Формирование общекультурной и гражданской грамотности у обучающихся начальной школы.
статья

Парецкая Александра Сергеевна
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования общекультурной грамотности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, конечно же создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование  общекультурной и гражданской грамотности у  обучающихся начальной школы.

«Что воспитаем в детях, то и получим в обществе».

     Актуальность данной темы   « Формирование  общекультурной и гражданской грамотности обучающихся» очевидна в наше время, когда в обществе утрачиваются нравственные  ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес школьников к учебе.

   25 апреля 2024 года  прошла XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы культурного образования. Духовно-нравственная культура народов многонационального государства» Это точно подтверждает    актуальность данной темы.

       Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования общекультурной  грамотности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость младших школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, конечно же  создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Начальная школа -это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

В среде, которая формирует  общекультурное поле школьника, мы выделяем четыре блока:

  • общественные институты: семья, школа, учреждения дополнительного образования.
  • учреждения культуры: библиотека, кинотеатр, музей, театр - каждый по-своему приобщает ребенка к искусству.  Опыт показывает – эффективность работы  по формированию культурного поля оказывается именно там, где есть тесное взаимодействие учреждений культуры и школы.
  • средства массовой информации (коммуникации). Телевидение, компьютер, периодическая печать, сеть Интернет.
  • стихийные детские объединения: сообщества детей, которые не специально организованы взрослыми как сегодня «Движение Первых» или «Орлята России», а складываются стихийно: дворовые компании, группы по интересам.  Ценности, исповедуемые в этих группах, далеко не всегда совпадают с теми, которые исповедуются школой  и  семьей.
  • Итак, среда в лице общественных институтов, учреждений культуры, средств массовой информации, детских объединений оказывает воздействие на ребенка. В реальной жизни воздействие каждого из этих блоков может быть разнопланово: как со знаком плюс, так и со знаком минус. К сожалению сейчас мы остро ощущаем отрицательное влияние СМИ:
  • сталкивание интересов, нагнетание обстановки в обществе;
  • пропаганда культа власти, насилия, денег;
  • сокращение реальных встреч, увеличение общения в виртуальном пространстве;
  • компьютерная зависимость.  

            Ребенок ежедневно испытывает огромное количество разноплановых влияний. Что из пространства культуры он возьмет, и это станет его личным достоянием, мимо чего пройдет, не заметив, а что сознательно отбросит? Какое пространство культуры он присвоит? Эти вопросы  очень волнуют нас.   Мы  считаем, что ведущая роль в формировании общекультурного  поля ребенка должна принадлежать школе.  Но это невозможно сделать, изучая какой-то один конкретный учебный курс. Поэтому  школа должна использовать весь развивающий потенциал образовательной, художественной и социальной среды, что мы и стараемся делать.  

          Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования идентичности личности, воспитания общечеловеческих качеств личности. Гражданственность, патриотизм начинается с любви к своей малой Родине, к своему родному языку. Формирование гражданской идентичности личности – сложная задача для педагогов, так как любовь, гордость, уважение, достоинство – это чувства глубоко личные и трудно проверяемые. Условия, необходимые для их формирования создаёт проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет ученикам учиться на собственном опыте. При этом усиливается мотивация, появляется интерес к расширению и углублению знаний, желание реализовывать свой творческий потенциал. Важно создать необходимые условия. Здесь нельзя обойтись без поддержки и помощи родительского коллектива. ФГОС рассматривает родителей, как участников образовательного процесса, что позволяет семье проявлять активную жизненную позицию. Каждая семья имеет свою историю, обычаи и традиции.

            Широкие возможности для формирования личности школьника, приобщение его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны и своей малой Родиной, открывает внеурочная деятельность. В моём случае это курс внеурочной деятельности – «Юный краевед». Изучение курса «Юный краевед» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Огромные возможности краеведения позволяют воспитывать патриота, гражданина на конкретном материале своего родного края. Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому и культурному прошлому. В ходе работы, обучающиеся изучают историческое прошлое не только своей страны, но и своего родного края, своей семьи, знакомятся с памятными местами, посещают музеи, театры, выставки. Идеей формирования гражданской идентичности является идея единения граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам, ценностям, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с гражданской общностью и испытывают чувство гордости за свою Родину, также способствуя её процветанию. Краеведческая работа поможет ученикам почувствовать непрерывную связь поколений, ощутить себя частью большого целого, которое называется Родина!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование

Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....