VII муниципальные образовательные Рождественские чтения
статья

Иванова Людмила Ивановна

В настоящее время духовно-нравственное воспитание и развитие в школе приобрело особую значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII муниципальные образовательные Рождественские чтения

«Духовно-нравственное воспитание и развитие в школе: опыт, проблемы, перспективы»

В настоящее время духовно-нравственное воспитание и развитие в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, не стало доверия, исчезла духовность. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.

Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Как показало время,  уход от традиций православия одна из причин нравственного опустошения личности.

Само понятие  «воспитание» – категория историческая. В разные периоды человеческой истории в него вкладывали определенный смысл. Если ранее говорили, что «воспитание – это приспособление к среде», то в настоящее время Российская педагогическая наука определяет его как «Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности».

В воспитании и развитии личности особенно важная роль принадлежит школе. Именно она призвана раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Об эффективности  работы школы в целом можно судить по тому, как педагогический коллектив работает в данном направлении и решает задачи поставленные обществом.

Однако как показала практика духовно-нравственное воспитание нельзя рассматривать только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо совместно семье и школе решать для полноценного развития духовных качеств ребёнка.

Одна из основных проблем -резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Вряд ли здесь помогут словесные наставления и нравоучения.

 В процессе духовно-нравственного воспитания детей важную роль  играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика, любящим его и придерживающимся правила: «Истинная нравственность растёт из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Её мерило – не слова, а практическая деятельность» (В. Белинский).  Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий

Школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа.

Сегодня реализовать ряд задач, стоящие перед школой  возможно через новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет создаёт благоприятные условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе.

Курс помогает учащимся стать образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности.

Одним из положительных эффектов введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует считать рост интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи.

Конечно же, решение проблемы заключается не в отдельно отведенных часах программой, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала нравственному становлению ученика.

Воспитание детей в школе идёт и через их творчество. Дети рисуют плакаты «Бережём планету вместе», сочиняют  «Рождественские сказки»,  пишут сочинения на тему «Рождество Христово», принимают участие в городском  конкурсе «За окошком Рождество».

Осознание малой Родины – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания учащихся. Воспитывая любовь к  малой Родине  и, формируя гражданскую позицию, учитель помогает  уяснить неразрывную связь: единства родного края с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций своей Родины.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Праздники, посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»;, встречи с интересными людьми, ветеранами  позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.

Проводимые мероприятия дают положительную динамику в  развитии нравственных качеств наших школьников. Никто из ребят не остается равнодушным к таким акциям как   «Семья помогает семье»  (ребята помогли собрать в школу детей из семей, которые очень нуждались  в поддержке),  «Напиши письмо другу».

Эффективным методом реализации поставленных задач является проведение общешкольных праздников.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума.

Как показывает педагогическая практика духовно-нравственное направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, милосердие, толерантность.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов

—  Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.—            Тип урока...

Развитие воспитательного потенциала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества

Новые социально-экономические условия, тенденции государственной политики в сфере образования актуализируют необходимость создания новой воспитательной системы учреждения.  В соответствии с новой...

Педагогические чтения учителей муниципальных образовательных организаций проводились в рамках деятельности городских методических объединений.

Педагогические чтения проводятся с целью совершенствования педагогических компетенций   в области планирования и достижения образовательных результатов     в новой образо...

Рождественские чтения. Литературная гостиная.Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества, 4-а кл.

Рождественские чтения. Литературная гостиная. Ч.Диккенс. "Рождественская песнь в прозе". История Рождества....