VII муниципальные образовательные Рождественские чтения
статья
В настоящее время духовно-нравственное воспитание и развитие в школе приобрело особую значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
VII муниципальные образовательные Рождественские чтения
«Духовно-нравственное воспитание и развитие в школе: опыт, проблемы, перспективы»
В настоящее время духовно-нравственное воспитание и развитие в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, не стало доверия, исчезла духовность. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Как показало время, уход от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности.
Само понятие «воспитание» – категория историческая. В разные периоды человеческой истории в него вкладывали определенный смысл. Если ранее говорили, что «воспитание – это приспособление к среде», то в настоящее время Российская педагогическая наука определяет его как «Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности».
В воспитании и развитии личности особенно важная роль принадлежит школе. Именно она призвана раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Об эффективности работы школы в целом можно судить по тому, как педагогический коллектив работает в данном направлении и решает задачи поставленные обществом.
Однако как показала практика духовно-нравственное воспитание нельзя рассматривать только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо совместно семье и школе решать для полноценного развития духовных качеств ребёнка.
Одна из основных проблем -резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.
Вряд ли здесь помогут словесные наставления и нравоучения.
В процессе духовно-нравственного воспитания детей важную роль играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика, любящим его и придерживающимся правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский). Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.
В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий
Школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа.
Сегодня реализовать ряд задач, стоящие перед школой возможно через новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет создаёт благоприятные условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе.
Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности.
Одним из положительных эффектов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует считать рост интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи.
Конечно же, решение проблемы заключается не в отдельно отведенных часах программой, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала нравственному становлению ученика.
Воспитание детей в школе идёт и через их творчество. Дети рисуют плакаты «Бережём планету вместе», сочиняют «Рождественские сказки», пишут сочинения на тему «Рождество Христово», принимают участие в городском конкурсе «За окошком Рождество».
Осознание малой Родины – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания учащихся. Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, учитель помогает уяснить неразрывную связь: единства родного края с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций своей Родины.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»;, встречи с интересными людьми, ветеранами позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.
Проводимые мероприятия дают положительную динамику в развитии нравственных качеств наших школьников. Никто из ребят не остается равнодушным к таким акциям как «Семья помогает семье» (ребята помогли собрать в школу детей из семей, которые очень нуждались в поддержке), «Напиши письмо другу».
Эффективным методом реализации поставленных задач является проведение общешкольных праздников.
Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума.
Как показывает педагогическая практика духовно-нравственное направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, толерантность.
Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.
Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»
Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов
Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. Тип урока...

Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества
Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения. В соответствии с новой...

Педагогические чтения учителей муниципальных образовательных организаций проводились в рамках деятельности городских методических объединений.
Педагогические чтения проводятся с целью совершенствования педагогических компетенций в области планирования и достижения образовательных результатов в новой образо...

Рождественские чтения. Литературная гостиная.Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества, 4-а кл.
Рождественские чтения. Литературная гостиная. Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества....