чтение. А если родители увлечённо погружаются в книги, то детям тоже становится интересно. Им проще научиться заправлять кровать, сортировать мусор и собирать рюкзак с вечера, если взрослые делают то же самое. 

2. Будьте чёткими и последовательными 

Формирование привычек у детей должно происходить постепенно. Лучше сконцентрироваться на необходимом минимуме и отработать 2–3 навыка, а потом переходить к следующим, иначе эффективность усилий снизится.

  Например: научиться пользоваться зубной нитью каждый раз после еды; делать 20 отжиманий в день; говорить себе каждое утро: «Это будет отличный день!».

Суть привычки должна быть ясной и выполнимой. Например, вы решили приучить ребёнка ополаскивать за собой тарелку. Проговорите: 

  • зачем это нужно и как это поможет;
  • в каких случаях нужно делать;
  • как поступать с остатками пищи; 
  • куда ставить тарелку после ополаскивания.

Если ребёнок понимает, что от него хотят, ему легче привыкнуть к действию. 

3. Подключайте награду

Награда важна на первых этапах формирования полезных привычек у детей. Это помогает детскому мозгу зафиксировать в памяти новую последовательность действий.

Важное правило: если уже пообещали награду, обязательно давайте её ребёнку. Не противоречьте своим действиям, чтобы не загубить формирование привычки.

Похвала, когда ребёнок не забывает выполнить нужное действие, — тоже своеобразная награда. Поощряйте ребёнка, чтобы дополнительно его мотивировать. 

4. Объясняйте, зачем это нужно

Формирование здоровых привычек у детей подкрепляется естественной мотивацией — если ребёнок понимает, что получит в результате, ему легче приучить себя к действию.

На доступном языке объясняйте, зачем нужна привычка и что она даст. Детям, особенно дошкольного возраста, сложно рисовать себе картину будущего и проводить нужные связи между действиями сейчас и результатом потом. Так вы покажете ему, почему привычка важна.

Найдите объяснение каждому действию, которое хотите привить. Например: нужно использовать зубную нить, чтобы не лечить зубы у стоматолога. Нужно ополаскивать посуду, чтобы самому потом не тратить много времени на мытьё. Нужно есть свежие овощи, чтобы хорошо работал кишечник. 

5. Визуализируйте привычки

Чтобы эффективней сформировать привычку, ведите учёт действиям ребёнка. Превратите это в увлекательный марафон — распечатайте плакат привычки и повесьте на видное место, например, холодильник. Каждый раз при выполнении действия ребёнок поставит галочку. 

Можно придумать награду за определённое количество галочек на неделе. Например, если ребёнок каждый день выпивал полтора литра воды, на выходных получит подарок. Замечаете, что ребёнок хитрит ради получения награды? Вместе посмотрите мультфильм про то, как важно это делать. Напоминайте ребёнку поддерживать водный баланс в течение дня. Обращайте его внимание на то, когда сами пьёте воду. Всё это поможет ребёнку втянуться в новый режим.

Для усиления мотивации можно создать небольшой коллаж, отражающий желаемый образ жизни. Можно прикрепить на него картинки значимых привычек, которые хочется сформировать. В коллаж можно добавить любые картинки, цитаты, стрелочки, инфографику, символы.

Хитрая мама 

Простясь до завтра
С детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заныла по пути:
– Устала я шагать-идти!..

– Зачем шагать? –
Сказала мать. –
Попробуй зайцем поскакать.
Вот так!
Ещё давай-ка!
Отлично!..
Ай да зайка!

Теперь попробуй покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха…
Теперь – как бегает щенок,
Ух, как!
Стремглав, не чуя ног!


А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
А как бельчонок?
Но постой!
Вот мы уже и дома.

                                 (С. Погореловский)

 

Что я хочу сказать?

Что на самом деле значит любить детей.

Наше время — это время любви. Любовь стала одним из главных постулатов современной цивилизации. Возможно, самым главным.

Что может маскироваться под любовь

1. Невротическая тревога родителей

Родители переживают, что ребёнок не сможет найти своё место в новом, постоянно меняющемся мире, и делают всё возможное, чтобы смог. Например: «Я люблю тебя и поэтому хочу, чтобы у тебя было хорошее образование». Или «Без английского языка сейчас никуда. Да, я понимаю, что ты не хочешь. Но это необходимо. Почему? Потому что я люблю тебя!»

Для таких родителей мир — это поезд, в который нужно успеть забросить своего ребёнка, причём его нужно чем-то снабдить: крючочками, присосками, чтобы он постоянно цеплялся. Самые продвинутые мамы (есть такой тип «еврейская мама») прыгают вместе с ребёнком, взявшись за руки.

2. То, что любовь вытеснило (честь, преданность, долг)

Поскольку на протяжении нескольких веков эти понятия существовали, они не могут окончательно исчезнуть — и в результате маскируются под любовь. Выглядит это примерно так: «Ну послушай, в нашей семье все имели высшее образование. Я же знаю, что ты умен, что ты хорош собой. Я же люблю тебя! Ну как это ты пойдёшь учиться на автомеханика?»

На самом деле эта фраза означает «Как я людям в глаза смотреть буду, если мой Васечка останется без высшего образования? Вот спросят, кто у меня Васечка, а я скажу: „Васечка — автомеханик“. Это ж со стыда сгореть!»

3. Отсутствие смысла жизни у матери

Если мать не сумела найти то, ради чего жить, смыслом своего существования она делает ребёнка. «Да я же тебе всю жизнь отдала! Ушла с работы — только ради того, чтобы тебя водить в обучалку-развивалку при французском посольстве. А ты теперь говоришь, что тебе этот французский язык не нужен — после восьми лет моего непрерывного бдения. И всего-то четыре года в музыкальной школе осталось из девяти!»

Никто не может быть смыслом жизни другого. Это противоестественно и абсолютно невыносимо. Есть ли что-то такое, что нужно всем детям? Есть. Им нужно видеть рядом с собой человека, который занял в этом мере какое-то место, который нашёл себя. Поэтому главная задача родителя — сделать и найти себя.

4. Желание кому-то что-то доказать

Этот кто-то может быть кем угодно. Часто родителям самим не хватало любви, поэтому своим долгом они считают, что обязательно должны сполна дать её детям.

«Ты никогда не замечала меня. Ты не интересовалась моими проблемами, ты не делала со мной уроки, ты не, ты не, ты не… вспоминает молодая мама свое детство. Я всё это буду делать. Я буду говорить с ребёнком, пока он не упадёт в обморок!».

5. Делать из ребёнка проект

Это менее злокачественный вариант пункта «ребёнок — смысл жизни». Когда родители вкладываются в ребёнка, чтобы затем получить то-то и то-то.

Где тогда сама любовь?

https://vospitannie.ru/wp-content/uploads/2017/09/4.jpg

https://vospitannie.ru/wp-content/uploads/2017/09/5.jpg

Главная миссия родителей, цель родительства как такового -- воспитание ребенка; под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе [5];

развитие ребенка, его формирование как здоровой личности прямо пропорциональны количеству и качеству любви, которую он получает от самых близких ему людей -- родителей, поэтому отцу и матери необходимо учиться любить своего ребенка истинной любовью;

истинная родительская любовь -- это всегда созидающая любовь, в которой и взрослый, и ребенок познают и раскрывают свое «Я», самореализуются и совершенствуют себя;

истинная родительская любовь обладает определенными характеристиками. По мнению авторитетных психологов Д. В. Винникотта, Р. Кемпбелла, А. С. Спиваковской, Э. Фромма, к ним относятся:

безусловность -- предполагает любовь к ребенку ради самого ребенка, независимо от его способностей, цвета кожи или пола;

постоянный контакт с ребенком -- служит выражением искренней заинтересованности родителей во всем, что происходит в детской жизни, общественной (деятельность, общение) и личной (внутренние переживания, мечты), и проявляется во взаимодействии, постоянно поддерживаемом диалоге, общении родителей и детей друг с другом;

принятие -- означает включение родителями ребенка в свою жизнь и возложение на себя ответственности за его благополучие, также это способность положительно относиться к индивидуальности ребенка, его достоинствам и недостаткам, признание его автономности как отдельной личности.

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

 Брант Себастьян

Любовь не должна быть слепой, она должна быть    зрячей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!  Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...

Методические рекомендации педагога-психолога родителям школьников

Актуальной проблемой школьного образования остаётся вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родит...

Рекомендации педагога-психолога родителя 1-4 класс

ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:∙    Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. ∙    Если ребенок живет во вра...

Рекомендации педагога-психолога родителям по выстраиванию благополучных взаимоотношений между детьми

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ СИБЛИНГОВ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ:Роли «любимец» - «отвергнутый»Обратите внимание на то, нет ли среди ваших детей явных &q...

Практические рекомендации педагога –психолога родителям по адаптации первоклассников:

Практические рекомендации педагога –психолога  родителям по адаптации первоклассников:...

Рекомендации педагога психолога родителя четвероклассников

Вот мы и подошли к первому рубежу. Четвёртый класс завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет и пе...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА_ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Скоро в школу... Этой осенью Ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих ...