Методические рекомендации к прогулке на воздухе.
методическая разработка (3 класс)

Пахтусова Наталья Васильевна

Прогулка детей на свежем воздухе — это педагогически организованная форма активного отдыха, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_progulke.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к прогулке на воздухе.

Прогулка детей на свежем воздухе — это педагогически организованная форма активного отдыха, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Основные цели:

  1. Оздоровительные: обеспечить активный отдых школьников, снять утомление детей, способствовать укреплению здоровья, удовлетворить потребность детей в движении.
  2. Воспитательные: воспитание нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к природе, доброжелательное отношение к товарищам, умение подчинить свои желания коллективу.
  3. Обучающие: учить ориентироваться на местности; знакомить с разными видами и темпами ходьбы и бега; использование инвентаря при уборке территории; учить бросать, ловить, вести мяч и т. д.
  4. Развивающие: развивать физические возможности обучающихся, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, лидерские качества, творческий подход к выполнению заданий.
  • Все занятия носят коллективный характер.
  • Занятия решают не только оздоровительные задачи, но и определенный круг воспитательных задач.
  • Каждое занятие требует активного участия всех без исключения воспитанников, а для этого надо определить для каждого его роль.
  • Замысел занятия доводится до всех учеников. Он должен быть понятен всем.
  • На протяжении дня ни одно занятие в избранном виде деятельности не должно повторяться. Разнообразие и новизна должны быть присущи всем занятиям.
  • При выборе двигательного содержания занятий нужно учитывать физические данные детей.
  • Необходимо максимально насыщать посильной деятельностью проводимые занятия. Экономно и с пользой расходовать время, отводимое на них.
  • Воспитателю нельзя терять управления занятием, нужно видеть и улавливать изменения в поведении и настроениях детей.
  • При проведении занятий нужно поощрять инициативу и активность школьников.
  • C окончанием занятия подвести его итоги, дать свою оценку поведению детей.

ВИДЫ ПРОГУЛОК И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Часто понятие прогулка смешивают с такими понятиями, как экскурсия, игра, занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка часто сочетается с различными видами занятий на воздухе. При работе в группе продленного дня предлагается использовать виды прогулок, которые можно подразделить следующим образом:

1. ПРОГУЛКА НАБЛЮДЕНИЕ ЗА

  • сезонными изменениями в природе;
  • особенностями растительного мира;
  • жизнью домашних животных;
  • трудом и отдыхом людей.

2. ПРОГУЛКА- ЗАДАНИЕ, имеющая цель

  • поздравить товарищей или взрослых с праздником;
  • пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;
  • известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии;
  • оказать шефскую помощь.

3. ПРОГУЛКА-ЗАДАЧА,    направленная   на   решение   какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить:

  • расстояние;
  • величину предмета;
  • высоту предмета;
  • его цвет;
  • крутизну склона;
  • направление и скорость ветра.

4. ПРОГУЛКА-ПОИСК. Во время этой прогулки учащиеся получают задание отыскать:

  • различные травы;
  • сеянцы;
  • семена или плоды (каштаны, желуди) деревьев;
  • природный материал для гербария, коллекции и т.д.

5. ПРОГУЛКА-ПОХОД (воображениена:

  • скорость;
  • выносливость;
  • дисциплину;
  • внимание;
  • ориентирование на местности.

6. ПРОГУЛКА-ФАНТАЗИЯ должна представить возможность:

  • сделать зарисовку;
  • изготовить поделку из природного материала;
  • сплести венок, корзину;
  • составить букет из листьев, цветов, веток;
  • придумать сказку, стихотворение, рассказ.

7. ПРОГУЛКА-ПОКАЗ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать:

  • местные достопримечательности;
  • различные предметы и объекты;
  • редкие цветы, деревья, кустарники;
  • разнообразные свойства, признаки предмета.

8. ПРОГУЛКА-ПРАКТИКУМ,  предусматривает закрепление знаний и умений учащихся:

  • по правилам дорожного движения;
  • по технике безопасности;
  • по трудовым навыкам;
  • по ориентированию;
  • по культуре поведения.

9. КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОГУЛКА проводится в сочетании с:

  • играми;
  • спортивными занятиями;
  • трудом;
  • экскурсионной работой.

10. ОТВОРЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА 

Цель:  вызвать  эмоциональный  подъём  и  организовать  творческую  деятельность.  Во  время  такой  прогулки  дети  могут  делать  зарисовки,  мастерить  поделки.  По  итогам  такой  прогулки  можно  организовать  выставку  работ  или  праздник  творчества.

11. Развлечения  на  воздухе. 

Цель  прогулки:  организовать  массовые  подвижные  игры,  весёлые  состязания,  ритмические  музыкальные  игры,  хороводы,  показ  фокусов  под  навесом  во  время  дождя.

12. ПРОГУЛКА - ЭКСКУРСИЯ  (виртуальная)

 Цель:  познакомить  с  историей  своего  края.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.  Ее продолжительность - 1,5 часа. Воспитатель определяет три цели прогулки: познавательную,   воспитательную, развивающую.

ПОДГОТОВКА К ПРОГУЛКЕ

  • Определить вид прогулки.
  • Установить цель.
  • Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
  • Выбрать место проведения.
  • Определить затраты времени на прогулку.
  • Разработать задание.
  • Наметить виды деятельности учащихся.
  • Составить конспект прогулки.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ

  • Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали погоде.
  • Сообщить цель прогулки.
  • Рассказать о маршруте и заданиях.
  • Указать порядок следования по маршруту.
  • Назначить ответственных.
  • Провести инструктаж по ТБ.

СТРУКТУРА ПРОГУЛКИ

  • Организационный  момент.  Одевание  детей,  инструктаж  о  времени  и  цели  прогулки,  о  правилах  поведения,  о  распределении  конкретных  поручений.  Беседа-инструктаж  проводится  во  дворе  школы  на  постоянном  месте  сбора  группы.
  • Движение  по  намеченному  маршруту  и  выполнение  намеченных  заданий,  организованное  наблюдение,  беседа  воспитателя  по  теме  прогулки,  самостоятельная  деятельность  школьников.
  • Краткое  подведение  итогов  прогулки  на  постоянном  месте  сбора  группы.
  • Возвращение  в  школу.  Переодевание  детей,  гигиенические  процедуры.

Методические рекомендации по организации подвижной игры

  • Учитывать: возраст детей, оборудование помещения, количество участников, наличие инвентаря…
  • При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать воспитателя. Назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах.
  • Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе игры.
  • Водящих выбрать по назначению воспитателя, жребию, считалочке.
  • Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат.
  • Начинать игру организованно, по сигналу.
  • Развивать творческую инициативу участников.
  • Наблюдать за настроением ребят, эмоциональным напряжением.
  • Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения.
  • Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.
  • Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом.
  • Объявляя результаты, мотивируйте детей.
  • Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом, водой, песком и статическим электричеством. Методические рекомендации.

Занимательные опыты для старших дошкольников с воздухом,водой, песком и статическим электричеством. Методические рекомендации....

Методические рекомендации для воспитателя ГПД к занятиям на воздухе

Представлен сборник игр для провдения на занятиях в группе продленного дня...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок в ГПД. Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Что такое прогулка?Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРОГУЛКА" -пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалекое расстояние для отдыха, разв...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации по организации прогулки в ГПД.

Методические рекомендации по организации прогулки в ГПД. ...