Содействие субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга.
статья
Профилактика буллинга - процесс серьезный, планомерный и долгосрочный. Надеемся, что разработанная нами программа по содействию субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга будет полезной и эффективной для классных руководителей, педагогов службы сопровождения и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_paretskaya.docx | 187.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Парецкая Александра Сергеевна
Содействие субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга
Итоговая аттестационная работа
по дополнительной профессиональной программе
профессиональной переподготовки «Практическая психология в образовании»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и психологии
Севрюкова Алла Александровна
Челябинск, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
Сущность понятия буллинг среди субъектов образовательных отношений 6
Способы профилактики буллинга 14
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА 25
Результаты разработки программы по содействию субъектам образовательных отношений 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ВВЕДЕНИЕ
Во все времена была актуальна тема детской жестокости и насилия. В настоящее время разнообразные проблемы, присущие младшему школьному возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема буллинга, как проблема долговременной травли «жертвы» [43].
Школа занимает особое место среди институтов социализации, позволяющих детям приобретать социальный опыт. Зачастую безразличие или ошибки педагогов, а также негативные отношения со сверстниками в школе имеют для учащегося большее значение и влекут более тяжелые последствия в будущем, чем внутрисемейные разногласия или утрата влияния семьи. В нашем обществе до недавнего времени было принято считать, что школа – безопасное для детей место. Однако насилие в школах внесло свой вклад в понимание того, что психологически безопасных мест для ребенка в современном мире просто нет.
Безопасность для всех субъектов образовательных отношений является необходимым условием эффективности обучения. Но, к сожалению, в образовательной среде все чаще встают вопросы о проявлении агрессии среди обучающихся, а также о мерах, которые могут использовать и применяют преподаватели с целью пресечения агрессивного поведения. Школьные издевательства и унижения как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей – негативно сказываются на атмосфере в школе, а страх, депрессия и жалобы подростков на здоровье влияют на посещаемость ими школы, концентрацию на занятиях и успеваемость учеников [23].
Важно понимать, что буллинг влияет не только на непосредственных его участников, но и на всех учеников в классе, школе и, в конечном итоге, на значительно более широкий круг людей, что также подтверждают исследования в этой области [18] .
Исследователи пришли к заключению, что «буллинг позволяет детям достигать своих непосредственных целей без изучения и применения социально приемлемых способов достижения договоренности с другими людьми» [36].
Все чаще появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами, а наблюдать это мы можем в средствах массовой информации, особенно в Интернете. Это является подтверждением того, что данная проблема принимает массовый характер и является актуальной.
В практике наблюдается противоречие между необходимостью осуществления профилактики буллинга в общеобразовательной организации и отсутствием должного внимания к этой проблеме, а именно отсутствие психолого-педагогического сопровождения. Практически отсутствуют рекомендации и готовые рабочие программы по профилактике буллинга и содействию субъектам образовательных отношений в данном вопросе.
Данное противоречие обусловило необходимость формулировки проблемы исследования: Как осуществить профилактику буллинга в образовательном учреждении? Какая помощь должна оказываться субъектам образовательных отношений по данному вопросу?
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Содействие субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга».
Цель нашей работы – разработать комплексную программу по профилактике буллинга и агрессивного поведения среди субъектов образовательных отношений.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Предмет исследования – профилактика буллинга в общеобразовательной организации.
В качестве гипотезы нами сформулировано предположение о том, что программа будет создана и реализована успешно, если все субъекты образовательных отношений будут заинтересованы в профилактике буллинга, а целенаправленная работа по профилактике буллинга позволит родителям решить проблемы с дисциплиной, а педагогам объединить детей и таким образом повысить качество образования
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность понятий буллинг, профилактика буллинга, субъекты образовательных отношений в психолого-педагогической литературе.
- Изучить способы профилактики буллинга.
- Исследовать состояние профилактики буллинга в образовательном учреждении
В нашей работе использованы следующие методы
- теоретические методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- практические методы:
- тестирование младших школьников;
- анкетирование родителей.
Базой нашего исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Верхнеуфалейского городского округа.
Новизна заключается в том, что в данном образовательном учреждении впервые была исследована проблема буллинга и составлена программа по профилактике данного явления.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что разработанная программа по профилактике буллинга может применяться не только в МБОУ «СОШ №2» Верхнеуфалейского городского округа, но и других образовательных учреждениях города и области.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы исследования
Сущность понятия буллинг среди субъектов образовательных отношений
Впервые проблема школьного насилия возникла еще в начале 20 века в 1905 г. Большое количество зарубежных ученых занимались исследованием причин и следствий агрессивного поведения детей, когда К. Дьюкс опубликовал свое исследование, но, по настоящему, системное исследование было проведено скандинавскими учеными Д. Олвеус, П.П. Ханиман, А. Пикас, Е. Роланд . Они разработали концепцию буллинга и определили это понятие как притеснение, дискриминацию, травлю [ 33]
В любой школе есть дети, являющиеся объектами издевательств и насмешек со стороны группы учащихся, а иногда и всего класса. В последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – это явление проявляется с особой жестокостью и приводит к ужасным последствиям. Сцены с школьной травлей теперь с легкостью могут быть зафиксированы на камеры мобильного телефона и распространены по учебному заведению или интернету. По мнению отечественных и зарубежных ученых, буллинг – является распространенным явлением в школе. До 11% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 56% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 27% матерей считаю, что их дети являются жертвами школьной травли [26].
В теоретической части нашей работы считаем необходимым рассмотреть такие понятия как буллинг (типы буллинга, структура буллинга, агрессоры и жертвы), профилактика буллинга.
«Буллинг» в переводе с английского означает «хулиганство».
Буллинг − это многократное негативное психологическое давление на человека [12].
В настоящее время буллингу как форме насилия во всем мире уделяется большое внимание. Буллингу целиком посвящено несколько больших национальных и международных серверов, таких как , Bullying Online, Stop bullying, и т. д.
Впервые слово «буллинг» для обозначения травли как явления и как формы насилия использовал английский журналист Э. Адамс в 1990 г. [19]. Буллинг имеет свои виды и является разновидностью насилия. Поскольку буллинг преимущественно зафиксирован в коллективах, можно выделить следующие типы буллинга: буллинг в школе; буллинг на рабочем месте; буллинг в армии («дедовщина»). В данной работе будет рассмотрен «буллинг в школе».
Школьная травля, или буллинг (bullying, от анг. bully хулиган, драчун, задира, грубиян) − это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
В нашем исследовании было принято определение буллинга по С.В. Кривцовой: «Буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Не равенство сил, повторяемость – два существенных признака буллинга» [19].
Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников. Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Можно выделить некоторые особенности буллинга:
- буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц.
- буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью.
- буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство.
- буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит.
- буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.[26] .
Выделяет следующие типы буллинга:
- Косвенный − социальная агрессия.
- Физический – агрессия с физическим насилием.
- Поведенческий – преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для нее чувства собственного достоинства.
- Словесный – унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.
- Кибербуллинг – новая разновидность школьного буллинга. Жертва получает оскорбления на свой электронный адрес и через другие электронные ресурсы. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ [13].
Благоприятным для профилактической деятельности по данному направлению является младший школьный возраст, когда детскую психику ещё можно изменить.
Значительное число детей, попадающих в категорию буллеров, и подвергающих других буллингу, сами также являются жертвами буллинга. Интересно, что при проведении сопоставлений между “просто” булерами и булерами-жертвами, последние имеют значительно более низкую общую самооценку, чем «просто» хулиганы.
Ученики-буллеры в будущем как правило проявляют криминальное поведение и имеют проблемы с законом: Д. Олвеус указывает, что бывшие школьные хулиганы обычно к 24 годам имеют судимость. В Норвегии в исследовании 60% мальчиков, которые были идентифицированы как хулиганы в средней школе, имели уже по крайней мере одну судимость в возрасте до 24 лет, а 35-40% имели три и более судимости. Таким образом, буллеры к 20-летнему возрасту в три-четыре раза чаще имеют судимость, чем их сверстники [44].
Буллинговое поведение может быть признаком, лежащим в основе психопатологии. К. Кампалейнен и его коллеги (в 2001) обнаружили, что среди хулиганов-жертв поведенческие расстройства наблюдались в два раза чаще, чем среди хулиганов и в три раза чаще, чем среди жертв [45].
Буллинг является причиной низкой самооценки и более высокого уровня депрессии и тревоги. Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление вреди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает.
В целом, выделяют следующие роли в процессе школьной травли:
- Лидирующий нападающий (ребенок - агрессор).
- Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру).
- Ребенок - жертва.
- Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим, подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).
- Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).
- Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву). Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли. Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы [36].
Любой участник образовательных отношений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.
Как правило, дети, которые становятся обидчиками – это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка).
Тревожность, обусловленная семейным неблагополучием, напряженными отношениями с родителями, учебной неуспеваемостью и завистью к более успешным ученикам из благополучной семьи, может создавать угрозу для статуса доминантных детей и подростков. Обращение к насилию позволяет им утвердить свой статус в классе или группе, школе или училище силой, вызовом учителям, унижением сверстников или более младших, а иногда и более старших учащихся, удержанием всех в страхе.
Как уже отмечалось, практически любой ребенок или подросток может стать жертвой травли. Например, ребенок, который по каким-то причинам поменял школу или класс в середине года. Ребенок, который сильно отличается по любым признакам от других детей.
Однако некоторые особенности детей увеличивают риск того, что ребенок может подвергаться травле.
Выделяют факторы риска (общие характеристики) возможных жертв буллинга:
- Дети с более высоким уровнем тревожности, чем в среднем в группе. Им часто не хватает уверенности, жизнерадостности, она нередко кажутся грустными.
- Низкая самооценка и негативное представление о себе. Они могут создавать впечатление, что не смогут оказать активное сопротивление, когда на них нападают сверстники; не умеют адекватно реагировать на агрессию, становятся «легкими» объектами нападок и травли.
- Отсутствие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками, препятствуют формированию защищающих отношений в классе, поддерживает представление ребенка о себе как закономерном объекте травли.
- Для мальчиков в определенном возрасте становится важной физическая сила. Ребенок, подвергающийся травле часто физически слабее своих сверстников, что наряду с его особенностями реагирования снижает возможности ребенка противостоять нападкам со стороны сверстников.
- Особенности внешности. Полнота, отчетливые недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда и другие внешние признаки, к которым легко придраться, начать дразнить ребенка, особенно не умеющего постоять за себя.
- Особенности поведения. Дети, которые плохо учатся, чрезмерно подвижные и невнимательные, вспыльчивые (не умеющие управлять своей агрессией), не умеющие держать дистанцию, с нелепыми проявлениями, раздражающими окружающих и т.п.
- Объектами травли могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
- Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков).
- Жертвой буллинга легко может стать чувствительный, тихий, замкнутый, пассивный, послушный, застенчивый ребенок, который легко и часто плачет, а также избегает прямой конфронтации в общении, испытывает трудности с самоутверждением в группе сверстников [35] .
Проанализировав исследования по проблеме буллинга младших школьников, можно прийти к выводу, что причинами буллинга школьников являются:
- Возраст (слабо развитое умение контролировать собственное поведение, эмоциональная незрелость, неумение соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих желаний, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым).
- Неблагополучие семьи.
- Неблагоприятные социальные условия.
- Учебная дезадаптация школьника (проходит в своем развитии стадии: учебной декомпенсации (состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе); школьной дезадаптации (состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий); социальной дезадаптации (состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение).
- Криминализация среды свободного времяпрепровождения [36] .
Считаем необходимым в данной главе рассмотреть также понятие «субъект образовательных отношений». Так как буллинг может наблюдаться не только между детьми, но и педагогами и детьми, родителями и детьми.
Субъекты образовательных отношений - обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность [29].
Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение наиболее частые последствия буллинга. Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.
Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.
Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе недоверие к взрослым это основные последствия травли для детского коллектива.
Способы профилактики буллинга
Школьный буллинг – явление системное и комплексное. Поэтому, кроме врачей, психотерапевтов, психологов, которые занимаются, как правило, уже с теми детьми, которые подверглись травле и издевательствам со стороны своих сверстников и одноклассников, к изучению и профилактике этого явления должны, подключиться школьные учителя и социальные педагоги.
Задачи профилактики буллинга:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми;
- содействие улучшению социального самочувствия;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- устранение психотравмирующей и социально- опасной ситуации;
- развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими [36] .
На сегодняшний день не существует единой общепринятой стратегии по профилактике буллинга, тем не менее, существуют определенные методики, дающие положительные результаты. Также считаем необходимым разработку программы по профилактке буллинга ,основанную на четырех основных положениях, которые должны учитываться в школьной и домашней среде [28].
Во-первых, взрослые должны относиться к подросткам тепло, с положительным интересом и настоящей увлеченностью.
Во-вторых, в школе и дома должны соблюдаться твердые рамки и ограничения неприемлемого поведения.
В-третьих, важную роль играет последовательное применение нефизических акций не карательного типа, которые являются ответом на неприемлемое поведение либо нарушение правил.
В-четвертых, у ребенка в близком окружении должны быть люди, которые обладают авторитетом и представляют собой пример для подражания [26].
Данная программа должна действовать на общешкольном и классном уровне, кроме того ее следует применять в семье. Конечно, такие методики не представляют собой ничего сенсационного, однако они конкретизируют в себе множество разработок психологов.
Использование такой программы помогает снизить количество жертв и агрессоров в подростковой среде примерно на треть, а то и наполовину.
Рекомендации учителям [41].
Педагогам нужно создавать в учреждении полную нетерпимость к любым актам насилия. При этом крайне важно осуществлять наблюдение за всеми возможными местами свершения буллинга, это могут быть холлы, комнаты отдыха, столовые и пр. Кроме того крайне важную роль играет проведение соответствующей воспитательной работы в классах, используя режим свободной дискуссии. В учебном учреждении необходимо разработать соответствующий кодекс, а педагоги-психологи и социальные педагоги помогут своевременно выявлять нарушения. Эти специалисты также призваны организовывать группы поддержки для пострадавших от буллинга, а также группы для работы с агрессорами.
Особенности работы с агрессорами [30].
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие дети и подростки обычно теряют интерес совершать насилие, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать ребенку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если взрослый выдерживает такие ограничения, это учит ребенка нести ответственность за свои поступки. Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между детьми и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения.
Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни ребенка в школе, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.
Неправильные методы ведение бесед с детским коллективом содержит следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае [19].
Правильные методы включают:
Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты :
- Прямота. Называние проблемы своим именем — это травля, издевательство. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
- Смена ролей. Привести пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объяснить, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других[19].
Введение новых правил поведения и ответственность. Предложение альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
Помощь специалиста. Приглашение психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Бессилие учителей перед буллингом не означает, что бороться с насилием в школе нельзя. Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.
Рекомендации родителям [39].
При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам.
Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.
В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:
- Внешние проявления. Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
- Изменения характера. Раздражительность, вспыльчивость, грубость по отношению к младшим и родителям.
- Одиночество. Нет друзей среди одноклассников, они отсутствуют в френдах в социальных сетях. Никто из класса не приходит в гости, не заходит по дороге в школу или обратно. В этой ситуации очень важна психологическая помощь родителей.
Они должны помочь ребенку справиться с проблемой таким образом:
- Общение. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является — травлей. И пообещать помочь справиться. Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
- Поддержка. Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне. Даже если имеется понимание, что сын или дочка отличаются от других, провоцируют агрессию и поступают неправильно. Провоцировать на насилие может только агрессия. Ребенок не бил никого и не обзывал, значит, и никто не имеет права обижать его на том основании, что он не такой.
- Разговор в школе. Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них. Нельзя употреблять обтекаемые определения вроде «не сложились отношения», «никто не дружит». Надо сразу говорить: это травля, унижение, издевательство. Задача родителя — найти человека, который назовет происходящее своим именем остальным. Если учитель рассказывает о недостатках ребенка вместо того, чтобы признать факт травли, нужно идти дальше. Завуч, директор, Управление образования— такой человек обязательно найдется, и вряд ли школа захочет выпускать конфликт из своих стен.
Родителям нужно научить своих детей рассказывать им обо всех проявлениях буллинга. Подростки могут довериться и другим взрослым, которым они доверяют. Нужно помочь детям находить друзей, предотвращать возможный буллинг и сохранять самооценку на высоком уровне. Ребенок также должен научиться задиристости, уверенности и настойчивости, и проявлять такие качества хотя бы внешне [39].
Если же подросток является по своей сути агрессором, рекомендуется направить его энергию в мирное русло – дать возможность выразиться в спорте, культуре и пр.
Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе занимаются очень редко, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.
Главная профилактическая мера буллинга в школе — это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.
Наиболее удачное время для профилактики насилия — младшая школа. Задача — научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом, отдыхом.
Школа является изначально конкурентной средой, в которой сравнение детей по успехам в обучении и выстраивание определенной иерархии происходит всегда, что, конечно, служит источником тревоги и агрессии у детей. Для того чтобы эти переживания были не так сильны и психологический климат в классе был благополучным, необходимо, чтобы у каждого ребенка был опыт успешности и переживания себя в статусе эффективного, компетентного и уверенного в себе.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным:
- если что-то испортило репутацию ребёнка, нужно приложить силы, чтобы поднять авторитет, показать его в выгодном свете;
- нельзя затягивать с мерами пресечения любых насмешек над слабостями одноклассников, презрительных замечаний в их адрес;
- дать проявиться детям (особенно непопулярным) в их дарах, помочь увидеть коллективу их полезность и ценность для всего класса;
- не допускать при всём классе оценивания и обсуждения неблагополучных детей и их личных качеств;
- объединять класс совместными мероприятиями: поездки, участие в школьных мероприятиях, часы общения, экскурсии, прогулки, игры в перемену;
- максимально включать весь классный коллектив в процесс работы, чтобы не почувствовали невостребованными;
- нельзя сравнивать способности между детьми;
- проводить упражнения на совместную деятельность;
- учить давать отпор обидчикам, постоять за себя;
- организовать внеурочную деятельность обучающихся (занятия в кружках, секциях) [27].
Психолого-педагогический опыт показывает, что школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. В профилактике школьного буллинга играет роль культурный уровень учителя, его манера общаться с детьми и взрослыми. Быть увлеченным профессией и вежливым в общении, гуманно относиться к детям, дружески располагать к себе – вот залог успеха педагога. Важно уметь выразительно, логично изложить мысль, убедить. Основные качества, которые необходимы учителю: тактичность, выдержка, отзывчивость, наблюдательность, искренность и внешняя опрятность. Если педагог принимает каждого ученика, доброжелательно к нему относится, замечает то, как он продвинулся на пути к успеху, то беспокойство, страхи, защита учащегося уходят. Он открыто говорит о своих чувствах, мыслях и остается самим собой. Учитель начальных классов, который ориентирован на такие профессионально-личностные критерии, не допускает буллинга в своем классе. Неравнодушное отношение к детскому коллективу, целенаправленная работа по профилактике буллинга позволят учителю решить проблемы с дисциплиной, объединить детей и таким образом повысить качество образования [33].
Работа по прекращению и предупреждению травли эффективна, когда учителя придерживаются ясных принципов и транслируют ценность уважительного отношения не только на в словах, но и в поступках, и на уроках, и между детьми, в школе и на улице, и в учебное время, и в группе продленного дня; когда руководство школы принимает важность противостояния буллингу и поддерживает мероприятия в рамках этой задачи; когда тематические мероприятия для детей по повышению осознанности и развитию навыков конструктивного общения своим посланием не противоречат основным практикам общения в школе. Несогласованность действия и позиций участников ведет к повышению неопределенности и напряжения и снижению взаимного доверия у участников школьного сообщества. Разработка правил, схем поведения и приемов работы. Процесс работы должен быть упорядочен – как во времени (нужно планирование и последовательность в проведении мероприятий как с детьми, так и с сотрудниками школы, и с родителями учеников), так и в поведении. Роль учителя в предупреждении и разрешении происходящих ситуаций буллинга может быть очень значительной.
Эффективная позиция учителя включает в себя [36]:
- приоритет обучения (над социально-психологическими процессами в классе, соблюдением нормативов и пр.), любознательность и методическую компетентность учителя;
- выстраивание отношений с учениками, когда каждый ребенок получает возможность быть услышанным учителем, когда учитель проявляет заботу и внимание к детям, оказывает им поддержку;
- установление границ и четкое разъяснение того, что является неприемлемым (без враждебности, возможно, с юмором, без длительных разбирательств);
- постепенное делегирование ответственности за прекращение буллинга ученикам, выращивание у детей инициативы контроля за безопасностью своих соучеников, что особенно важно в ситуациях, когда учитель отсутствует.
Технологии предупреждения буллинга обычно включают в себя два уровня.
- Работа с качеством психолого-педагогическим процесса в целом (повышение эффективности классного руководства, тренинги командообразования, социальных навыков в классе, включение родительского сообщества в жизнь школы и др.). Важным элементом этой работы может стать разработка правил класса (созданных ученикам и учителями совместно) или правил школы. Правила в каждом классе будут отличаться, поэтому их обобщение до уровня школы может привести к тому, что они лишатся своего индивидуального значения для разработчиков, но зато приобретут более системный характер.
- Тематическая работа с проблемой буллинга. Она включает в себя выработку определений, правил и алгоритмов в среде специалистов, и затем более или менее непосредственное обсуждение темы травли и способов обращения с ней с детьми. В него могут входить дискуссии по материалам художественной литературы, кинофильмов, моделирование ситуаций травли, тематические тренинги или игры, сочинения, классные часы, посвященные теме желательного поведения и недопустимости буллинга, а также родительские собрания [28].
Существуют периоды жизни класса, когда вероятность возникновения травли повышается - когда существующая система недостаточно устойчива, и необходима адаптация. Это начало обучения в первом классе; это переход в среднюю школу; это появление новых учеников в классе; это смена классного руководителя и другие ситуации, в результате которых устойчивость классного сообщества еще не сформирована или может подвергаться угрозе. Это необходимо учитывать при планировании профилактических мероприятий.
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы. Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Считаем, что объединение профилактических мероприятий в единую программу позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство и вести работу по профилактике и предотвращению случаев буллинга.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА
Исследование состояния профилактики буллинга в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» Верхнеуфалейского городского округа
Практическое исследование состояния профилактики буллинга среди младших школьников предполагает решение ряда задач:
1. Определение базы исследования.
2. Выбор диагностического инструментария.
3. Проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
4. Разработка программы, направленной на содействие субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» города Верхний Уфалей .
Было проведено диагностическое исследование детей на предмет наличия буллинга в классном коллективе, анкетирование родителей на предмет информированности о понятии «буллинг» и их отношении к данной проблеме.
Так же был проведен анализ программ воспитательной работы классных руководителей и проанализированы итоги работы за год специалистов службы сопровождения, целью которого было определение насколько педагоги компетентны в данном вопросе, ведется ли работа по профилактике буллинга , мотивированы ли педагоги на получение положительных результатов.
Нами были получены следующие результаты и сделаны соответствующие выводы:
- Младшие школьники
Группа исследуемых состояла из 29 учащихся, из них 17 девочки и 12 мальчиков. Большая часть детей воспитывается в полных семьях, со средним достатком и являются единственным ребенком у родителей. В пяти семьях воспитанием ребенка занимается один родитель, четверо детей проживают в многодетных семьях. Дети находятся на одинаковом социальном уровне, не состоят на учете у социального педагога. В коллективе замечены незначительные конфликтные ситуации, которые решались классным руководителем, без привлечения внимания родителей. Учащиеся в коллективе дружат, но микрогруппами, отсутствует явный лидер и заводила. В школе существуют кружки по интересам, в которых дети контактируют между собой в неформальной обстановке. Отсутствует сплоченность всего коллектива, но в школьных мероприятиях класс выступает как единое целое.
Уровень успеваемости учащихся «средний». Дети на уроках ведут себя активно, часто выкрикивают с места, неусидчивые, стараются привлечь к себе как можно больше внимания классного руководителя. Большинство учащихся являются успевающими по предметам. Дети внимательно слушают учителя на уроках, сосредоточены на выполнении заданий, активно отвечают, не боятся допускать ошибки. Уровень развития умственных способностей оценивается как «выше среднего». Развития коллектива можно также охарактеризовать как «выше среднего». Беседа с классным руководителем и психологом подтверждает наши наблюдения.
Участие родителей в школьной жизни оценивается как неактивное. Родители принимают участие индивидуально.
Для диагностирования буллинга нами были использованы следующие методики:
- методика для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников. Опросник «Мой класс» авт. Ю.З.Гильбух
- методики изучения самооценки личности младшего школьника. «Лесенка» авт .В.Г. Щур, «Нарисуй себя» авт. А.М. Прихожан .
- методика по выявлению межличностных отношений. Методики «Капитан корабля», « Два домика» авт. Е.О. Смирнова.
- методика Рене Жиля.
Анализ результатов по окончанию проведения методик позволил сделать следующие выводы:
21 % учащихся в классе имеет низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. У 40% учеников имеется средний уровень чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении, детям нравится ходить в школу, присутствует наличие определенных благоприятных взаимоотношений, которые комфортно влияют на ощущение собственного положения учеников в классе. 39% имеют высокий уровень удовлетворенности.
Результаты диагностики представлены на Рисунке 1
Рисунок 1- Уровень удовлетворенности школьной жизнью
Классный коллектив является для детей очень привлекательным, атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет их. 21 % обучающихся обладают выраженной конфликтностью, на неё оказывают влияние индивидуально-психологические особенности детей, в частности агрессивность.
Конфликты между учениками в школе возникают из-за нарушений общепринятых норм в поведении школьников, наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями отдельных детей и т.д. Низкий уровень конфликтности наблюдается у 69% детей. В данной группе детей с высоким уровнем конфликтности наблюдается 10% детей.
Результаты представлены на Рисунке 2
Рисунок 2- Уровень конфликтности
Так же удалось выяснить, что 20% учеников считают, что находятся в классе с низким уровень сплоченности. На уровень групповой сплоченности влияют совпадение целей, ценностей и взглядов учеников, а так же атмосфера доброжелательности в классе. 49% обучающихся считают, что в их классе средний уровень групповой сплочённости, а 31 % высокий:
Результаты диагностики представлены на Рисунке 3
Рисунок 3- Уровень сплоченности
Нет «отверженных» детей, 10% от учащихся игнорируются классом. 90% детей считаются популярными в данном учебном коллективе, из них 74% являются предпочитаемыми -дети проявляют интерес друг к другу и не испытывают больших трудностей в общении. 16% учеников являются лидерами в классе, от них в большей степени зависит психологический климат в классе, принятые нравственные ценности, они играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом.
Результаты методик «Капитан корабля» и «Два домика» представлены на рисунке 4.
Рисунок 4- Результаты методик по выявлению предпочтений детей
70% детей проявляют тенденцию к общительности - это свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в классе, так и за его пределами. 30% учеников, безразличны к делам класса, вялы в общении, молчаливы и безучастны к проблемам коллектива. 45% учащихся принимают групповые стандарты и ценности, для них характерна подчиненность лидерам в классе, нерешительность в общении. Другие 55% детей независимы в своих поступках, уверенны в своих решениях и действиях. В поведении учеников проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов.
68 % детей активно принимают участие в жизни класса, они работоспособны, активно стремятся участвовать жизни класса, добиваются более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Остальные 32% учеников проявляют «избегание борьбы», показывают стремление уйти от взаимодействия в коллективе, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах, проявляется склонность к компромиссным решениям;
Результаты диагностики уровня активности представлены на Рисунке 5
Рисунок 5- Уровень активного участия в жизни коллектива
У 64% учеников нормальная (адекватная) самооценка. У таких детей сбалансированное и точное представление о себе, ребенок оценивает себя адекватно, это дает ощущение внутренней стабильности. У 16% детей в классе завышенная самооценка, по- другому такое состояние можно охарактеризовать как «мания величия», ребенок с завышенной самооценкой считает, что всегда прав в любой ситуации. Самооценка во многом определяет успешность обучения ребенка, а так же характер человека, помимо этого она влияет на все сферы жизни. Завышенная самооценка порождает в ребенке определенные отрицательные черты - самоуверенность, высокомерие, не критичность к себе и к окружающим. Также было выявлено 20% детей с заниженной самооценкой. Обычно, такие дети сосредотачиваются на собственных ошибках, а также на мнимых или реальных недостатках. Похвала и комплименты, высказанные адрес ребенка, скорее всего, будут расцениваться им как издевательство, чем как честное признание положительных качеств школьника.
Результаты диагностики по методикам «Лесенка» и «Нарисуй себя» представлены на Рисунке 6
Рисунок 6 – Уровень самооценки младших школьников
Таким образом, в результате исследования было выяснено, что в данном классе большинство детей имеют хорошие отношения с одноклассниками, они не конфликтны, проявляют интерес к друг другу и с удовольствием ходят в школу. Совсем маленький процент учащихся не довольны своей жизнью в школьном коллективе, они считают свой класс недостаточно сплоченным и дружным. На уровень групповой сплоченности влияют совпадение целей, ценностей и взглядов учеников, а так же атмосфера доброжелательности в классе.
Также в рамках диагностики было проведено общешкольное родительское собрание, где родителям была предложена анкета .
По результатам анкетирования мы пришли к следующим выводам :
- Многие родители даже не знакомы с таким понятием, как буллинг.
- После разъяснений выяснилось, что большинство родителей считает ситуацию удовлетворительной, хотя некоторые отметили, что имеют место случаи физического и словесного буллинга в отношении их детей.
- Многие родители считают необходимым проведение разъяснительной и профилактической работы по вопросам буллинга.
Результаты анкетирования родителей представлены нами на Рисунке 7
Рисунок 7- Критерии по определению интереса родителей младших школьников к вопросам профилактики буллинга
Анализ планов воспитательной работы педагогов и итогов работы учреждения за 2018-2019учебный год, а также беседы с классными руководителями показали:
- Классные руководители и педагоги службы сопровождения компетентны в данном вопросе.
- Работа по профилактике буллинга ведется, но носит разовый характер.
- Педагоги заинтересованы в просветительской работе по данному вопросу и поддерживают создание Комплексной программы по содействию субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга.
Результаты диагностики педагогов по вопросу необходимости профилактики буллинга представлены на Рисунке 8
Рисунок 8- Критерии компетентности и мотивации педагогов
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, а также проанализировав ситуацию в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» Верхнеуфалейского городского округа, мы пришли к выводу, о необходимости разработки Комплексной программы содействия субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга.
Результаты разработки программы по содействию субъектам образовательных отношений
Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предотвращению буллинга и иного агрессивного поведения среди учащихся младших классов в МБОУ « СОШ №2» Верхнеуфалейского ГО, а также ведения разъяснительной и просветительской работы с педагогами и родителями.
Содержание программы предполагает профилактическую работу не только с несовершеннолетними, но и их родителями (законными представителями), а также с педагогами образовательных учреждений.
Программа профилактики агрессивного поведения и буллинга в школьной среде включает в себя проведение со всеми участниками образовательного процесса различных форм работы, таких как: психолого-педагогические тренинги, семинары-практикумы, классные часы, лекции, родительские собрания, информирование с помощью буклетов, памяток и других информационно-методических материалов.
Цель программы:
Системная первичная профилактика агрессивного поведения и буллинга.
Задачи программы:
- Организация комплексной работы по профилактике агрессивного поведения среди младших школьников (взаимодействие с воспитанниками, родителями/законными представителями и педагогами образовательных организаций).
- Развитие и совершенствование у младших школьников навыков саморегуляции, самоконтроля.
- Расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром.
- Снятие мышечных зажимов - освоение методов релаксации. Поиск и активизация позитивных ресурсов.
- Обучение конструктивным действиям в конфликтных ситуациях.
- Помощь в определении и постановке жизненных целей.
- Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов образовательных организаций и родителей (законных представителей) по вопросам взаимодействия с детьми с агрессивным поведением (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения).
- Гармонизация психологического климата среди участников образовательного процесса, развитие эмпатии.
Ожидаемые результаты:
- формирование у педагогов образовательных организаций и родителей (законных представителей) элементарной системы знаний о взаимодействии с детьми группы риска агрессивного поведения и буллинга;
- формирование благоприятного психологического климата в коллективе образовательной организации;
- профилактика агрессивного поведения и буллинга в школьной среде;
- снижение эмоционального напряжения среди младших школьников,
- повышение уверенности в себе, расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром.
Программа профилактики агрессивного поведения и буллинга в школьной среде включает в себя 3 блока:
- Работа с младшими школьниками по профилактике агрессивного поведения и буллинга.
- Работа с педагогами образовательной организации по профилактике агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников.
- Работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по профилактике агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников.
Апробация данной программы проходит на базе МБОУ « СОШ № 2» Верхнеуфалейского ГО, а также по истечению данного периода будет при необходимости подлежать корректировке и усовершенствованию.
Первый раздел комплексной программы профилактики агрессивного
поведения и буллинга среди младших школьников представляет собой программу занятий с элементами игротерапии, классные часы, арт- терапевтический тренинг, семинар-практикум, которые направленны на:
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование адекватной самооценки;
- улучшение микроклимата в учебном коллективе;
- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций;
- разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния;
- формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью;
- формирование навыков преодоления стрессов.
Занятия проводятся 1 раз в месяц по 1-1,5 часа (т.е. 8 занятий в год);
Второй раздел комплексной программы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников представляет собой:
- программу занятий с элементами тренинга, лекций, деловых игр, семинаров для педагогов образовательных организаций, направленных на:
- повышение психолого-педагогической грамотности педагогов образовательных организаций по вопросу взаимодействия с детьми группы риска агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения);
- повышение психолого-педагогической грамотности педагогов образовательных организаций по вопросу профилактики агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних.
Занятия будут проходить 1 раз в квартал - всего 3 занятия с сентября - по май.
Состав группы - педагоги МБОУ «СОШ №2» Верхнеуфалейского ГО.
Третий раздел комплексной программы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних представляет собой программу занятий с элементами тренинга, лекции, мини-лекции на родительском собрании, индивидуальные и групповые консультации для родителей учащихся образовательных организаций, направленных на:
- повышение родительской компетентности по вопросу взаимодействия с детьми группы риска агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения);
- повышение родительской компетентности по вопросу профилактики агрессивного поведения и буллинга;
- повышение родительской компетентности в сфере гармонизации детско- родительских отношений.
Занятия будут проходить 1 раз в квартал - всего 3 занятия с сентября - по май.
Учебный план программы по профилактике буллинга в МБОУ «СОШ №2» представлен в Таблице 1.
Раздел программы | Направление деятельности | Количество занятий |
Программа профилактики агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников | Занятия, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в учебном коллективе, улучшение психической адаптации учеников и межличностных контактов, снижение уровня агрессии | 8 |
Программа работы по профилактике агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних для педагогов | Занятия, направленные на повышение психолого-педагогической грамотности педагогов образовательных организаций по вопросу взаимодействия с детьми группы риска, агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения), по вопросу профилактики агрессивного поведения и буллинга в школьной среде | 3 |
Программа работы по профилактике агрессии на повышение родительской компетентности вопросу взаимодействия с детьми группы риска | Занятия, направлены на повышение родительской компетентности по вопросу взаимодействия с детьми группы риска агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения и буллинга, признаки, методы работы, тактика поведения), по вопросу профилактики агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних. | 3 |
Таблица-1. Учебный план
Реализация программы профилактики буллинга осуществляется группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.
Разработан комплекс мероприятий, который направлен, прежде всего, на проработку системы отношений в детском коллективе, на индивидуальную работу с каждым участником, а также на просвещение всех субъектов образовательных отношений ( педагогического коллектива, родителей и учащихся) в области разработки направлений профилактики буллинга .
Тематический план программы по профилактике буллинга в МБОУ «СОШ №2» Верхнеуфалейского ГО представлен в Таблице 2
Тематический план
Раздел программы | Тема | Цель | Форма работы | Количество часов |
Программа профилактики агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников | Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению и буллингу | Знакомство участников группы, настрой на продуктивную работу. Выявление детей группы риска агрессивного поведения и буллинга | Первичное групповое диагностическое обследование | 1 |
«Вводное занятие» | Развитие умения осознавать собственные чувства. Улучшение микроклимата в учебном коллективе | Тренинг с элементами игротерапии | 1 | |
«Саморегуляция» | Развитие умения осознавать собственные чувства, развитие коммуникативных навыков. Расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром | Тренинг с элементами игротерапии | 1 | |
«Я и окружающие меня люди» | Развитие коммуникативных навыков. Улучшение психической адаптации учеников и межличностных контактов. | Тренинг- игра | 1 | |
«Я тебе доверяю» | Расширение диапазона тактик поведения и способов взаимодействия с окружающим миром | Тренинг | 1 | |
«Уважай себя, уважай других» | Развитие толерантности, коммуникативных навыков | Тренинг | 1 | |
«Самопознание саморазвитие и самореализация» | Формирование у учащихся способов познания себя. | Тренинг | 1 | |
Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению и буллингу | Оценка эффективности реализованной профилактической работы | Вторичное групповое диагностическое обследование | 1 | |
Программа работы с педагогами образовательных организаций по профилактике агрессивного поведения и буллинга в школьной среде | «Агрессия в жизни младшего школьника» | Знакомство с группой. Ознакомление педагогических работников с признаками и характером агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних. Расширение знаний педагогов о возрастных особенностях психики младших школьников. Формирование умения и навыков ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним | Тренинг | 1 |
«Ребенок и буллинг в школьной среде» | Изучение особенностей поведения младших школьников при повышенном уровне агрессии и буллинге в школьной среде для своевременного оказания помощи | Семинар-тренинг | 1 | |
«Принципы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди младших школьников» | Информирование педагогов о способах и правилах профилактики агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних | Семинар-тренинг | 1 | |
Программа работы с родителями /законными представителями по профилактике игровой и компьютерной зависимости среди несовершеннолетних | «Агрессия в жизни ребенка» | Знакомство с группой. Ознакомление родителей с признаками и характером агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних. Расширение знаний родителей о возрастных особенностях психики младших школьников. Формирование умения и навыков ведения конструктивного диалога с детьми. | Тренинг | 1 |
«Ребенок и буллинг в школьной среде» | Изучение особенностей поведения младших школьников при повышенном уровне агрессии и буллинге в школьной среде для своевременного оказания помощи | Общешкольное родительское собрание | 1 | |
«Принципы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди несовершеннолетних» | Информирование родителей о способах и правилах профилактики агрессивного поведения и буллинга среди детей. | Семинар-тренинг | 1 |
Таблица -2. Тематический план
Данная программа в настоящий момент проходит апробацию, но уже отмечаются положительные моменты в коррекции и профилактике таких явлений, как буллинг и агрессивное поведение младших школьников.
Все рекомендуемые материалы для проведения бесед, классных часов, тренингов, родительских собраний и семинаров помещены нами в Приложение к данной квалификационной работе.
Надеемся, что к моменту завершения реализации программы дети сформируют умение продуктивного общения с окружающими людьми, составят определенный личностный идеал, который в дальнейшем смогут использовать как ориентир для своего поведения и поступков, а также должно произойти снижение психоэмоционального напряжения и снижение уровня агрессии по отношению к окружающим людям.
Родители расширят свои знания по данному вопросу, а педагоги почерпнут много интересного и полезного для своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников. Мотивацией к буллингу могут выступать чувства неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей. Проблема буллинга остро стоит в младшем школьном возрасте, так как именно этот период является благоприятным для профилактической работы по данному направлению, когда детскую психику ещё можно изменить.
Практическое исследование было направленно на выяснение подверженности буллингу среди младших школьников и предполагало решение ряда задач.
- Определение базы исследования.
- Выбор диагностического инструментария.
- Проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
- Разработка программы, направленной на содействие субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ №2 города Верхний Уфалей, участие принимали 29 человек.
Нами было принято решение использовать в исследовании следующие методики:
- методика для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младших школьников . Опросник «Мой класс» авт.Гильбух Ю.З.
- методики изучения самооценки личности младшего школьника «Лесенка» авт.В.Г.Щур, «Нарисуй себя» авт. А.М. Прихожан;
- методика по выявлению межличностных отношений. Методики «Капитан корабля», « Два домика» авт. Е.О. Смирнова;
- методика Рене Жиля «Фильм-тест».
Также было проведено анкетирование родителей на определение их компетентности в вопросах буллинга и агрессивного поведения детей.
Проведя анализ результатов диагностики, мы получили следующие результаты:
В данной группе большинство детей имеют хорошие отношения с одноклассниками, они не конфликтны, проявляют интерес к друг другу и с удовольствием ходят в школу. Совсем маленький процент учащихся не довольны своей жизнью в школьном коллективе, они считают свой класс недостаточно сплоченным и дружным. На уровень групповой сплоченности влияют совпадение целей, ценностей и взглядов учеников, а так же атмосфера доброжелательности в классе.
В отличии от детей, анкетирование родителей показало, наличие случаев словесного и физического буллинга в данной группе детей.
Родители высказали пожелание в проведении разъяснительных бесед и мероприятий по профилактике буллинга среди субъектов образовательных отношений.
Анализ планов воспитательной работы и итогов работы образовательного учреждения за 2018-2019 гг. показал, классные руководители и педагоги служб сопровождения компетентны в данном вопросе, но мероприятия по профилактике буллинга носят разовый характер, отсутствует комплексная программа по профилактике буллинга, хотя педагоги мотивированы на ведение работы в данном направлении.
Таким образом, было принято решение разработать программу по профилактике буллинга для того, чтобы подтвердить гипотезу о том, что программа, разработанная нами, сделает работу по профилактике буллинга в МБОУ «СОШ № 2» Верхнеуфалейского ГО наиболее эффективной.
Программа профилактики агрессивного поведения и буллинга в школьной среде включила в себя проведение со всеми участниками образовательного процесса различных форм работы, таких как: психолого-педагогические тренинги, семинары-практикумы, классные часы, лекции, родительские собрания, информирование с помощью буклетов, памяток и других информационно-методических материалов.
Работа по программе ведется в образовательном учреждении. По итогам года будет проведен анализ эффективности данной программы, внесены необходимые корректировки и, в случае необходимости, она будет доработана.
Профилактика буллинга - процесс серьезный, планомерный и долгосрочный. Надеемся, что разработанная нами программа по содействию субъектам образовательных отношений в профилактике буллинга будет полезной и эффективной для классных руководителей, педагогов службы сопровождения и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность [Текст] / С.А. Авакьян. М.: Российский Юридический Издательский Дом.1997. – c. 68 – 72.
- Алексеев, Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения [Текст] / Н.Г. АлексеевНовосибирск.: АН СССР,1991.73 с.
- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев СПб: Питер, 2001.288 c.
- Бердышев И.С. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников [Текст] / И.С. Бердышева, М. Г. Нечаева - СПб., 2005.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст]/ П.П. Блонский. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 578 c.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/ Л.И. Божович– М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 387 c.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 23-24.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1998. – 287 c.
- Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] // Этнографической обозрение. 2010. №2. С.55-68.
- Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]/ Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2015. 142 c.
- Глазман, О.И. Психологические особенности участников буллинга
[Электронный ресурс]/ О.И. Глазман // КиберЛенинка:
- Дедюлина, М.А. Учебно-методический комплекс по курсу ЭТИКА [Электронный ресурс]/ М.А. Дедюлина //
- Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения [Текст]/ Е.П. Ильин — СПб: Питер, 2014. 368 c.
- Казанская, К.О. Детская и возрастная психология [Текст] / К.О. Казанская. М.: А-Приор, 2010.160 с.
- Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е.Н. Каменская. М.: Феникс, 2008. 251с.
- Клюева, Н.В. Педагогическая психология [Текст] / Н.В. Клюева – М.: Владос-Пресс, 2013. – 400 с.
- 18. Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных[Электронный ресурс]/ С.В. Кривцова // Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. – 2011. -
- Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] - .
- Леонтьев, А. И. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.И. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2011. – 485с.
- Липкина, А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника. Психологические проблемы неуспеваемости школьников [Текст] / А.И. Липкина. – М.: Смысл, 1996. – 158 с.
- Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст]/ А.И. Липкина. – М.: Педагогика, 1996. – 134 с.
- Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие [Текст] / В. Д. Менделевич. — СПб.: Речь, 2015. - 445 с.
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2009. – 667 с.
- Овчарова, Р.В.Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.
- Ожиёва, Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:
- Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
- Программа профилактики буллинга в образовательной организации. [Электронный ресурс] Режим доступа:
- Реан, А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст] / А.А. Реан, Н. П. Бордовская, С. А.Розум; Ред. А.А.Реан. – СПб: Питер, 2012. – 432 c.
- Регуш, Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни [Текст] / Л.А. Регуш // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена М.: Педагогика, 2009. № 100. - С. 57- 65.
- Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн. СПб: Питер, 2012.224с.
- Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] / М. Селигман. – М.: София, 2006. – 368 с.
- Ушакова, Е. Н. Буллинг – новый термин для старого явления / Е. Н. Ушакова // [Текст] Директор школы. – 2009. – № 6. – С. 84–87.
- Франк, Л.В. Виктимология и виктимность [Текст] / Л.В. Франк. – Душанбе, 2002. –342с.
- Христенко, В.Е. Психология жертвы [Текст] / В.Е. Христенко. – Х.: Консум, 2010. – 256 с.
- Холодова, Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
- Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С. А. Черняева.– СПб.: Речь, ; 168 с.
- Черносвитов, Е.В. Личность и ее окружение [Текст] / Е.В. Черносвитов. М.: Крон, 1996. - 187с.
- Чижова, С.Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «почему?» [Текст] / С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.– Ярославль: Академия развития, ; 160 с.
- Шалагинова, К.С. Системное психологическое сопровождение агрессивных младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] / К.С. Шалагинова Московский психолого-социальный институт. – Тула, 2008. – 276 с.
- Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
- Шкуратова, И.П. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями [Текст] / И.П. Шкуратова, Е.А. Анненкова // Психология кризиса и кризисных состояний: междисциплинарный ежегод. - 2007. - №4. 1723.
- Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2009. – 262с.
- Cowie, H., Berdondini,L. Children’s reaction tocooperative group work: a strategy for enhancing peer relationships among bullies, victims and bystanders // Learning and Instruction. 2018. N 11. P. 517–530.
- Kumpulainen, K., Henttonen, I., Children involved in bullying: psychological disturbance and the persistence of the involvement // Child Abuse and Neglect. 1999. Vol. 23. N12. P. 1253–1262.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководство по противодействию и профилактике буллинга
Руководство по противодействию и профилактике буллинга(для родителей)...
«Профилактика буллинга в образовательном учреждении»
Буллинг в школе, как помочь детям? родителям?...
Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»
Курсовая работа на тему: «Профилактика буллинга в коллективе детей младшего школьного возраста в процессе развития сплочённости»...
Занятие по профилактике буллинга в детском коллективе
Занятие по профилактике буллинга в детском коллективеТема: «Буллинг: справимся вместе»Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.Задачи:1.Ф...
Программа по профилактике буллинга для учащихся 1-4 классов "Навстречу друг другу" 2021-2022 уч. год
Травля детей сверстниками «буллинг» - одна из наиболее распространенных проблем в образовательных учреждениях, которая приводит к распространению к...
М.К. Приятелева.Формирование гражданской идентичности субъектов образовательных отношений средствами музейной педагогики(статья,с.40).
Отмечается роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения....
Выступление на педагогическом совете «Профилактика буллинга в образовательном учреждении» (21.04.2023 г.)
laquo;Профилактика буллинга в образовательном учреждении»Жеребцова В.А., учитель начальных классов,инспектор по ОПД МОУ ОШ № 30Цель:Познакомить коллег с понятием «Буллинг», пр...