Внеклассное занятие к 80-летию Победы "Дети войны"
классный час (4 класс)
Внеклассное мероприятие к 80-летию Победы "дети войны" в 1-4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_k_80-letiyu_pobedy_v_vov.docx | 344.02 КБ |
Предварительный просмотр:
« Средняя общеобразовательная школа с. Наумовка –
филиал МАОУ СОШ с.Новополеводино»
Балаковского района Саратовской области
Внеклассное занятие,
посвященное 80–летию Победы в Великой Отечественной войне
«Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…
Пенкина Галина Викторовна
2024/2025 год
Актуальность данной темы классного часа
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.
В преддверии 80-летия Великой Победы актуальность темы обуславливается тем, что современные дети мало знают о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. А также в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в душах людей. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать детей, исходя из её уроков. От этого зависит наше будущее.
Говоря об актуальности темы классного часа, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. Не знают судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, так как с каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить учащихся с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие встречи помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Данное мероприятие было разработано в рамках подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной Войне. В мероприятии хотелось осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны в трудные военные годы. Детский возраст выбран неслучайно: нынешние школьники, учащиеся начальных классов, легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже несмотря на то, что эти события происходили давно.
К участию приглашаются все желающие учащиеся младшего школьного возраста, их родители, ветераны и учителя школы.
- Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
- Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера;
Задачи:
- Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.
Оборудование: технические средства обучения: - компьютер; проектор,
- видео, презентация;
- выставка книг о войне;
- выставка рисунков о войне, треугольник
- мелодия тихая, голос Левитана, «День победы», «Дети войны», «И все о той войне»
Ход классного часа
- Введение. Погружение в тему.
I Ученики под музыку читают стихотворение о войне. (слайд1,2)
Ученик 1
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Ученик 2
Июнь…Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Ученик 3
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Учитель: В обычный летний день 21 июня 1941 года всё шло своим чередом: взрослые работали, школьники готовились к выпускным вечерам, девчонки играли в "дочки-матери", а мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. Никто не подозревал, что через несколько часов всё это уйдёт в прошлое. (слайд 3)
Звучит запись голоса Левитана (Объявление о начале войны). (слайд 4)
Учитель( под музыку «Священная война»: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. (слайд 5)
Учитель: У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство... “Дети Великой Отечественной войны” — так их называют сейчас. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они сейчас стали ветеранами — дети войны. А память хранит всё в сердце. (слайд 6)
Звучит песня «Дети войны» с видео.
- Основной этап. Актуализация материала
Учитель: Говорят, на войне детей не бывает. Но эта война затронула миллионы детских жизней.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы?
(слайды 7-9)
Дети войны пережили то, что, казалось бы, пережить невозможно. Их истории - это не пафосные рассказы о героических подвигах, а воспоминания из жизни простых мальчиков и девочек, о которых должны знать вы, современные дети.
Им пришлось узнать, что такое война – настоящая, а не та, в которую они понарошку играли во дворе. Голод, бомбёжки, похоронки с фронта, ужасы оккупации и слезы матерей – такие совсем недетские испытания выпали на их долю.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.(слайд 10-11)
А когда было свободное время, то писали письма на фронт своим отцам. Послушайте одно из таких писем.(слайд 12)
Письмо мальчика на фронт (читает ученик)
«Дорогой папа! Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты громил фашистов что есть мочи и поскорее возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тебе. Я горжусь, что ты — солдат, и что у тебя есть орден и медали, и что ты защищаешь всех нас от фашистов! Ждем тебя. «Твой сын Женя».
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки . Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену.(слайд 13-14)
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. (слайд 15-16)
В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и др.
Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
На экране портреты пионеров героев.( слайд 17-18)
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
Дети войны-( слайд 19)
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали.-
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)
Учитель: И не сдавались советские люди!
Упорно трудились на горе врагу!
А в городах не хватало продуктов.
Голод и смерть здесь на каждом шагу,
Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее даже во снах, –
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относиться, как к святыне
Сценка.
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Учитель: Вот уже 80 лет прошло со Дня Победы. Но мы не забыли о тех 1418 днях и ночах, которые продолжалась Великая Отечественная война. Почти 26 миллионов жизней советских людей унесла она. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если бы собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
– 27 млн. – это значит, что каждую минуту погибало 10 человек. А сколько было раненых, искалеченных войной судеб?! Сколько осталось вдов и сирот после войны?!
На фоне мелодии «День Победы»(слайд 20)
Ученик
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою.
А кто – за подвиг трудовой
В своем родном краю.
Ученик
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
Все:Благодарим, солдаты, вас.
– За жизнь,
– За детство,
– За весну,
– За тишину,
– За мирный дом
– За мир, в котором мы живем.
Все: Благодарим!
Учитель: 9 мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Печали о всех тех, кому не суждено было вернуться.(слайд 21)
В годы войны из нашего села ушло много мужчин на фронт, а вернулись не все. В память о погибших установлен памятник «Родина-мать». (слайд 22)
А в селе Большой Кушум установлен памятник герою Советского Союза Тарасову Дмитрию Захаровичу. У нас в музее собран материал по подвигу нашего героя. Лейтенант Тарасов повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой самолет на колонну танков.(слайд 23)
Посвящается Герою Советского Союза Д.З.Тарасову, погибшему на украинской земле…
Большой Кушум– село моё родное,
Родился здесь когда– то мальчуган.
Как все ребята, с детства увлекался,
Мечтал о космосе и юный хулиган.
Стал лётчиком– мечта сбывалась,
Но неожиданно нагрянула война…
Воздушный бой и жизнь его прервалась,
Секунды на раздумье не оставила она…
Гордимся, помним, чтим святую память-
Тарасов Дмитрий– наш герой-земляк,
Благодарим за мужество и смелость,
Об этом не должны мы забывать!
(Рябова Анастасия, 6 класс)
Учитель: Память о тех, кто отдал жизнь ради Победы, просим почтить минутой молчания.
Минута молчания.(Помните! Через века, через года, через века - помните! Роберт Рождественский) ( слайд 24-28)
Учитель: Нам никогда не забыть о самой страшной трагедии всего человечества. Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.
Ученик 18:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слушать добрые слова.
Ученик 19:
Пусть будет мир на всей земле,
Пусть будет мир всегда.
Чтоб нам расти для славных дел,
Для счастья и труда!
3. Заключительная часть. Итог классного часа.
Учитель: Ребята, вы знаете, что уже 3 года идет СВО. Там выполняют свой долг наши отцы и сыновья. Они тоже очень ждут писем от детей.
Давайте мы с вами сделаем такие же конверты, какие были во время ВОВ. В конверты вложим письма, которые напишет каждый из вас человеку, который воюет сейчас , за то , чтобы мы с вами жили в мирное время. Кто - то напишет слова благодарности, кто – то задаст интересующие вопросы, кто – то напишет стих или то, что сам пожелает.
- Сегодня мы учимся беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сыновей и дочерей Родины. И среди них те, кому было столько лет, сколько сегодня вам.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти героев той страшной войны. И пусть всегда будет мирное небо над головой и о войне мы увидим и услышим только в кино.
Песня «И все о той войне»
Учитель: Нам никогда не забыть о самой страшной трагедии всего человечества. Нам, современному поколению, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей безопасной и счастливой.
Ученик:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слушать добрые слова.
Ученик:
Пусть будет мир на всей земле,
Пусть будет мир всегда.
Чтоб нам расти для славных дел,
Для счастья и труда!
Учитель: На этом наше мероприятие закончено.
Спасибо за ваше внимание и участие!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Великая Отечественная война 1941-1945.
Энциклопедия М.: Современная энциклопедия. – 527с.
- Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./ Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс»
- Война и дети: рассказы рос. Писателей о войне / председатель редкол. А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 – М.: Изд. Дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.:ил.
- Интернет–ресурсы
- Стихи о Великой Отечественной. М.,« Художественная литература».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие, посвящённое 1150-летию Российской Государственности "Как появилась ты, матушка Русь..."
Внеклассное мероприятие способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанников, формирует чувство гордости за свою Родину,её историческое прошлое....
Внеклассное занятие на тему "Великая Отечественная война"
Занятие проводится в 1-ом классе с целью развития у учащихся творческого воображения , интереса к истории своей родины в виде игры "Поле чудес". До проведения занятия учащимся было дано задание ...
Сценарий внеклассного занятия «200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается»
Сценарий внеклассного занятия "200-летию со дня Отечественной войны 1812 года посвящается"...
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Почему падают звезды"
Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).Цели и задачи:· Расширить знания учащихся о событиях Великой От...
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".
Презентация к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...
Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы "Война и дети"
Ребята представили на открытом мероприятии много интересной инфомации о детях, переживших ужасы войны. Пели солдатские песни, читали стихи о войне....
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года
Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...