Комплексные формы работы в воспитательном взаимодействии как один из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей
методическая разработка
Каждый из нас мечтает, чтобы наши учащиеся стали образованными, развитыми и воспитанными людьми. И не просто мечтает, а прилагает немало усилий для педагогического обеспечения интеллектуального, духовно – нравственного и физического воспитания.
Не все зависит от нас, педагогов. Большой вклад в развитие и воспитание детей могут и должны семьи учеников, местные сообщества, учреждения культуры, спортивные организации. Нужно устанавливать с ними партнерские отношения, выявлять недостатки в собственной деятельности и пути ее совершенствования и обновления.
Одной из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей – использование системного подхода в воспитательном взаимодействии через комплексные формы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 3»
Комплексные формы работы в воспитательном взаимодействии как один из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей
Срок реализации проекта:
2015-2019 г.
Автор: Сажина Евгения Эдуардовна,
учитель начальных классов МКОУ «НОШ № 3»
2019 год
Каждый из нас мечтает, чтобы наши учащиеся стали образованными, развитыми и воспитанными людьми. И не просто мечтает, а прилагает немало усилий для педагогического обеспечения интеллектуального, духовно – нравственного и физического воспитания.
Не все зависит от нас, педагогов. Большой вклад в развитие и воспитание детей могут и должны семьи учеников, местные сообщества, учреждения культуры, спортивные организации. Нужно устанавливать с ними партнерские отношения, выявлять недостатки в собственной деятельности и пути ее совершенствования и обновления.
Одной из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей – использование системного подхода в воспитательном взаимодействии через комплексные формы.
Цель данного опыта: модернизировать и апробировать комплексную форму воспитательной работы в ученическом коллективе.
Задачи:
1. Изучить теоретико - методологические основы системного подхода и комплексной формы работы.
2. Модернизировать и использовать формы комплексной работы с младшими школьниками.
3.Спрогнозировать результаты использования данного опыта.
Ожидаемые результаты: данная комплексная форма будет привлекательна для детей не только своим названием, игровым сюжетом, но и содержанием и перспективой жизнедеятельности: самопознание, саморазвитие, творческое самовыражение через игровое взаимодействие с другими членами коллектива.
Новизна: предложенная комплексная форма воспитания детей представляет собой эффективную форму работы по духовно – нравственному развитию младших школьников.
Сроки реализации опыта: 2015 – 2019г.
I этап – поисково - диагностический
На данном этапе были изучены теоретико – методологические основы комплексных форм в воспитании младших школьников.
В основе проекта результаты многолетнего поиска научных, методических и практических работников г. Пскова, под руководством Степанова Е.Н. Интеграция компонентов воспитательного процесса в целостную систему происходит более успешно, если применяются комплексные формы воспитания детей. Они становятся стержнем или каркасом, вокруг которого различные элементы воспитательного процесса объединяются в целое.
Пиком популярности использования комплексной формы в воспитании детей можно считать 70 – 80 – е гг. предыдущего столетия. Все возрастные группы школьников были охвачены такими комплексными формами, как : «Октябрята по стране Октября», «Всесоюзный марш пионерских отрядов и Всесоюзный марш юных ленинцев», «Ленинский зачет».
Большинство научных и практических работников отмечают положительную роль перечисленных форм в воспитании детей.
II этап теоретико – экспериментальный
Идея опыта заключается в модернизации и использовании комплексных форм в воспитании детей.
Комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых воспитательных дел. Каждое ее звено имеет свои предназначения, место и логику развертывания во времени.
Первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три основные задачи:
- доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы или коллективно его разработать;
- вызвать интерес школьников к участию в ней;
- дать старт конкретным делам и инициативам на начальном этапе совместной деятельности, например, в форме творческой мастерской.
Следующий этап, этап проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности, поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных и групповых поручений в детском сообществе. В данный период необходимо поддержать ростки инициативы и самодеятельности детей, их стремление самостоятельно выработать правила и план коллективных действий, их желание быть полезными в классе, школе и за пределами учебного заведения.
Этап конкретных дел, которые помогают детям не только проявить общественную активность, но и раскрыть и развить свои способности, изменить индивидуальную и совместную жизнедеятельность.
Затем следует "привал" – место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов. Младшим школьникам требуется "привал" уже через один или полтора месяца после старта, который учащиеся начальных классов проводят привал, как правило, в игровой форме.
Осуществление комплексной формы в целом предполагает проведение более глубокой и масштабной коллективной и индивидуальной рефлексии. Она может проходить в виде смотра личностных и коллективных достижений, конкурса личных сайтов, коллективной и индивидуальной самопрезентации.
Существуют определенные условия, при которых комплексная форма воспитания детей становится более эффективным:
- наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения;
- социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности;
- учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;
- выделение этапов в совместной деятельности;
- предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственное место в жизнедеятельности класса;
- существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей; - наглядное отражение процесса и результатов участия детей в комплексной форме.
Для организации воспитательного процесса в своем классе я использовала комплексную форму, представляющую собой познавательно – игровую деятельность, в ходе которой каждый ребенок начал создавать книгу о себе с названием «Азбука важных вопросов- открытий моего «Я»».
Название формы появилось не случайно. С помощью Азбуки первоклассники познают азы грамотности, значит, она может символизировать собой и основы постижения внутренних процессов человека и начало движения ребенка к своему «я». К тому же стать автором собственной книги само по себе интересно и романтично.
Процесс написания ребенком книги о себе происходит в ходе его участия в индивидуально – ориентированных воспитательных дел, организуемых в классе. Для этого я использую разнообразные формы, например: устный журнал, творческая мастерская, тренинг, конкурс, путешествие.
Тематика воспитательных дел определила исходя из двух позиций:
- вопросов, являющихся важными для ребенка, стремящегося познать себя( Каков он, мой автопортрет?. Как научиться учиться? Кем быть?);
- различных социальных ролей, выполняемых ребенком в жизни(«Я – особенный человек», «Я – ученик», Я – член коллектива», «Я – член семьи», «Я – частица мира».
Логика каждого воспитательного дела заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и освоение детьми обозначенных ролей. В подготовке и проведении участвуют не только сами дети и я, но и родители, педагоги, бывшие мои ученики.
Отдельные дела объединила в шесть блоков, которые получили названия в соответствии с основными сферами жизнедеятельности детей и ведущими направлениями совместной работы.
Структура познавательно – игровой деятельности
Этапы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
I. «Часы самопроектирования «Я и мой выбор»» | Игра – старт «А что, если стать писателем?» | Бюро планирования «Что доброго я могу сделать?» | |
II. «Часы самопознания «Я – планет»» | Анкета – размышление «Я – это мир?» | Коллаж – мастерская «Каков он, мой автопортрет?» | Парад планет «Чем я богат?» |
III. «Часы ученичества «Каковы труды – таковы и плоды»» | Вечер на тему «О чем рассказывает отметка?» | Тренинг «Как научиться учиться?» | Творческая мастерская «Если бы я был учителем?» |
IV. «Часы общения «Я и моя КЛАССная семья»» | Карусель дружбы «В слове Мы какие Я?» | Мастер –класс вожатых «Что мы можем сами?» | Конкурс «Дружно – не грузно?» |
V. «Часы самореализации « Я – человек»» | Игра – путешествие по лесной тропинке «Что зависит от меня?» | Вечер – презентация семейных газет «А что у нас?» | Проектная мастерская «Кем быть?» |
VI. «Часы раздумий и выводов «Я и мои дела»» | Палитра добрых дел «Как стать тимуровцем?» | - | Устный журнал «Продолжение следует?!» (итоговое занятие) |
В ходе проведенного каждого воспитательного дела дети оформляют страничку своей Азбуки. Название странички совпадает с название темы воспитательного дела. За весь учебный год проводится шесть воспитательных дел и создается шесть станиц Азбуки. К созданию книги дети приступают только во втором классе, потому что первый год обучения нацелен на адаптацию детей к школе. Странички каждого учебного года можно представить как отдельную главу книги.
Структура комплексной формы соответствует структуре книги. Прологом служит первое воспитательное, символизирующее старт игры. В ходе него я знакомлю с замыслом игры, мотивирую детей на участие в ней и предлагаю первые задания. Участвуя в подготовке и проведении последующих дел, являясь автором и главным героем Азбуки, ребенок рассказывает на ее страницах о важных открытиях своего «Я», подводит итоги своего участия в коллективной деятельности. Завершает игру итоговое занятие, рассматриваемое как эпилог книги, в ходе которого осуществляется «триумфальное шествие» авторов и презентации полного собрания Азбуки. Каждому ребенку торжественно вручается диплом за создание книги.
В третьем – четвертом классах в начале игры предлагаю провести разведку добрых дел, помочь спланировать и организовать действия по их выполнению, разработать и принять правила взаимоотношений. Для самоконтроля и фиксации результатов социально значимой деятельности в Азбуку добавляется страничка добрых дел.
Страничка добрых дел « На пользу себе и людям»
Где можно приложить усилия | Задания самому себе | Дал слово держи |
В работе над собой | ||
В учебе | ||
В жизни класс | ||
В семье | ||
В жизни города |
III этап оценивание результатов
Известно, что автор создает книгу не столько для себя, сколько для других. Этот факт может послужить хорошей мотивацией на участие детей в социально значимой деятельности. Она необходима для воспитания творческой и нравственной индивидуальности ребенка. Без нее невозможно сформировать у ребенка способности созидать, творить добро, быть полезным для людей.
Намечены и достигнуты предполагаемые результаты деятельности. Они могут выступать в качестве критериев эффективности данной комплексной формы:
- развитость познавательного потенциала ребенка;
- нравственная направленность личности младшего школьника;
- сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания и саморазвития;
- удовлетворенность школьника самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Результатом нашей деятельности можно считать и то, что дети моего класса два года подряд побеждали в школьном конкурсе «Класс года» , обучаясь в третьем и в четвертом классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-176153-1667324672.jpg)
«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.
Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-176153-1667324672.jpg)
Презентация проекта «Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В презентации показана актуальность, цель и задачи, новизна, результаты проекта...
Повышение оздоровительной эффективности физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Как повысить эффективность физического воспитания детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-299541-1383664604.png)
Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/15/picture-179893-1358262688.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-846548-1485205606.jpg)
Повышение эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе с помощью здоровьесберегающих технологий
Презентацию "Процесса обучения и воспитания учеников с помощью здоровьесберегающих технологий" я продемонстрировала+ на районном методическом объединении, используя свой педагогический опыт....