Литературная гостиная "И снова о Великом!"
план-конспект занятия (3 класс)
Внеклассное мероприятие,посвященное творчеству А.С..Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий семейного праздника, посвященный 225-летию А.С.Пушкина «И снова о Великом!»
Автор: Шлыкова Юлия Андреевна
Организация: .Класс-3А.МБУ ДО «ЦВР «Крылатый» г.о.Самара
Населенный пункт: г. Самара
Пушкинские чтения. Дата проведения: 1822 января 2021 года
Место проведения – библиотека. Время проведения -14.10
Библиотека украшена свечами с подсвечниками, портрет А.С. Пушкина, портретная галерея поэта разных времен, выставка произведений, иллюстраций, детских рисунков к произведениям , картинка А.С. Пушкина, календарь изображением поезда времени, на котором прописаны Стихи Поэмыстанции на которых мы будем останавливаться, цитата:
Цели:
1.Знакомство с жизнью и творчеством великого поэта.
2.Развитие навыков выразительного чтения лирических произведений, оценить их многообразие, передать чувства и переживания автора.
3.Воспитание патриотизма, любовь к природе, преданности, толерантности.
Вечер начинается музыкальным вступлением (На фоне музыки ведущий читает е собственного сочинения.
Каждый вечер, засыпая
Сказки Пушкина читаю.
Это чудо, это свет
И подобных в мире нет.
Старик с рыбкой говорит,
И Балда всегда шумит.
Есть царевна и княжья,
Белка, лебедь и друзья-
33 богатыря
Будут защищать меня.
Вот как сказку прочитаю
Целый день хожу, мечтаю.
И учу их наизусть,
Чтоб прогнать тоску и грусть.
Как поднять всем настроенье?
Добрым быть и всё ценить,
Расскажи стихотворенье
Станешь всех тогда любить!
1 ведущий(ученик):)
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя! Мы сегодня с вами совершим путешествие по прошлому времени на волшебном поезде времени в страну под названием « О, Пушкин!». Узнаем много нового из жизни поэта, послушаем его стихи в исполнении учеников. Выступление учеников будет оценивать строгое, но справедливое жюри.
Прошу приветствовать наше жюри:
1.Преподаватель
2. Преподаватель
3. Библиотекарь В 2024 году отмечается 225-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По указу Владимира Владимировича Путина, этот год назван годом великого русского поэта.
2(взрослый)
Некоторые мероприятия, которые запланированы в рамках празднования:
Обновление экспозиции и реставрация пушкинских музеев. Проект коснётся трёх федеральных и восьми региональных музеев. Оцифровка рукописного фонда Пушкинского дома. Планируется создать научно-просветительский ресурс «Пушкин цифровой». Создание нового информационно-кассового центра в Санкт-Петербурге. Его планируют открыть в доме 12 на набережной Мойки, где скончался поэт. Там разместят кассы, кафе и сувенирные магазины.
ван ергеевич писал о Пушкине 3 ведущий(ученик):
онстантин митриевич Пушкин
4 ведущий (взрослый)
Александр Сергеевич- это величайший поэт и писатель. Стихи,сказки,поэмы,повести Пушкина - живая красота. Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений поэта А.С. Пушкина. Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Его стихи с детства стали для нас родными. Из поколения в поколение родители читают своим детям сказки Александра Сергеевича. Взрослых поклонников творчество Пушкина волнует глубоким содержанием. Поэт стал широко известным и за пределами России. Его любят и ценят во всех уголках земного шара. А.С.Пушкин оставил нам изумительные стихи. Сегодня мы проводим конкурс чтецов по выразительному чтению стихотворений Пушкина.
5 ведущий (ученик)
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в семье дворян. У Пушкина было много друзей, но с детства самым близким и самым преданным человеком была его няня — Арина Родионовна. Именно от неё он впервые услышал замечательные русские сказки .
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.
Поэт посвятил ей несколько своих произведений: «Зимний вечер» и «Няне».
На дальнейшее творчество молодого А. С. Пушкина огромное влияние оказали труды таких классиков русской литературы, как Константин Батюшков, Василий Жуковский, Денис Фонвизин и Александр Радищев.
Юный Александр Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей на учёбу. Именно там он начал создавать свои первые стихи.
1 ведущий(ученик):)!М.Участники первой страны «Сказки» - родители и ученики рассказывают о самых любимых сказках.
1.2.3.
4.В сценках участвуют родители.1.2.Онаа
Предлагаем вам фрагменты сказок великого писателя. Вы должны угадать название произведения.
«Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченный рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокий,И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» , год написания (1951).
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря.
«Сказка о царе Салтане», год написания (1984).
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» ,год написания(1973).
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
«Сказка о рыбаке и рыбке», год написания (1950).
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
«Сказка о золотом петушке»,год написания (1967).
Участники второй страны «Поэмы» родители и ученики рассказывают о самых известных поэмах.
1.В поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкин использует традиционный сказочный сюжет о похищении невесты (Людмилы) злым волшебником-чародеем (Черномор). Несколько претендентов на руку прелестной княжны отправляются на её поиски, но только Руслану удаётся освободить Людмилу. По пути он совершает множество подвигов и обретает счастье.
2.Главная мысль поэмы заключается не только в победе добра над злом, но и в понимании того, что за счастье надо бороться.Год написания(1817–1820).
Поэма Александра Пушкина «Кавказский пленник» — это история о свободе, любви, самопожертвовании, о способности понимать других людей, даже если они совершают по отношению к тебе жестокие поступки.
3. Русский пленник, устав от пустоты светской жизни, отправляется на Кавказ в поисках настоящей свободы. Но вместо желанного освобождения его ждут лишь оковы плена и предчувствие скорой гибели. Русский узник благодаря юной кавказской девушке совершает побег из плена и возвращается к своим соотечественникам. Черкешенка помогает пленнику сбежать, после чего, из-за неразделённой любви, бросается в воду.
4.Главная мысль произведения: никогда не стоит сдаваться в борьбе за собственную свободу и не следует требовать от любимого человека больше, чем он способен дать. год написания (1820–1821)
Когда вы перейдёте в 7 класс, то будете изучать поэму «Полтава»
Поэма А. С. Пушкина «Полтава» — это размышление о природе власти, предательства и трагедии человеческих судеб. В центре сюжета — судьба реального исторического персонажа Ивана Мазепы, гетмана Левобережной Украины, который предал Петра I и перешёл на сторону шведского короля Карла XII. Битва при Полтаве, одно из самых значимых событий в истории России и Украины.
5. Пушкин описывает это сражение как величественное и драматичное столкновение двух армий: на стороне России сражается Пётр I, на стороне Швеции — Карл XII и предавший царя Мазепа. Несмотря на упорство шведов и их союзников, русские войска под руководством Петра одерживают решительную победу.
С поэмами «Гавриилиада» (1821),«Вадим» (1821–1822),«Братья разбойники» (1821–1822),«Бахчисарайский фонтан» (1821–1823),«Цыганы» (1824) вы обязательно познакомитесь, когда подрастёте. Наша третья страна называется «Стихотворения». Давайте спросим у наших дорогих родителей какое их самое любимое стихотворение.Родители читают стихотворения.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный, отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь...
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Есть ещё одно любимое стихотворение у взрослых и детей.
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Храни меня, мой талисман…
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи —
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
-Дорогие ребята, прочтите свои любимые стихотворения великого поэта.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Уж небо осенью дышало...
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
1ведущий(ученик):
Из детства Пушкин вынес отличное знание французского языка, который он в детстве знал лучше родного. Библиотека отца состояла из одних французских сочинений, и Пушкин проводил там бессонные ночи, «пожирая книги одна за другою». Детские годы Пушкин проводил в Москве и в подмосковном имении бабушки.
2 ведущий(взрослый)
Когда наступили годы учения, отец решил отдать сына в открывавшийся тогда Царскосельский лицей. Для поступления в это привилегированное учебное заведение требовались связи. Отец нашел протекцию в лице своего петербургского знакомого— Александра Ивановича Тургенева, занимавшего крупный пост в министерстве народного просвещения. В июле 1811 года Пушкин вместе со своим дядей Василием Львовичем отправился из Москвы в Петербург.
3 ведущий(ученик):
Летом 1811 г. юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян. Лицей принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой воспитания. В лицее в течение шести лет воспитанники обязаны были пройти основательный курс литературных, исторических, юридических и математических наук.
4 ведущий(взрослый)
Весной 1817 года Пушкин окончил Царскосельский лицей. Лето он провёл в родовом имении Михайловское под Псковом. Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кащее, о русалках, леших. Именно здесь Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила». Она вышла в свет в 1820 году.
Музыкальная пауза
Прощание с морем (на стих. А.С. Пушкина К морю ), исполняет весь класс.
1 ведущий(ученик):
Царь приказывает поэту выехать на новое место ссылки. В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжёлые годы изгнания. В 1825 году он пишет одно из грустных стихотворений «Зимний вечер».
Чтец :
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна. –
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка.
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
2 ведущий(взрослый):
В часы уныния спасением для поэта оказывается няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт напишет несколько замечательных сказок.
3 ведущий (ученик)
В сентябре 1826 года царь освобождает поэта от ссылки. Пушкин возвращается в Москву. Он беспокоится о няне, она осталась в Михайловском совсем одна. Поэт посвящает ей стихотворение «Няне».
Чтец :
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
3 ведущий(ученик)
В эти годы Пушкин становится общепризнанным литературным авторитетом и начинает издавать большой литературный журнал «Современник». В это время были написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», многие стихотворения (в том числе «Бесы», «Герой», «Для берегов отчизны дальней...», - «Моя родословная»), последняя глава романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде».
4 ведущий(взрослый)
Отношение царя к Пушкину было враждебным. Пушкина подстерегали и угрожали. На одном из балов француз Дантес попытался оскорбить жену поэта Наталью Николаевну. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 года недалеко от Петербурга. Пушкин был тяжело ранен и 10 февраля 1837 года скончался.
Смерть поэта была большим горем для всей России. Около 50 тысяч человек подошли к дому, где жил Пушкин. Они пришли проститься со своим любимым поэтом и защитником.
За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то его слава не увянет.
Чтец :
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Чтец :
Поэт погиб! Невольник чести
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести
Поникнув гордой головой!..
-Дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего праздника! Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый 225-летию великого писателя А.С.Пушкина. Читайте сказки, поэмы, повести и рассказы, ведь в каждом сердце звучат любимые строчки нашего любимого поэта.
Чтец :
Это имя – знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя – бессонница весен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце октября.
Это имя – сквозь белые ночи
Всех бессонных касается век,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он наш сверстник и наша звезда!
Чтец :
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
дорог нам твой облик благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
не умрешь излюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца
добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца,
И в них будить стремленья к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи, кто верен правде оставался,
И кто берег ревнивый светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
Чтец:
Учитесь Пушкина читать:
Не просто пробегать глазами,
Как часто делаем мы с вами,
А видеть,
слышать,
понимать.
Учитесь Пушкина читать.
Я говорю не в назиданье,
Не как домашнее заданье
Вас заставляли повторять, -
Учитесь Пушкина читать,
И он вам обрести поможет
Мечты, которые, быть может,
Уже успели потерять.
Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И связь времён и поколений
Вас не устанет удивлять.
Учитесь Пушкина читать,
Вольнолюбивые страницы.
И в час борьбы на ваши лица
Не ляжет кротости печать.
Звучит музыка. Всем участникам мероприятия вручаются памятные подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-32096-1422206630.jpg)
урок - игра по литературному чтению " По басням великого Крылова"
Проведен в 3 классе на уроке литературного чтения по программе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам"
Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/02/picture-45143-1727876206.jpg)
Литературно-музыкальная композиция "ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!"
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ! (литературно-музыкальная композиция)Цели: изучать историю своей страны, своего народа; формировать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и на...
Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам"
В данной работе содержится краеведческий материал по Владимирской области в период ВО войны, стихи и песни посвящённые этому трагическому событию. Этот материал можно использовать для проведения класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230338-1364409325.jpg)
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс "Великие путешественники"
Тест-презентация по произведению Зощенко "Великие путешественники" для 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-320103-1382286592.jpg)
Тест по литературному чтению по теме "Великие русские писатели" 3 класс УМК "Школа России"
1-е задание теста проверяет умение находить в стихотворном тексте рифму;2-е задание направлено на проверку умения определять и различать жанры литературных произведений и произведений фольклора; 3-е з...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346052-1384614427.jpg)
литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам..." для начальной школы
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы над фашизмом "Поклонимся великим тем годам..." для начальной школы...