Проект"Играем в сказку"
проект (2 класс)
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни эмоционально - практическим путем в различных видах деятельности: театрализованные постановки, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры и др. Огромную помощь развитию речи может оказать русская народная сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Играем в сказку" | 207.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной защиты населения Кузбасса
государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Юргинский детский дом-интернат для детей с ментальными нарушениями»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор ГБУ «Юргинский ГБУ «Юргинский детский дом-интернат
детский дом-интернат для детей с ментальными нарушениями»
для детей с ментальными нарушениями» _____________С.Н. Кузмичева
_____________ Н.А.Шпак
Составила: С.Г. Гартун
воспитатель
2023-2024
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Актуальность проекта
Последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности и успешности. Развитие речи и овладение родным языком - одно из самых важных приобретений ребенка в детстве, поэтому рассматривается в современном воспитании как основа воспитания и обучения детей.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни эмоционально - практическим путем в различных видах деятельности: театрализованные постановки, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры и др. Огромную помощь развитию речи может оказать русская народная сказка.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Именно поэтому актуально становится разработка данного проекта по приобщению детей к русской народной культуре через театрализованную деятельность русских народных сказок, в которых ребенок на личностной практике, творческой деятельности ощутит всю многогранность и колорит русской культуры, обычаев, традиций своего народа.
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Играем в сказку »
2. Вид проекта: нравственно-эстетический.
3. Срок реализации: сентябрь 2023 год-июнь 2024 год.
4. Предмет исследования – театральная деятельность, русские народные сказки.
5. Продукт проектной деятельности – настольные театры по мотивам народных сказок; дидактические игры; картотеки; папки- передвижки;
6. Участники проекта:
- Воспитатель группы;
- Дети группы (возраст детей 7- 17 лет).
Проблема: Недостаточные знания о театре, его видах. Недостаточное знание и интерес к русским народным сказкам, народной культуре;
Цель: Формирование у детей интереса к театру, совместной театральной деятельности, внедрение в воспитательную работу театрализованных игр по мотивам народных сказок, как средство всестороннего развития детей.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Развивать интерес детей к русским народным сказкам.
- Приобщить к театральной культуре ( знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театра.)
- Совершенствовать артистические навыки участников проекта.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
- Воспитывать интерес к театру, народным сказкам;
Развивающие:
- Развитие психических процессов;
- Развитие ориентировки в пространстве;
- Развивать навыки анализа своих действий и действий окружающих;
- Развивать монологическую и диалогическую стороны речи.
Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту:
∙ Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога), рассказ.
∙ Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
∙ Метод моделирования ситуаций: создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности.
Практические методы: изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр мультфильмов, презентаций по теме, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участия в играх.
Срок и этапы реализации проекта
Сентябрь 2023 –июнь 2024 года
I этап – подготовительный: сентябрь 2023
1. Создание творческой группы.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, подбор
методической литературы, наглядно – дидактического и музыкального материала.
Организация развивающей среды в группе.
2. Планирование и организация деятельности по обучению детей театрализованной игре посредством инсценировки русских народных сказок.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной: октябрь2023 –май 2024г.
1.Прочтение детям сказки по усмотрению педагога. Беседа — рассуждение.
2.Рассмотрение картинок, иллюстраций со сказочными персонажами. Беседа – описание.
3. Создание атрибутов и костюмов к спектаклям.
4. Проведений открытого мероприятия совместной деятельности взрослого с детьми с компонентами театрализованной игры.
5. Прослушивание русских народных сказок. Обсуждение их в беседе.
6. Рисование персонажей русских народных сказок. Выставка.
7. Презентация наглядно – дидактического материала и атрибутов к театрализованным играм.
8. Создание развивающей среды по теме проекта.
9. Создание картотеки театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста.
10. Активное участие в январе:
- Показ театрализованного представления для детей;
- Выставка детских рисунков « Любимые русские народные сказки»;
III этап – завершающий: июнь2024.
1. Подведение итогов проектной деятельности;
2. Оформление выставки рисунков;
3. Театрализованная постановка сказки.
Формы работы, структура и режим занятий
Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется в первой половине дня, два раза в месяц. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части с некоторыми детьми группы.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Знают историю театра, его виды,
- Умеют рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их.
- Знают краткое содержание прочитанных и рассказанных сказок.
- Умеют реализовать свои знания сказок, культуры, обычаев, быта через драматизацию русских народных сказок.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Материально – техническая база:
- Различные виды театров, маски, ширмы.
- Иллюстрации и репродукции картин.
- Книги, стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
- Дидактические и развивающие игры.
- Подборка методической и познавательной литературы по теме.
- Мультфильмы, аудиосказки.
Календарно-тематический план 2023-2024 год
Месяц | Совместная деятельность | Цели |
Сентябрь | 1. Знакомство воспитанников с историей театра, виды театра.
2. Пальчиковая игра «Сказки».
3. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».
4. Подвижная игра «Гуси – лебеди».
5. Оформление Д/И лото- «Расскажи сказку»
| Формирование у детей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности. Формировать у детей представление об истории театра, видах театра. Развитие речевых функций. Развивать интерес к русским народным сказкам. Помочь запомнить диалоги. Познакомить с предмета ми русского быта (русская печь) в ходе драматизации сказки.
Продолжать знакомить детей с народными играми.
Формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
|
Октябрь |
1. Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
2. Пальчиковая игра «Козлята»
3.Игра – викторина «Вспомни сказку»
4. Инсценировка потешек.
5. Рисование по сказке «Волк и семеро козлят». | Развивать интерес к русским народным сказкам. Развитие речевых функций. Закрепить знания о ранее известных народных сказках. Развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь.
|
Ноябрь | 1. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».
2. Пальчиковая игра «Зимовье зверей».
3. Лепка. 4. Хороводная игра «Как на тоненький ледок…» | Учить пересказывать сказку «Зимовье зверей» с использованием театра картинок на фланелеграфе. Развивать интонационную выразительность речи. Развитие мелкой моторики и речевых функций. Развивать интерес у детей к народным играм, помочь разучить песенку. |
Декабрь | 1. Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и волк».
2. Инсценировка потешки «Лисичка». 3. Театрализованная игра по сказке «Лисичка – сестричка и волк». Знакомство детей в процессе инсценировки с предметами русского быта (коромысло, воз).
4. Рисование. | Развивать интерес русским народным сказкам. Побуждать к оценке поступков героев сказки.
Помочь детям запомнить отрывки – диалоги из сказки. Познакомить детей с предметами русского быта (коромысло, сани).
Развивать творчество. |
Январь | Подготовка театрализации. Инсценировка русской народной сказки.
| Познакомить детей с новой сказкой и инсценировка сказки.
|
Февраль | 1.Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» посредством кукольного театра.
2. Пальчиковая игра «Заюшкина избушка».
3. Игра - драматизация по сказке «Заюшкина избушка».
4. Инсценировка потешки «Зайка прыгал и устал». 5. Творческая мастерская «Избушки для зверюшек». | Развивать интерес к русским народным сказкам; вызывать эмоциональный отклик, чувство сопереживания героям сказки.
Развитие мелкой моторики и речевых функций. Помочь детям запомнить диалоги героев сказки, Развивать вербальные и невербальные средства выразительности.
Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования при помощи круп (манка и греча); развивать у детей творчество, желание помочь героям сказки. |
Март | 1. Рассказывание сказки «Лиса – лапотница» с использованием театра кукол.
2. Дидактическая игра «Узнай по сказке».
3. Русская народная игра «Тень, тень, потетень...» 4. Лепка. | Приучать детей слушать сказку, сопереживать ее героям. Познакомить детей с лаптями, материалами из которых они сделаны (береста, лыко). Прививать интерес к истокам русской народной культуры, быту.
Разучить с детьми слова игры, развивать средства вербальной и невербальной выразительности. |
Апрель | 1. Чтение сказки «Три поросенка». 2. Развлечение «Волшебный клубочек»
3. Пальчиковая игра «Три поросенка».
4. Инсценировка потешки «Строим дом». 5. Конструирование. | Развивать интерес к русским народным сказкам. Закрепить знание детьми русских народных сказок, сказочных героев, умение узнавать их по отрывкам и по описанию.
Развитие мелкой моторики. |
Май | 1. Чтение сказки «Царевна-Лягушка». 2. Рисование. 3. Викторина «Путешествие по сказкам». 4. Диагностика. | Развивать интерес к русским народным сказкам. Развитие творчества. |
Июнь | Оформление творческих работ. Подготовка театрализации. Инсценировка русской народной сказки.
| Показ русской народной сказки. |
Список используемой литературы.
- Акулова О. «Театрализованные игры». №24: Дошкольное воспитание, 2008г.
- Берлова А.Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М.,2008г.
- Власенко О. П. « Ребенок в мире сказок»: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет. Дошкольное воспитание.2013 год.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2014г.
- Мерзлякова С.И. «Театрализованные игры» М. ООО Обруч 2012г.
- Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми».СПб.: «Паритет» 2013г.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2013г.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2014 г.
- Рябкова И.В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. – 2015 г.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 2017 г.
- Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучаемся играя. Работа в графическом редакторе Paint. Проект Русская народная сказка "РЕПКА"
Привлечение компьютера рассматривается, как способ активизации творческого развития личности. Компьютерные программы, имея игровую форму, несут большую дидактическую нагрузку. Современный период общес...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...
Интеллектуальная игра "Своя игра" по сказкам А. С. Пушкина
Данная разработка может быть использована во внеклассной работе, на обобщающих уроках по литературному чтению, посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также в летней работе при организации Пушкинского...
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"
Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В иг...
Игра по сказке Пушкина " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди"
Игра- викторина по сказке А.С.Пушкина. Формирование познавательного интереса к сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди....