Дорога памяти
классный час
Дорога памяти
Классный час
«Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Дорога памяти».
( или «Города – герои и их известные и неизвестные защитники»)
Учитель:
- Огромная страна – Советский Союз, многонациональное государство, более 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, но тесно связанных общей исторической судьбой - советский народ.
Народ, вставший в 1941 году плечом к плечу на защиту Родины, народ отстоявший мир на всей Земле, наши жизнь и свободу.
Знаете ли вы, ребята, о какой страшной, долгой и беспощадной войне идет речь? ( О Великой Отечественной войне)
Кто назовет годы ВОВ?( 1941 - 1945 г.)
(Слайд 2)
Длилась она долгих 5 лет… С тех пор немало лет прошло! Но каждый год 9 мая весь Мир вспоминает о тех страшных временах. Ведь каждый из нас понимает, если бы наш народ не смог выстоять и победить в той жестокой войне, нас с вами просто не было бы на свете…
(Слайд 3)
Учащийся читает стихотворение. Звучит музыкальный фон.
РЕКВИЕМ
(Роберт Рождественский)
(Отрывок)
Помните!
Через века,
через года, -
помните!
О тех,
кто уже не придёт
никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, -
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, -
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
Учитель:
(Слайд 4)
- В 2020 году Мир будет праздновать 75 годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
И сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. А приведет нас туда ДОРОГА ПАМЯТИ.
Итак, начинаем наше путешествие!
Учащиеся 2, 3.
- (2)Суббота, 21 июня, последний мирный день 1941 года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Проходили выпускные вечера в школах…
(Слайд 5)
22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашисты напали на нашу Родину.
Первый удар приняли на себя пограничники. На западной границе на пути врага встала Брестская крепость.
(Слайд 6)
- (3)В этот день прервалась мирная жизнь людей. Это страшная дата…Конец спокойной и счастливой жизни. Начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны...
Все, кто мог держать в руках оружие, люди разных профессий, очень далеких от военных, - врачи, учителя, инженеры, артисты, вчерашние выпускники и школьники, люди разных национальностей, стали записываться добровольцами на фронт.
Ученик 4.
У страны было два фронта:
Первый бил и громил врага.
А второй без сна и без отдыха
Воевал у сохи и станка.
Ученик 5.
- К Победе шли все, плечом к плечу… И солдаты, готовые отдавать свои жизни за Родину, и мирные жители (женщины, дети и старики) заменившие ушедших на фронт мужчин. Они встали к станкам на заводах и фабриках, часто даже не ходили домой спать, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу, они падали от усталости, но продолжали работать. «Все для фронта, все для победы!» - главный девиз времен ВОВ!
Учитель:
(Слайд 7)
По ДОРОГЕ ПАМЯТИ мы отправляемся в Магнитогорск - город воинской доблести и славы. Именно здесь во времена ВОВ изготавливались снаряды, танки и пр. По статистике, каждый третий снаряд, каждый второй танк - из магнитогорской стали! Поэтому именно здесь было решено установить памятник под названием «Тыл - фронту».
Ученик 6.
- На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Работник завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату, который направляется на Запад - туда, откуда на нашу страну надвигался враг.
Этот монумент символизирует крепкий советский тыл, который обеспечил стране Победу в той страшной войне. Без такой крепкой поддержки Победа была бы невозможна!
Учитель:
- На календаре 17 июля 1942 года, Сталинград (теперь - Волгоград). В те времена это был не только промышленный центр, но и южные ворота нашей страны. Враг планировал захватить город, а потом одержать победу над всей страной.
(Слайд 8)
Но советским воинам был дан приказ – «Ни шагу назад!» И они сражались за каждую улицу, за каждый дом, за каждый метр, каждый камушек на нашей земле. Сталинградская Битва закончилась 2 февраля 1943 года. Победой советских войск над фашистами. Эта битва имела огромное значение и стала началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Именно отсюда, из Сталинграда, после тяжелых боев началась долгая дорога на Берлин.
И мы по ДОРОГЕ ПАМЯТИ отправляемся в город- Герой Волгоград.
Ученик 7.
(Слайд 9)
- В центре города на Мамаевом кургане бесстрашно поднимает ввысь Меч Победы «Родина-мать»! Это тот самый меч, который выкован на Урале в Магнитогорске и передан рабочим советскому воину. Знаменитая скульптура «Родина – мать зовет!» считается одной из самых высоких на планете. Ее высота – 52 метра, а с постаментом – 85 метров (к примеру, высота 10ти этажного дома около 40 м).
Ученик 8.
- Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. Монумент на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага!
Учитель:
А мы отправляемся дальше ДОРОГОЙ ПАМЯТИ.
Самое сердце Германии - город Берлин. То место, откуда пришел в нашу страну враг.
Ученик 9.
- На календаре 16 апреля 1945 года.
(Слайд 10)
В этот день началось наступление советских войск на Берлин. 2 мая Берлин сдался, над главным зданием - Рейхстагом развивается красное знамя. (Слайд 11)
Знамя Победы. Но бои еще продолжались. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года немецкое командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. Война закончилась. Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая!
Учитель:
- Перед нами монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. (Слайд 12)
Советский солдат стоит на обломках свастики и держит на руках спасенную им немецкую девочку. Победно опущенный Меч символизирует конец войны и разгром нацистской Германии.
Ученик 10.
О подвигах - стихи слагают.
О славе – песни создают.
“Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!”
Ученик 11:
- В основе сюжета памятника «Воину-освободителю» лежит реальный подвиг солдата — знаменщика 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержанта Николая Масалова.
26 апреля 1945 года советские солдаты готовились к взятию аэродрома Темпельхоф. Путь бойцам преграждал глубокий канал, мосты и подступы к нему были со всех сторон прикрыты огнем вражеских пулеметов. Стояла напряженная тишина, которую нарушил детский плач…
Ученик 12:
- Было слышно одно только слово: «Муттер, муттер…» вспоминали бойцы. — «Кажется, это на той стороне канала», — сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он».
Рискуя жизнью, Николай Масалов спас ребенка, передал девочку санитаркам и снова встал у знамени полка, готовый к бою…
Учитель:
(Слайд 13)
- Все три места, по которым сегодня провела нас ДОРОГА ПАМЯТИ, не случайные места. Это три части единой композиции.
Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Этот Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Там, где наступил коренной перелом в ходе войны, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.
Меч — аллегорический символ победы над врагом — был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Германии.
Наше путешествие по ДОРОГЕ ПАМЯТИ подходит к концу.
(Слайд 14)
- Между нами 75 лет Мира и Памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти годы! Вернувшиеся с войны заново строили разрушенные города и села, сеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…
(Слайд 15) Жизнь очень быстро течет и меняется. Но неизменным для нас должно остаться одно – Память о подвигах, мужестве, героизме людей, подарившим нам жизнь и мирное небо над головой!
Ученик 13:
(Слайд 16)
Любой народ живет веками,
Пока в народе вечна память.
Забыть мы не имеем права
Военных дней, тех лет кровавых.
И долг наш поименно помнить
Всех тех, кто спас наш мир огромный!
Литература:
- И.В. Новокрещенов Страницы Великой Победы. Учебное пособие для учащихся 2–4 классов. Ювента, Москва, 2010.
- Е.А. Воронова Воспитать патриота. Программы, мероприятия, игры. Феникс, Ростов-на-Дону, 2008.
- Полная хронология XX века. Вече-Аст, Москва, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП «ЗАКОН ДОРОГИ – ЗАКОН ЖИЗНИ!» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ
Цель: профилактика детского и подросткового дорожного травматизма.Задачи:1. Формировать у учащихся ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.2. Повторить правила дорожного движени...
Мои дорогие, родные дедушки. Фото памяти Войнам Великой Отечественной Войны.
ФОТО МОИХ ДЕДУШЕК ВОВ...

«Ты в памяти и сердце моем, Афганистан» (посвящается памяти Максима Ванданова)
Прошло уже 25 лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор политики и историки спорят о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов ...

Открытый классный час на тему: «Идём дорогой памяти, мира и добра»
Цель: Формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.Задачи: - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;- расширить знания учащихся о Великой Отечественной ...

Всероссийская онлайн- олимпиада «Безопасные дороги» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на знание основ безопасного поведения на дорогах.
Итоги олимпиады...
Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...
Классный час "Дорогой памяти"
Дать первоначальные сведения о войне, о том, кто защищал нашу страну. Закрепить знания детей. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за подвиг нашего народа, уважение к ветеранам Великой Отечественн...