Комплексные формы работы в воспитательном взаимодействии как один из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей
методическая разработка

Сажина Евгения Эдуардовна

Каждый из нас мечтает, чтобы наши учащиеся стали образованными, развитыми и воспитанными людьми. И не просто мечтает, а прилагает немало усилий для педагогического обеспечения интеллектуального, духовно – нравственного и физического воспитания.

Не все зависит от нас, педагогов. Большой вклад в развитие и воспитание детей могут и должны семьи учеников, местные сообщества, учреждения культуры, спортивные организации. Нужно устанавливать с ними партнерские отношения, выявлять недостатки в собственной деятельности и пути ее совершенствования и обновления.

Одной из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей – использование системного подхода в воспитательном взаимодействии через  комплексные формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 3»

Комплексные  формы  работы  в воспитательном взаимодействии  как  один  из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей

Срок  реализации проекта:

2015-2019 г.

Автор: Сажина Евгения Эдуардовна,

учитель начальных классов МКОУ «НОШ № 3»

2019 год

Каждый из нас мечтает, чтобы наши учащиеся стали образованными, развитыми и воспитанными людьми. И не просто мечтает, а прилагает немало усилий для педагогического обеспечения интеллектуального, духовно – нравственного и физического воспитания.

Не все зависит от нас, педагогов. Большой вклад в развитие и воспитание детей могут и должны семьи учеников, местные сообщества, учреждения культуры, спортивные организации. Нужно устанавливать с ними партнерские отношения, выявлять недостатки в собственной деятельности и пути ее совершенствования и обновления.

Одной из существенных путей повышения эффективного процесса воспитания детей – использование системного подхода в воспитательном взаимодействии через  комплексные формы.

Цель данного опыта: модернизировать и апробировать комплексную форму воспитательной  работы в ученическом коллективе.

Задачи:

1. Изучить теоретико -  методологические основы системного подхода  и комплексной формы работы.

2. Модернизировать и использовать формы комплексной работы с младшими школьниками.

3.Спрогнозировать результаты использования данного опыта.

Ожидаемые результаты: данная комплексная форма будет привлекательна для детей не только своим названием, игровым сюжетом, но и содержанием и перспективой жизнедеятельности: самопознание, саморазвитие, творческое самовыражение через игровое взаимодействие с другими членами коллектива.

Новизна: предложенная комплексная форма воспитания детей представляет собой эффективную форму работы по духовно – нравственному развитию младших школьников.

Сроки реализации опыта: 2015 – 2019г.

I этап – поисково - диагностический

На данном этапе были изучены теоретико – методологические основы  комплексных форм в воспитании младших школьников.

В основе проекта  результаты многолетнего поиска научных, методических и практических работников  г. Пскова, под руководством  Степанова Е.Н.  Интеграция компонентов воспитательного процесса в целостную систему происходит более успешно, если применяются комплексные формы воспитания детей. Они становятся стержнем или каркасом, вокруг которого различные элементы воспитательного процесса объединяются в целое.

Пиком популярности использования комплексной формы в воспитании детей можно считать 70 – 80 – е гг. предыдущего столетия. Все возрастные группы школьников были охвачены такими комплексными формами, как : «Октябрята по стране Октября», «Всесоюзный марш пионерских отрядов и Всесоюзный марш юных ленинцев», «Ленинский зачет».

Большинство научных и практических работников отмечают положительную роль перечисленных форм  в воспитании детей.

II этап теоретико – экспериментальный

Идея опыта заключается в модернизации и  использовании  комплексных форм в воспитании детей. 

Комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых воспитательных дел. Каждое ее звено имеет свои предназначения,  место  и логику развертывания во времени.

Первым звеном этой цепочки чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три основные задачи:

  1. доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы или коллективно его разработать;
  2. вызвать интерес школьников к участию в ней;
  3. дать старт конкретным делам и инициативам на начальном этапе совместной деятельности, например, в форме творческой мастерской.

           Следующий этап, этап проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности, поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных и групповых поручений в детском сообществе. В данный период необходимо поддержать ростки инициативы и самодеятельности детей, их стремление самостоятельно выработать правила и план коллективных действий, их желание быть полезными в классе, школе и за пределами учебного заведения.

Этап конкретных дел, которые помогают детям не только проявить общественную активность, но и раскрыть и развить свои способности, изменить индивидуальную и совместную жизнедеятельность.

Затем следует "привал" – место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов. Младшим школьникам требуется "привал" уже через один или полтора месяца после старта, который учащиеся начальных классов проводят привал, как правило, в игровой форме.

Осуществление комплексной формы в целом предполагает проведение более глубокой и масштабной коллективной и индивидуальной рефлексии. Она может проходить в виде смотра личностных и коллективных достижений, конкурса личных сайтов, коллективной и индивидуальной самопрезентации.

Существуют определенные условия, при которых комплексная форма воспитания детей становится более эффективным:

- наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения;

- социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности;

- учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;

- выделение этапов в совместной деятельности;

- предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственное место в жизнедеятельности класса;

- существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей; - наглядное отражение процесса и результатов участия детей в комплексной форме.

Для организации воспитательного процесса в своем классе я использовала комплексную форму, представляющую собой познавательно – игровую деятельность, в ходе которой каждый ребенок начал создавать книгу о себе с названием «Азбука важных вопросов- открытий моего «Я»».

Название формы появилось не случайно. С помощью Азбуки первоклассники познают азы грамотности, значит, она может символизировать собой и основы постижения внутренних процессов человека и начало движения ребенка к своему  «я». К тому же стать автором собственной книги само по себе интересно и романтично.

Процесс написания ребенком книги о себе происходит в ходе его участия в индивидуально – ориентированных воспитательных дел, организуемых в классе. Для этого я использую разнообразные формы, например: устный журнал, творческая мастерская, тренинг, конкурс, путешествие.

Тематика воспитательных дел определила исходя из двух позиций:

- вопросов, являющихся важными для ребенка, стремящегося познать себя( Каков он, мой автопортрет?. Как научиться учиться? Кем быть?);

- различных социальных ролей, выполняемых ребенком в жизни(«Я – особенный человек», «Я – ученик», Я – член коллектива», «Я – член семьи», «Я – частица мира».

Логика каждого воспитательного дела заключается в поиске ответов на поставленные вопросы и освоение детьми обозначенных ролей. В подготовке и проведении участвуют не только сами дети и я, но и родители, педагоги, бывшие мои ученики.

Отдельные дела объединила в шесть блоков, которые получили названия в соответствии с основными сферами жизнедеятельности детей и ведущими направлениями совместной работы.

Структура познавательно – игровой деятельности

Этапы

2 класс

3 класс

4 класс

I. «Часы самопроектирования  «Я и мой выбор»»

Игра – старт «А что, если стать писателем?»

Бюро планирования «Что доброго я могу сделать?»

II. «Часы самопознания «Я – планет»»

Анкета – размышление «Я – это мир?»

Коллаж – мастерская «Каков он, мой автопортрет?»

Парад планет «Чем я богат?»

III. «Часы ученичества «Каковы труды – таковы и плоды»»

Вечер на тему «О чем рассказывает отметка?»

Тренинг «Как научиться учиться?»

Творческая мастерская «Если бы я был учителем?»

IV. «Часы общения «Я и моя КЛАССная семья»»

Карусель дружбы «В слове Мы какие Я?»

Мастер –класс вожатых «Что мы можем сами?»

Конкурс «Дружно – не грузно?»

V. «Часы самореализации « Я – человек»»

Игра – путешествие по лесной тропинке «Что зависит от меня?»

Вечер – презентация семейных газет «А что у нас?»

Проектная мастерская «Кем быть?»

VI. «Часы раздумий и выводов «Я и мои дела»»

Палитра добрых дел «Как стать тимуровцем?»

-

Устный журнал «Продолжение следует?!» (итоговое занятие)

В ходе проведенного каждого воспитательного дела дети оформляют страничку своей Азбуки. Название странички совпадает с название темы воспитательного дела. За весь учебный год проводится шесть воспитательных дел и создается шесть станиц Азбуки. К созданию книги дети приступают только во втором классе, потому что первый год обучения нацелен на адаптацию детей к школе. Странички каждого  учебного года можно представить как отдельную главу книги.

Структура комплексной формы соответствует структуре книги. Прологом служит первое воспитательное, символизирующее старт  игры. В ходе него я знакомлю с замыслом игры, мотивирую детей на участие в ней и предлагаю первые задания. Участвуя в подготовке и проведении последующих дел, являясь автором и главным героем Азбуки, ребенок рассказывает на ее страницах о важных открытиях своего «Я», подводит итоги своего участия в коллективной деятельности. Завершает  игру  итоговое занятие, рассматриваемое как эпилог книги, в ходе которого осуществляется «триумфальное шествие» авторов и презентации полного собрания Азбуки. Каждому ребенку торжественно вручается диплом за создание книги.

В третьем – четвертом классах в начале игры предлагаю провести разведку добрых дел, помочь спланировать и организовать действия по их выполнению,  разработать  и принять правила взаимоотношений. Для самоконтроля и  фиксации результатов социально значимой деятельности в Азбуку добавляется страничка добрых дел.

Страничка добрых дел  « На пользу себе и людям»

Где можно приложить усилия

Задания самому себе

Дал слово держи

В работе над собой

В учебе

В жизни класс

В семье

В жизни города

III этап  оценивание результатов

Известно, что автор создает книгу не столько для себя, сколько для других. Этот факт может послужить хорошей мотивацией на участие детей в социально значимой деятельности. Она необходима для воспитания творческой и нравственной индивидуальности ребенка. Без нее невозможно сформировать у ребенка способности созидать, творить добро, быть полезным для людей.

 Намечены и достигнуты предполагаемые результаты деятельности. Они могут выступать в качестве критериев эффективности данной комплексной формы:

- развитость познавательного потенциала ребенка;

- нравственная направленность личности младшего школьника;

- сформированность у учащихся первоначальных умений самопознания и саморазвития;

- удовлетворенность школьника самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.

Результатом нашей деятельности можно считать и то, что дети моего класса два года подряд побеждали в школьном конкурсе «Класс года» , обучаясь в третьем и в четвертом классах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района Самарской области Сиско Елены Викторовны.

Доклад«Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе» учителя ГБОУ СОШ «ОЦ» с. ВоротнееСергиевского района Самарской обл...

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность. Воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодейст...

Повышение эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе с помощью здоровьесберегающих технологий

Презентацию "Процесса обучения и воспитания учеников с помощью здоровьесберегающих технологий" я продемонстрировала+ на районном методическом объединении, используя свой педагогический опыт....