Деловая игра для воспитателей Что? Где? Почему?
опыты и эксперименты
Деловая игра для воспитателей
Что? Где? Почему?
на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_pochemu_delovaya_igra_dlya_vospitateley_0.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Деловая игра для воспитателей
Что? Где? Почему?
на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Деловая игра для воспитателей на тему: «Что? Где? Почему?»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, стол, набор оборудования для проведения опытов.
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Организация игры
Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.
Ведущий: Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас на педагогический совет в форме деловой игры Что? Где? Почему?» на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
За каждый правильный ответ игрок получает наклейку!!! На обдумывание задания 30 секунд
----Игру начинаем с простого музыкального упражнения «Встаньте по двое (четверо, шестеро)».
Звучит музыка. Все играющие двигаются. Музыка останавливается, а ведущий называет число 2 (4, 6). Все строятся парами (четверками, шестерками). Когда играющие разбились на шестерки, им предлагается этими группами занять места за столами. Итак , оставшиеся 6 человек занимают свои места в командах . Теперь я хочу предложить придумать название( каждая команда придумывает название). На каждый вопрос отводится 30 секунд
------1.Деловую игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей). (Отвечает 1 человек из команды!)
Ответы: Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, любознательность, инициативность, мыслительную деятельность. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Дети с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, экспериментируют с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.
------2.«Экологическая разминка».
Для команд предлагаются несколько вопросов, на которые нужно быстро ответить. Кто из участников команд первым ответил на вопрос, тому наклейка.
Команда 1.
1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
2. Пингвин птица или животное? (Птица)
3. Наука о растениях? (Ботаника)
4. Кошка свернулась клубочком? (К похолоданию)
5. Чем ёж на медведя похож? (Зимой спит)
6. . Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
7. Воробьи в пыли купаются? (К дождю)
Команда 2.
1. Самец кукушки? ( Самец кукушки)
2. Кто такой орнитолог? (Ученый изучающий птиц)
3. Ворона кричит зимой? (К метели)
4. Как называется прибор, который указывает части света? (Компас)
5. Какое животное не может прыгать? (Слон)
6. Наука о животных? (Зоология)
7. Какую траву любят кошки? (Валериану)
-------3.«Объяснялки» от детей (видео).Сейчас на ваш суд ,дорогие педагоги выступят дети с изложенным вопросом, ваша задача угадать про что идет речь.
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ). (Тапкенова Арина 9 группа)
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
-----4. Блиц-вопросы
1) Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является… (эксперементирование)
2) Какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию? (удивление, сказочный сюжет,проблемные ситуации и вопросы, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить. Интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением)
3) Что является обьектом познания детей младшего дошкольного возраста ( рукотворный мир, мир живой и неживой природы)
-4) Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
5.«Чёрный ящик»
В черном ящике находится хорошо вам известный предмет, пришедший к нам с востока, но называемый у нас голландским словом. А еще про него существует загадка: "Сожмешь — клин, разожмешь — блин". (Зонт)
В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)
Химики китайского университета выяснили, что в состав раствора, скрепляющего каменные блоки Великой Китайской стены, входил некий материал. В черном ящике килограмм этого материала. Назовите его. (Рис)
ОНИ "съедают" около трех процентов производимой в мире пшеничной муки. В природе ОНИ питаются, к примеру, цветочным нектаром. ОНИ находятся в черном ящике. (Дрожжи)
Подведение итогов игры, подсчет баллов., у кого больше наклеек
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье» Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины Несложно понять суть сей притчи, всѐ в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своѐ счастье сами.
Задание: придумать название своим командам.
3.слайд «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?»
-Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность
4.слайд Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство?
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый
Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям
5.слайд Что такое опыт?
Воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания
6.слайд Что такое экспериментирование?
Экспериментирование- метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования; вид познавательной деятельности детей и взрослых.
7.слайд «Опытные ручки»
Нужно отделить рис от манки – первая команда
а пуговицы – от булавок и крючков – вторая команда
8.слайд «Объяснялки» от детей (звукозапись)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
13.слайд По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
А). По характеру объектов, используемых в эксперименте
Б). По месту проведения опытов:
В). По количеству детей:
Г). По причине их проведения:
Д). По характеру включения в педагогический процесс:
Е). По продолжительности:
Ж). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
З). По месту в цикле:
И). По характеру мыслительных операций:
14.слайд Что первично: причина или следствие?
Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины
15. слайд Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
«Музыкальное задание» -2 мелодий песен об объектах экспериментирования.
Писк комара, песнь жаворонка.
▄ «Чёрный ящик»
Портрет героя
Длина тела 60—90 см, масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступнёй. На пальцах — длинные тупые когти, приспособленные к рытью.
Шерсть грубая. Окраска спины и боков — буровато-серая с серебристым оттенком. На морде две тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам.
Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведёт ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Приносит большую пользу сельскому хозяйству (Барсук)
Портрет героя
Ушки торчком, но не большие,
Хвост пушистый, но не короткий,
Сам гладкий, но не твердый,
Голос есть, но не человеческий (Кошка)
16. слайд Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию
наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры
17. слайд Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).
2. Определение тематики эксперимента.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).
4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.
5. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.
18.слайд Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
· Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
· Уточнение плана исследования.
· Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
· Анализ, обобщение, фиксация с помощью моделей полученных детьми результатов экспериментирования
22. слайд Подведение итогов игры. Игра “Перевёртыши
Рекламная пауза Игра “Перевёртыши. Нужно отгадать по “перевёртышу” название известного фильма и пословицу. Например, перевёртыш “Василий Иванович остаётся на работе” представляет собой перевёрнутое название фильма “Иван Васильевич меняет профессию”
• Грустные девчонки (“Весёлые ребята”).
• Громче стоишь – ближе не будешь. (Тише едешь – дальше будешь).
• Крик баранов (Молчание ягнят).
• Мужик на телеге – мерину тяжелее (Баба с возу – кобыле легче).
• С ленью не засунешь и птицу в море (Без труда – не вынешь и рыбку из пруда).
• Не бойся велосипеда (“Берегись автомобиля”).
• В симфоническом оркестре не только мальчики (“В джазе только девочки”).
Печальные девчонки (Веселые ребята)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами деловой игры по программе "Полезные привычки" по теме: "Как повысить самооценку у ребенка и почему это важно?"
Эта разработка родительского собрания по программе "Полезные привычки" 3 класса. Используемые методы - "мозговой штурм", упражнение-энергизатор и ролевая игра....
Деловая игра в 4 классе на тему "Единицы измерений"
Данный материал можно использовать при повторении темы по математике "Единицы измерений"....
Деловая игра "Современный учитель"
Данная деловая игра была проведена на районном семинаре для учителей начальных классов и получила высокую оценку коллег....
Деловая игра "Каша-пища наша"
В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...
Основы делового общения. Деловая игра "Леапольд"
Деловая игра...
Деловая игра «Выборы капитана команды для игры «Зарница»
Формирование первоначального представления у младших школьников о процедуре избирательного процесса...
Урок-деловая игра "Деловое письмо. Адрес. " 9 класс
Обобщение и систематизация знаний (закрепление)....