проект "Школьная мотивация"
проект

Пингина Вера Владимировна

Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Школьная мотивация»

Слайд 1

«Если вы на самом деле хотите что-то сделать, то вы найдете решение. Если вы не очень-то и хотите, то найдете оправдание».

 Далай Лама, духовный лидер тибетского буддизма

Введение:

Учебная мотивация  - это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, выполнять то или иное действие. Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность.

Особенности возраста 10-11 лет. 

В данном возрасте происходит гормональная перестройка. Она влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста. Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. 

Слайд 2

цитата

Слайд 3

Актуальность проекта

Проблема учебной мотивации всегда находилась в центре педагогического внимания. Сегодня вопрос формирования мотивации к обучению стоит более остро, поскольку учащиеся не уделяют должного внимания роли обучения в своей жизни и не сосредотачиваются на образовательных вопросах. С проблемой учебной мотивации учащихся, прежде всего, сталкиваемся в начальной школе, которая считается первым этапом организации учебной деятельности. В современной жизни младшие школьники с одной стороны окружены разнообразными электронными развлечениями и информационным потоком, что более привлекательно, чем образовательный процесс, организованный в школе, а с другой стороны сталкиваются с родительским бездействием создания положительной учебной мотивации, что во многом связано с занятостью и нехваткой времени, с оценкой и выделением проблемы и т.д.

Социальная значимость проекта

Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте учеба становится ведущей деятельностью, что для ребенка является довольно сложной и ответственной задачей, а просто необходимость учиться, для них еще не является фундаментальным мотивом. Учащихся начальных классов нужно заинтересовать в обучении, поскольку учащиеся часто не осознают мотивацию. На вопрос, почему вы ходите в школу и почему учитесь, младшие школьники дают разные ответы: люблю играть с одноклассниками, мне очень нравится наша учительница, хочу много знать и получать хорошие оценки, хочу порадовать маму, хочу стать похожим на отца, стать хорошим человеком и т.д. Поступая в школу, первоклассники проявляют неподдельный интерес к школьной жизни, для учителя исключительно важно поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.

Цель: повышение школьной мотивации младших школьников посредством создания условий для выработки эффективного способа усиления познавательного интереса к процессу обучения.

Задачи:

  1. Определить уровень школьной мотивации
  2. Провести  цикл мероприятий, направленных на повышение имиджа образования
  3. Организовать учебное пространство, способствующее благотворному влиянию на процесс обучения

Слайд 4

План реализации процесса

  1. Входящая диагностика уровня школьной мотивации
  2. Разработка системы  отслеживания результатов
  3. Проведение профориентационных мероприятий
  4. Парта отличника
  5. Итоговая диагностика

Слайд 5

Входящая диагностика уровня школьной мотивации

Анкета для оценки школьной мотивации Н. Лускановой

Слайд 6

Система отслеживания результатов

Воспитателями была разработана таблица для фиксации и отслеживания учебных результатов, участия в конкурсах, нарушений дисциплины.

Стартовый балл 30

Хорошист +20

С одной тройкой +10

Участия в конкурсах, мероприятиях + 1балл

(результат, место)+3балла

За нарушение  - 1балл

За «2»  - 1балл

Парта отличника – это один из мотивационных стимулов. Парта предоставляется каждому, кто в течении недели получает  только «пятёрки» или получит три и более «5» за один учебный день. Такой воспитанник обязательно вписывается в лист «Здесь был…» и фотографируется для последующей демонстрации родителям ребенка.

Слайд 7

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня школьной мотивации
  2. Повышение успеваемость
  3. Повышение социальных мотивов

Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, делать то или иное действие. Мотивация к обучению стимулирует учебную деятельность ребенка, определяет эффективность обучения․ Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. Существуют разные виды учебной мотивации: внешние и внутренние, социальные и познавательные. Внешние мотивы часто рассматриваются, как социальные, а внутренние, как познавательные. Внешние мотивы направлены на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми, которые исходят от родителей, учителей, одноклассников, общества, путем общественного мнения, требований, принуждений и т.д. А внутренние мотивы направлены на предмет изучения, на собственное самосовершенствование, связаны с содержанием учебной деятельности, возникая внутри ребенка способствуют эффективной познавательной деятельности. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы.  Желание ребенка утвердиться в обществе, укрепить свой социальный статус, быть принятым друзьями и сверстниками, также чувство долга и ответственности, выбор профессии и т.д. считаются социальными мотивами. А желание ребенка приобретать новые знания, изучать новые предметы, получать удовольствие от процесса и результата обучения и т.д. считаются познавательными мотивами. Учебная мотивация рассматривается как особый тип мотивации, включаемый в учебную деятельность для повышения эффективности обучения. В процессе развития учебной мотивации учащихся, необходимо учитывать несколько важных факторов:

 определение и уточнение целей обучения (для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо согласовать цели обучения и мотивацию учащихся),

 учет возрастных особенностей учащихся (конкретные мотивы актуальны в конкретном возрасте),

 выявление преобладающих мотивов (необходимо выяснить, какие мотивации у учащихся являются ведущими),

 учет индивидуальных особенностей учащихся (учебная деятельность каждого ученика строится на индивидуальной мотивации, знание которой обязательно для учителя),

 анализ причин изменения мотивов учащихся (причинами изменения мотивов могут быть недостаточное усвоение материала, негативное отношение друзей и т.д.),

 формирование необходимых новых мотивов,

 оценка достижений и планирование дальнейших действий․


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации к изобразительной деятельности" (с приложением заданий и упражнений повышающих мотивацию)

Выступление на МО по теме "Мотивация, как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении"...

Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.

Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Мотивация успеха как доминирующая мотивация в начальных классах

рассмотрено понятие "Мотивация успеха" и приёмы формирования мотивации успеха на уроках в начальных классах....

Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей

10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....

Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.

Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...