проект "Школьная мотивация"
проект
Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Школьная мотивация»
Слайд 1
«Если вы на самом деле хотите что-то сделать, то вы найдете решение. Если вы не очень-то и хотите, то найдете оправдание».
Далай Лама, духовный лидер тибетского буддизма
Введение:
Учебная мотивация - это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, выполнять то или иное действие. Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. Эффективность учебной деятельности младших школьников напрямую зависит от учебной мотивации, которая побуждает ребенка к школьной активности и определяет его направленность.
Особенности возраста 10-11 лет.
В данном возрасте происходит гормональная перестройка. Она влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста. Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности.
Слайд 2
цитата
Слайд 3
Актуальность проекта
Проблема учебной мотивации всегда находилась в центре педагогического внимания. Сегодня вопрос формирования мотивации к обучению стоит более остро, поскольку учащиеся не уделяют должного внимания роли обучения в своей жизни и не сосредотачиваются на образовательных вопросах. С проблемой учебной мотивации учащихся, прежде всего, сталкиваемся в начальной школе, которая считается первым этапом организации учебной деятельности. В современной жизни младшие школьники с одной стороны окружены разнообразными электронными развлечениями и информационным потоком, что более привлекательно, чем образовательный процесс, организованный в школе, а с другой стороны сталкиваются с родительским бездействием создания положительной учебной мотивации, что во многом связано с занятостью и нехваткой времени, с оценкой и выделением проблемы и т.д.
Социальная значимость проекта
Приоритетной задачей современной начальной школы является создание положительной учебной мотивации, пробуждение интереса к учебе и развитие желания учиться у младших школьников. В младшем школьном возрасте учеба становится ведущей деятельностью, что для ребенка является довольно сложной и ответственной задачей, а просто необходимость учиться, для них еще не является фундаментальным мотивом. Учащихся начальных классов нужно заинтересовать в обучении, поскольку учащиеся часто не осознают мотивацию. На вопрос, почему вы ходите в школу и почему учитесь, младшие школьники дают разные ответы: люблю играть с одноклассниками, мне очень нравится наша учительница, хочу много знать и получать хорошие оценки, хочу порадовать маму, хочу стать похожим на отца, стать хорошим человеком и т.д. Поступая в школу, первоклассники проявляют неподдельный интерес к школьной жизни, для учителя исключительно важно поддержать этот интерес, не обмануть надежды и не перечеркнуть старания ребенка.
Цель: повышение школьной мотивации младших школьников посредством создания условий для выработки эффективного способа усиления познавательного интереса к процессу обучения.
Задачи:
- Определить уровень школьной мотивации
- Провести цикл мероприятий, направленных на повышение имиджа образования
- Организовать учебное пространство, способствующее благотворному влиянию на процесс обучения
Слайд 4
План реализации процесса
- Входящая диагностика уровня школьной мотивации
- Разработка системы отслеживания результатов
- Проведение профориентационных мероприятий
- Парта отличника
- Итоговая диагностика
Слайд 5
Входящая диагностика уровня школьной мотивации
Анкета для оценки школьной мотивации Н. Лускановой
Слайд 6
Система отслеживания результатов
Воспитателями была разработана таблица для фиксации и отслеживания учебных результатов, участия в конкурсах, нарушений дисциплины.
Стартовый балл 30
Хорошист +20
С одной тройкой +10
Участия в конкурсах, мероприятиях + 1балл
(результат, место)+3балла
За нарушение - 1балл
За «2» - 1балл
Парта отличника – это один из мотивационных стимулов. Парта предоставляется каждому, кто в течении недели получает только «пятёрки» или получит три и более «5» за один учебный день. Такой воспитанник обязательно вписывается в лист «Здесь был…» и фотографируется для последующей демонстрации родителям ребенка.
Слайд 7
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня школьной мотивации
- Повышение успеваемость
- Повышение социальных мотивов
Мотивация (от лат. moveo - двигаю) - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация это совокупность конкретных причин и стимулов, интересов и наклонностей, эмоций и идеалов, которые заставляют учащихся действовать, учиться, делать то или иное действие. Мотивация к обучению стимулирует учебную деятельность ребенка, определяет эффективность обучения․ Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с одним действующим мотивом. Существуют разные виды учебной мотивации: внешние и внутренние, социальные и познавательные. Внешние мотивы часто рассматриваются, как социальные, а внутренние, как познавательные. Внешние мотивы направлены на другого, связаны с различным взаимодействием школьника с другими людьми, которые исходят от родителей, учителей, одноклассников, общества, путем общественного мнения, требований, принуждений и т.д. А внутренние мотивы направлены на предмет изучения, на собственное самосовершенствование, связаны с содержанием учебной деятельности, возникая внутри ребенка способствуют эффективной познавательной деятельности. Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Желание ребенка утвердиться в обществе, укрепить свой социальный статус, быть принятым друзьями и сверстниками, также чувство долга и ответственности, выбор профессии и т.д. считаются социальными мотивами. А желание ребенка приобретать новые знания, изучать новые предметы, получать удовольствие от процесса и результата обучения и т.д. считаются познавательными мотивами. Учебная мотивация рассматривается как особый тип мотивации, включаемый в учебную деятельность для повышения эффективности обучения. В процессе развития учебной мотивации учащихся, необходимо учитывать несколько важных факторов:
∙ определение и уточнение целей обучения (для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо согласовать цели обучения и мотивацию учащихся),
∙ учет возрастных особенностей учащихся (конкретные мотивы актуальны в конкретном возрасте),
∙ выявление преобладающих мотивов (необходимо выяснить, какие мотивации у учащихся являются ведущими),
∙ учет индивидуальных особенностей учащихся (учебная деятельность каждого ученика строится на индивидуальной мотивации, знание которой обязательно для учителя),
∙ анализ причин изменения мотивов учащихся (причинами изменения мотивов могут быть недостаточное усвоение материала, негативное отношение друзей и т.д.),
∙ формирование необходимых новых мотивов,
∙ оценка достижений и планирование дальнейших действий․
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение мотивации к изобразительной деятельности" (с приложением заданий и упражнений повышающих мотивацию)
Выступление на МО по теме "Мотивация, как один из аспектов системно-деятельностного подхода в обучении"...
Мотивация учения. Причины снижения мотивации учащихся.
Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом,...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Мотивация успеха как доминирующая мотивация в начальных классах
рассмотрено понятие "Мотивация успеха" и приёмы формирования мотивации успеха на уроках в начальных классах....
Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей
10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....
Понятия мотивов и мотивация. Основные теоретические подходы. Мотивация и деятельность.
Мотивационная сфера личности является основным понятием и занимает в структуре личности особое место. Это объясняется тем, что именно мотивационная сфера личности используется для объяснения движущих ...
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...