Дорога памяти
классный час

Дорога памяти

Классный час

«Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дорога памяти31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Дорога памяти».  

( или «Города – герои и их известные и неизвестные защитники»)

Учитель:

- Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - советский народ.

Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту Родины, народ  отстоявший мир на всей Земле, наши жизнь и свободу.

     Знаете ли вы, ребята, о какой страшной, долгой и беспощадной войне идет речь? ( О Великой Отечественной войне)

     Кто назовет годы ВОВ?( 1941 - 1945 г.)

(Слайд 2)

     Длилась она долгих 5 лет… С тех пор немало лет прошло! Но каждый год 9 мая весь Мир вспоминает о тех страшных временах. Ведь каждый из нас понимает, если бы наш народ не смог выстоять и победить в той жестокой войне, нас с вами просто не было бы на свете…

(Слайд 3)

Учащийся читает стихотворение. Звучит музыкальный фон.

РЕКВИЕМ 

(Роберт Рождественский)
(Отрывок)

Помните! 
Через века,
            через года, - 
помните! 
О тех, 
кто уже не придёт 
                  никогда, - 
помните! 

Не плачьте! 
В горле
        сдержите стоны, 
горькие стоны. 
Памяти
       павших
              будьте
                     достойны! 
Вечно 
достойны! 

Хлебом и песней, 
Мечтой и стихами, 
жизнью
       просторной, 
каждой секундой, 
каждым дыханьем 
будьте 
достойны! 

Люди! 
Покуда сердца
              стучатся, - 
помните! 
Какою 
ценой 
завоёвано счастье, - 
пожалуйста,
            помните! 

Песню свою
           отправляя в полёт, - 
помните! 
О тех, 
кто уже никогда
                не споёт, - 
помните! 

Детям своим
            расскажите о них, 
чтоб 
запомнили! 
Детям
      детей 
расскажите о них, 
чтобы тоже 
запомнили! 
Во все времена
               бессмертной
                           Земли 
помните! 
К мерцающим звёздам
                    ведя корабли, - 
о погибших 
помните! 

Встречайте
           трепетную весну, 
люди Земли. 
Убейте
       войну, 
прокляните 
войну, 
люди Земли! 

Мечту пронесите
                через года 
и жизнью 
наполните!.. 
Но о тех, 
кто уже не придёт
                  никогда, - 
заклинаю, - 
помните! 

Учитель:

(Слайд 4)

- В 2020  году Мир будет  праздновать 75 годовщину Победы   в Великой Отечественной войне.

      И сегодня  мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. А приведет  нас туда  ДОРОГА  ПАМЯТИ.

      Итак, начинаем наше путешествие!

  Учащиеся 2, 3.

 -  (2)Суббота, 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Проходили выпускные вечера в школах…

(Слайд 5)

22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашисты напали на нашу Родину.

        Первый удар приняли на себя пограничники. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость.

(Слайд 6)

-  (3)В этот день прервалась мирная жизнь людей. Это страшная  дата…Конец спокойной и счастливой жизни.  Начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны...

       Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.

Ученик 4.

У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.

Ученик 5.

- К Победе шли все, плечом к плечу…  И солдаты, готовые отдавать свои жизни за Родину, и мирные жители  (женщины, дети и старики) заменившие ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто даже не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. «Все для фронта, все для победы!» - главный девиз времен ВОВ!

Учитель:

(Слайд 7)

По ДОРОГЕ ПАМЯТИ мы отправляемся в Магнитогорск -  город  воинской доблести и славы. Именно здесь во времена ВОВ изготавливались снаряды, танки и пр. По статистике, каждый третий снаряд, каждый второй танк - из магнитогорской стали! Поэтому именно здесь было решено установить памятник под названием «Тыл - фронту». 

Ученик 6.

- На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Работник завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату, который направляется на Запад - туда, откуда на нашу страну надвигался враг. 

   Этот  монумент символизирует крепкий советский тыл, который обеспечил стране Победу в той страшной войне. Без такой крепкой поддержки Победа была бы невозможна!

Учитель:

- На календаре 17 июля 1942 года,  Сталинград (теперь - Волгоград).  В те времена это был не только промышленный центр, но и южные ворота нашей страны. Враг планировал захватить город, а потом одержать победу над всей страной.

(Слайд 8)

    Но советским воинам был дан приказ – «Ни шагу назад!» И они сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле. Сталинградская Битва закончилась 2 февраля 1943 года. Победой советских войск над фашистами. Эта битва  имела огромное значение и стала началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелых боев началась долгая дорога на Берлин.

      И мы по ДОРОГЕ  ПАМЯТИ  отправляемся  в  город- Герой  Волгоград.  

Ученик 7.

(Слайд 9)

-  В центре города  на Мамаевом кургане бесстрашно поднимает  ввысь Меч Победы «Родина-мать»! Это тот самый меч, который  выкован на Урале в Магнитогорске и передан рабочим  советскому воину. Знаменитая скульптура  «Родина – мать зовет!» считается одной из самых высоких на планете. Ее высота – 52 метра, а с постаментом – 85 метров (к примеру, высота 10ти этажного дома около 40 м).

Ученик 8.

- Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. Монумент на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага!

Учитель:

А мы отправляемся дальше ДОРОГОЙ ПАМЯТИ.

Самое сердце Германии -  город Берлин. То место, откуда пришел в нашу страну враг.

Ученик 9.

- На календаре 16 апреля 1945 года. 

(Слайд 10)

В этот день началось наступление советских войск на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. (Слайд 11)

 Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая!

Учитель:

 - Перед нами монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. (Слайд 12)

     Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.

Ученик 10.

О подвигах - стихи слагают.

О славе – песни создают.

 “Герои никогда не умирают,         

Герои в нашей памяти живут!”

Ученик 11:

- В основе сюжета памятника «Воину-освободителю» лежит реальный подвиг солдата — знаменщика 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержанта Николая Масалова.

   26 апреля 1945 года советские солдаты готовились к взятию аэродрома Темпельхоф. Путь бойцам преграждал глубокий канал, мосты и подступы к нему были со всех сторон прикрыты огнем вражеских пулеметов. Стояла напряженная тишина, которую нарушил детский плач…

Ученик 12:

- Было слышно одно только слово: «Муттер, муттер…» вспоминали бойцы. — «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он».

Рискуя жизнью, Николай Масалов спас ребенка, передал девочку санитаркам и  снова встал у знамени полка, готовый к бою…

Учитель:

(Слайд 13)

- Все три места, по которым сегодня провела нас ДОРОГА ПАМЯТИ, не случайные места. Это три части единой композиции.  

     Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Этот Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Там, где наступил коренной перелом в ходе войны, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине. 

     Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.

     Наше путешествие по ДОРОГЕ ПАМЯТИ подходит к концу.

(Слайд 14)

-    Между нами 75 лет Мира и Памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти годы! Вернувшиеся с войны заново строили разрушенные города и села, сеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…

(Слайд 15) Жизнь очень быстро течет и меняется. Но неизменным для нас должно остаться одно – Память о подвигах, мужестве, героизме людей, подарившим нам жизнь и мирное небо над головой!

Ученик 13:

(Слайд 16)

Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Литература:

  1. И.В. Новокрещенов Страницы Великой Победы. Учебное пособие для учащихся 2–4 классов. Ювента, Москва, 2010.
  2. Е.А. Воронова Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Феникс, Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Полная хронология XX века. Вече-Аст, Москва, 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП «ЗАКОН ДОРОГИ – ЗАКОН ЖИЗНИ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ

Цель: профилактика детского и подросткового дорожного травматизма.Задачи:1.  Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.2.  Повторить правила дорожного движени...

«Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» (посвящается памяти Максима Ванданова)

Прошло уже 25 лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор политики и историки спорят о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов ...

Открытый классный час на тему: «Идём дорогой памяти, мира и добра»

Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;- расширить знания учащихся о Великой Отечественной ...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...

Классный час "Дорогой памяти"

Дать первоначальные сведения о войне, о том, кто защищал нашу страну. Закрепить знания детей. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за подвиг нашего народа, уважение к ветеранам Великой Отечественн...