Открытое внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"
классный час
Открытое внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда". Театрализованная постановка, которая не оставить равнодушным никого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_vneklasnoe_meropriyatie_22blokada_leningrada22_80-letie.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого внекласного мероприятия,
приуроченного к
80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Блокада Ленинграда
26 января 2024 г.
СЦЕНА №1
Музыка №1 спокойная.
Выход ведущего. Со свечой в руке выходит чтец. Медленно ставит свечу на стол, ждёт пока ведущий зажжёт свечу на столе. Начинает читать стихотворение.
В процессе чтения к огню подходят артисты. Протягивают ладони к свету в надежде согреться.
По окончанию стихотворения звучит сигнал воздушной тревоги. Все пугаются, отходят назад, кто-то закрывает рот, кто-то садится на корточки, а другой тянет его наверх с собой и т.д.
Музыка №2.
На сцене украшена колонна, портрет Сталина у подножья, стол со свечой, на котором гвоздики, книги, хлеб. На полу зеленая ткань (трава) костёр с брёвнами и камнями вокруг. Ширма украшена, голубое небо, облака, окно, город.
Ведущий: 80-летию годовщины снятия блокады Ленинграда посвящается.
*пауза*
Ведущий: Героям обороны Ленинграда посвящается.
*пауза*
Ведущий: Полутора миллионам, погибшим от голода, холода посвящается…
*пауза*
Ведущий: Выстоявшим и пережившим блокаду посвящается…
*пауза*
Ведущий: и пусть поколения помнят…Бессмертен подвиг твой Ленинград.
Появляется презентация.
СЦЕНА №2
Музыка №3.
Ведущий: В соответствии планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях.
Ведущий: В северном направлении целью был Ленинград, которым Гитлер намеревался овладеть и сравнять с землей уже к 21 июля 1941 года: "Нам нужно полностью избавиться от населения Москвы и Ленинграда, которое в противном случае мы будем вынуждены кормить в течение зимы".
Ведущий: В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. После некоторых неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику: "Этот город надо уморить голодом. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод".
Ведущий: 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась блокада Ленинграда.
Звучит метроном. Действие на сцене: выходят 5 человек, 4 артиста начинают одеваться – шубы, шапки, варежки, перчатки, шарфы, валенки и т. д. Один остаётся в рубашке, штанах и босиком (с книгой или игрушкой в руках) остальные отыгрывают холод, страх.
Голос из динамика: “Граждане! Воздушная тревога!” Звуки бомбёжки. Чтец остаётся на сцене подходит к ширме с окном. Остальные пугаются, убегают за кулису. На сцену выходит чтец.
Как только герой заклеил окно, уходит за кулису. Чтец уходит.
СЦЕНА №3
Музыка №4.
Ведущий: С первых же дней блокады Ленинград постоянно бомбила вражеская авиация. За один заход бомбардировщиков на город сбрасывали тысячи зажигательных бомб.
Ведущий: ежедневно чёрные клубы дыма сотен пожаров тянулись к небу. От бомбёжки в первый день были уничтожены все склады с продовольствием. Продуктов в городе осталось не более чем на 30 дней. С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.
Звучит метроном. На слайдах появляются буквы: «Сотый день блокады…»
Ведущий: Сотый день...
На сцену выходит чтец.
Музыка №2.
Ведущий: В Ленинграде начался голод. В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди прибегали к любым способам нахождения пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, обдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп.
Действия на сцене: во время речи ведущего выносится стул, на него садится продавец. В процессе монолога выстраивается очередь.
Как только все вышли, ведущий продолжает. Продавец начинает выдавать хлеб.
Ведущий: Нормы выдачи хлеба по этим карточкам постоянно снижались. В ноябре месяце население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – 250 грамм на рабочую карточку и 125 граммов – все остальные.
Герой берёт хлеб, заматывает в шарф и быстро уходит. Ведущий продолжает.
Ведущий: да и эти кусочки, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой паёк насколько мог.
Герой берёт хлеб и прячет в варежку, варежку прижимает к себе. Ведущий продолжает.
Герой берёт хлеб и прячет в шапку. Прижимает к себе и уходит. На сцене остаётся последний из очереди.
Герой поворачивает к зрителю, прижимает хлеб и начинает читать стих:
Уходит за кулису под музыку. Ведущий продолжает.
СЦЕНА №4
Музыка №5.
Ведущий: В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.
Ведущий: вскоре подошло к концу и топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки, а затем и книги. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену.
Начинают выставлять стулья (4 штуки). Садятся на стулья.
Ведущий: но хуже всего приходилось детям. И не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…
Ведущий: когда умирают взрослые – это тяжело. А смерть детей? Сознание принимать отказывается. Несмотря на все ужасы войны, несмотря ни на что, дети продолжали учиться. Школы работали. Учителя вместе с учениками заготавливали дрова, привозили воду, следили за чистотой в классах. Школьники вместе с учителями дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы, работали, помогали взрослым убирать город, ухаживали за больными родственниками, знакомыми и соседями. Насколько же рано пришлось повзрослеть этим детям, увидевшим и ощутившим лишения и смерть…
Звенит звонок. Выходит, учительница. Сидят дети, один стул пустой. На сцену выходит чтец. Учитель открывает учебник.
Звенит звонок.
СЦЕНА №5
Музыка №2
Продолжается речь ведущего в этом момент выставляются 7 стульев в ряд перед костром. Садятся дети слева направо.
Ведущий: может показаться со стороны, что через 80 лет после снятия блокады – не может в мире быть таких ужасов, такой жестокости!.. Но есть, есть горькие свидетели тех событий. Записки, дневники тех, кто пережил блокаду – и тех, кто не пережил. Одно из таких свидетельств – дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой, который стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 году, когда голод каждый месяц уносил из жизни её близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти.
Ведущий передаёт микрофон детям на сцене. Под музыку начинают зачитывать.
№1: 28 декабря 1941 года. Женя умерла в утра.
Встаёт забирает стул и уходит.
№2: Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года.
Встаёт забирает стул и уходит.
№3: Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год.
Встаёт забирает стул и уходит.
№4: Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год.
Встаёт забирает стул и уходит.
№5: Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год.
Встаёт забирает стул и уходит.
№6: Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 год.
Мама передаёт игрушку девочке, встаёт, забирает стул и уходит. Передаёт микрофон ведущему.
№7: Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.
Под музыку девочка встаёт и садится на пол у огня.
Сзади в этот момент выстраивается хор на песню ДЕТИ ВОЙНЫ!
Во время песни девочка сидит перед зрителем. Песня заканчивается хор уходит и девочка тоже.
СЦЕНА №6
Музыка №3
Ведущий: и всё-таки Ленинград жил и боролся – каждым человеком, каждым вздохом – и весь Советский Союз боролся вместе с ним. Единственным способом ему помочь было снабжение осаждённых людей припасами. И возможно было это делать только через Ладожское озеро – неприветливое, вечно штормящее, без пирсов и причалов.
Но с самого начала было ясно, что судоходный путь – мера временная. Вскоре должны были наступить холода. Поэтому загодя была спроектирована автомобильная дорога, которая должна была быть проложена прямо по льду замёрзшего Ладожского озера.
Дорога жизни, как её прозвали сами ленинградцы.
Длина через Ладогу составляла приблизительно 30 километров. На этом, сравнительно небольшом, участке в тяжёлых условиях слаженно трудились десятки тысяч человек. Это были водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. Кроме того, были те, кто непосредственно прокладывал дорогу. А прокладывать её надо было постоянно. Временами из-за того, что дорогу заносило снегом, временами из-за того, что надо было выбрать участки с более крепким слоем льда, а временами из-за того, что дорога была повреждена немецкими авианалётами, которые совершались регулярно.
+ видеоряд
Музыка Шостаковича
Ведущий: несмотря на голод, холод и мрак в городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи.
Ведущий: Всё время, пока шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволяющей почувствовать, что город живёт.
Начинают выставлять стулья, друг за другом (4 штуки)
Ведущий: 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Партитуру симфонии доставили на самолёте с Урала. В этот день большой зал городской филармонии был полон, а очереди за билетами были длиннее, чем в булочные.
Звучит симфония. Артисты заворожённо слушают.
Ведущий: были репродукторы, немцы все это слышали. По признанию немецких солдат они обезумели, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртв. В тот день они поняли, что проиграют войну.
Пауза. Звучит симфония.
Ведущий: чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию – обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолёт в тот день не проник в небо Ленинграда.
На сцену выходит чтец.
Чтец уходит. Звучит симфония.
Ведущий: В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.
Артисты встают со стульев и аплодируют. Уходя, уносят стулья.
СЦЕНА №7
Ведущий: Город продолжал жить и бороться. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные, измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Кировский завод ежедневно бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт.
Ведущий: Апрель 1942 года. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили свой город от завалов снега, грязи, трупов – весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. В истории немало примеров, когда крепости и города сдавали из-за эпидемий. Ленинграду удалось этого избежать.
Ведущий: Зима 1942-43 годов резко отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, не видно было снежных сугробов и мусора. Работали предприятия, получившие топливо, городские бани, имелся небольшой запас дров.
Выходят все дети со свечками. Становятся полукругом.
Ведущий: к 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-ой немецкой армии, разгромили её основные силы. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Блокада Ленинграда была полностью снята.
Включается запись Левитана про освобождение Ленинграда. В это время ведущий зажигает свечи детей.
Заканчивается запись выходит чтец.
Ведущий: Те, кто пережил блокаду были обычными людьми, они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Включается музыка все под эту музыку уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое внеклассное мероприятие по ОБЖ в 4 классе.Тема "Этот коварный лёд"
Открытое мероприятие направлено на достижение целей:- познакомить детей с правилами поведения на льду;- раскрыть причины несчастных случаев на воде;- довести до сознания детей невозможность беспечного...
открытое внеклассное мероприятие "День матери"
Данное мероприятие рекомендуется использовать при проведении праздника "День матери" (24 ноября) для учащихся 1-2 классов...
открытое внеклассное мероприятие "Посвящение в первоклассники"
внеклассное мероприятие для родителей...
Открытое внеклассное мероприятие для начальной школы
Я только раз видала рукопашный,...
Открытое внеклассное мероприятие по теме: « Инженер по образованию, детский писатель - по призванию»( к юбилею писателя Э.Н. Успенского)
Предлагаю коллегам модель внеклассного мероприятия, проведенного нами к прошлому юбилею писателя Э. Н. Успенского. В этом году ему исполняется 75 лет....
Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»
Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....