Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности
статья
В образовании всегда востребованы по-настоящему творческие инструменты педагогической работы. Именно к таким универсальным инструментам и относится школьный театр. Поиск новых форм педагогической работы совпал с интересом государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутримова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов высшей категории
МКОО Гвардейской СОШ
Тульской области МО Дубенский район
Школьный театр как средство развития личности школьника и его творческой индивидуальности
Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла, всё кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит
Александр Пушкин
Театрализованная деятельность в школе – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Театр оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.
– Почему тема школьных театров стала именно сейчас очень заметна и важна?
Актуальность самой темы школьных театров и его важное место в образовании были очевидны всегда.
В образовании всегда востребованы по-настоящему творческие инструменты педагогической работы. Именно к таким универсальным инструментам и относится школьный театр. Поиск новых форм педагогической работы совпал с интересом государства.
Так какие же личностные качества развивает театр у ребёнка?
Театр затрагивает в человеке абсолютно всё – и интеллектуальную, и эмоциональную, физическую, психологическую и социальную сферы. Это происходит потому, что театр – искусство синтетическое, а еще театр – искусство коллективное.
Театр – это игра по правилам, которые принимают все, и взрослые и дети.
Для взрослых театр — это место, где все условно, но зрительское переживание объединяющие человека с другими людьми – самое настоящее.
Для подростка – это возможность прожить то, что он хотел бы прожить, но прожить безопасно, играя, при этом получить настоящий опыт общего дела, успеха и узнавания себя.
Для младшего школьника игровая деятельность является основным способом познания мира и взаимодействия с ним, а, значит, театр для него естественная среда.
Школьный театр – это ещё и способ повысить мотивацию. Дети, занимающиеся театром, лояльней относятся к школе и жизненный тонус у них выше и, соответственно, они более мотивированны к образованию.
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель - возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры; тот и другой труд подвижен, изменчив; только в актерской и педагогической профессиях мы встречаемся с уникальным совпадением личности творца и инструмента творчества; наконец, тот и другой труд - яркое искусство самовыражения.
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера.
Каждый конкретный урок или занятие - это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
-автор сценария (выстраивает драматургию отношений);
-режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе);
-актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла);
-импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).
Сходство театральной и педагогической деятельности можно проследить по следующим параметрам:
- по цели (воздействие человека на человека с целью вызвать переживания);
- по содержанию (коммуникативные творческие процессы);
- по инструменту (психофизическая природа педагога и актера сама по себе является инструментом для осуществления деятельности).
Еще К.С. Станиславский выявил основные элементы, необходимые для творчества как актера, так и педагога: развитое воображение, внимание, эмпатию, рефлексию, подвижность, заразительность, выразительные способности, обаяние. Театр – это свободное самовыражение личности.
Театрализованная деятельность прослеживается на любом уроке, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в любом школьном деле.
Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.
Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только является инструментом для развития творческих способностей, но и влияет на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.
Дети, которые постигают азы актёрского мастерства, преодолевают психологические барьеры, у них повышается мотивация в познании мира, они учатся воспринимать художественные образы искусства, развивают коммуникативные способности. Так что, у театра есть чему поучиться.
Участие в театрализованной деятельности формирует у воспитанников навыки, необходимые для творческой коллективной работы, развивает умение работать в команде, дети понимают, что успех общего дела зависит от вклада каждого актёра.
2. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка уверенность в себе, собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность.
3. Кроме этого, это мощное средство в преодолении многих детских комплексов, ребёнок преодолевает смущение, застенчивость, скованность, становится коммуникабельным, сохраняется его психологическое здоровье.
Театральная деятельность позволяет решать многие проблемы воспитания детей особенно из так называемых групп риска (с нетипичным, девиантным поведением). В коллективе воспитывается культура общения, уважительное отношение к историческому наследию, миру и людям.
4. В театрализованной деятельности формируется культура чувств, развивается эмоциональная сфера ребёнка.
5. Совершенствуется грамматический строй речи ребенка, развивается монологическая, диалогическая форма речи, осваиваются нормы русского языка, в том числе орфоэпические.
Я очень люблю свою профессию именно за то, что это бесконечный творческий процесс.
Однажды у меня родилась идея создать небольшой театральный клуб из ребят своего класса. Это было в 2004 году. Мы разыгрывали небольшие репризы, скетчи, миниатюры и с удовольствием выступали на школьных мероприятиях.
Начинать было очень трудно. Чтобы качественно подготовить выступление, нужна помощь квалифицированных специалистов дополнительного образования: хореографов, музыкальных работников. Но в условиях сельской школы это нереально, и приходилось многому учиться, многое осваивать самостоятельно.
Со временем мы начали ставить мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции, осваивать малые жанры фольклора, пробовать себя в вокальном искусстве. Особое место в нашей работе занимает художественное чтение. Художественное чтение, т.е. декламация — это не просто громко произнесенные вслух слова. Это способность придать эмоциональную окраску произведения, расставить нужные акценты, выделить голосом значимые моменты в тексте или же наоборот понизить тон максимально. Если учесть, что многие дети приходят в школу с различными нарушениями речи, то эта работа очень важна и нужна нашим детям.
И как результат, постепенно начали участвовать не только в школьных мероприятиях, но и в районных, областных, всероссийских и даже международных, где занимаем призовые места.
Сейчас наш театральный клуб «Сатура» посещают ребята из разных классов как из начальной школы, так и старшеклассники. Занятия в клубе «Сатура» помогают ребятам в дальнейшем активно участвовать в традиционном мероприятии всей школы КВНе. Выпускники школы приглашаются для участия в жюри.
В моем коллективе занимаются ребята с различными возможностями здоровья, с некоторыми воспитанниками я работаю по индивидуальному образовательному маршруту.
Постановка спектакля, композиции или другого вида театрального искусства представляет собой своеобразную проектную деятельность, поскольку в ней находят практическое применение имеющиеся знания, умения и навыки, задействованы межпредметные отношения, предусматриваются те же этапы, что и в любом проекте: подготовка и планирование, распределение обязанностей, практическое воплощение, презентация результатов. Путь к представлению своей работы очень долгий и непростой, состоит из нескольких этапов.
- Выбор материала
От правильного выбора материала зависит успех всего творческого проекта. Выбор материала отвечает следующим требованиям:
соответствует возрасту детей, является понятным и доступным; интересным и увлекательным;
учитывает индивидуальные особенности детей; предоставляет максимальные возможности для индивидуального раскрытия каждого участника и всей группы;
соответствует художественным и техническим возможностям нашего коллектива.
Работа над сценарием – процесс долгий, и в его разработке также часто участвуют дети. Ребята являются очень хорошими помощниками, инициаторами, помогают выстроить нужный сюжет, подсказывают детали. Такая совместная работа способствует развитию творческих задатков ребят.
2. «Застольный период»
На этом этапе происходит знакомство с готовым сценарием: чтение, обмен впечатлениями, анализ. Актеры делятся первыми впечатлениями о том, что поразило их воображение, что увлекло, а что оставило равнодушными.
В застольный период весь материал разбираем по событиям, читаем по ролям. Одни и те же фрагменты могут прочитать разные актёры, дети учатся друг у друга, дают советы, делают замечания. Постоянно приходится следить, чтобы эти замечания были высказаны в корректной форме и адекватно приняты товарищами.
Такое обсуждение совместной работы очень полезно для формирования культуры общения.
- Внесценическая жизнь роли (этюды–импровизации)
Цель – «вживание в роль». Репетиции обычно проводятся по эпизодам с актёрами в разных составах: индивидуально с каждым, в парах, групповые - в ансамбле с партнёрами. Юные актёры активно осваивают тексты.
В профессиональном театре существует такое понятие – «выгородка». На начальных этапах репетиций на сцене отсутствуют декорации, нужная мебель, лишь частично присутствует реквизит. Выгородка - условное обозначение той обстановки, в которой происходит действие пьесы. Она создаётся с помощью мебели и различных предметов. Стулья, скамейки, столы, ширмы, куски ткани заменяют внешнее оформление, условно обозначают, например, сад, комнату, лес и т.д.
На репетициях в выгородке актеры «обживают» сценический реквизит, осваивают пространство сцены, соединяют слово с необходимым по сюжету рядом физических действий.
Актёр ведь не просто произносит текст - он ходит по сцене, сидит, пьёт, ест, одевается и т. д. Он думает, радуется, печалится, негодует, мечтает. Поэтому очень важно найти и освоить для каждого действующего лица такие жесты, движения, действия, которые были бы органически связаны с текстом.
Совместно придумываем пластические этюды (изображаем походку, манеры персонажей), обсуждаем находки. Стараюсь следить, чтобы дети не копировали жесты, интонации других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Всякую находку, новое удачное решение отмечаю и поощряю, учу не бояться, а умело работать с реквизитом, обыгрывать декорацию.
Артикуляция, мимика, дыхание, голос, умение двигаться - это «рабочий инструмент» актера. Все эти необходимые умения и навыки развиваются с помощью актерского тренинга, что является следующим этапом работы.
Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух.
Чистоговорки, разминка языка, дыхательные упражнения, скороговорки позволяют развивать артикуляционный аппарат.
Подвижная мимика не менее важна, ведь для того, чтобы зритель сопереживал герою, он должен понимать, какие чувства и страсти владеют им в данную минуту. В этом участвуют и мимика, и поза, и движения. Конечно, показ чувств только с помощью мимики сопереживания не вызовет - она должна быть подкреплена реальными чувствами, которые в данный момент испытывает актер в образе героя. Этому способствуют мимические упражнения, пантомимика. Правильно выбранное действие мимики помогает верно произнести реплику.
Актёр также должен обладать прекрасным воображением, поэтому упражнения на развитие воображения непременно присутствуют на занятиях с юными актёрами.
5. Репетиции и отработка
Как правило, во время репетиций приходится останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, отдельные фрагменты проигрывать заново. Участие в репетициях дисциплинирует ребят.
Проведение репетиций – очень трудоёмкий процесс для всех участников, но в тоже время интересный и запоминающийся.
После каждой репетиции провожу обсуждение, коллективно пытаемся проанализировать игру актёров, понять причины ошибок, неудач. Всегда стараюсь подбодрить детей, похвалить их, чтобы они не теряли веру в успех дела, в свои силы.
И наконец, презентация своей работы – выступление.
За долгие годы работы было подготовлено множество творческих проектов.
Школьный театр – это не только уникальная для села форма организации досуга детей, но и своеобразная педагогическая технология, важный инструмент воспитательного воздействия на ребёнка.
Школьный театр даёт мощный импульс развитию творческих способностей детей, и они несут дальше по жизни это творческое начало своей личности.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что деятельность театрального клуба «Сатура» является тем инструментом, который способствует разностороннему развитию личности ребенка в нашей школе и вне всяких сомнений формирует творческие индивидуальные способности каждого воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный театр как средство активизации творческой активности младшего школьника.
В материале говорится о влиянии театральной деятельности на развитие и воспитание младшего школьника. Согласно новым требованиям ФГОС необходимо формировать духовно-нравственную и творческую личность....
Театр как средство развития творческих способностей младшего школьника
Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в развитии, учебе те дети, у которых развиты коммуникативные качества. А сейчас это особенно актуально, когда в образовательном процессе становит...
Дидактические игры на уроках в начальной школе VIII вида как средство развития личности школьников
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возмо...
Курсовая работа на тему: " Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"
Курсовая работа на тему: " Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"
Научно-исследовательская статья на тему:"Школьный праздник как средство развития творческих способностей у младших школьников"...
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Театр - это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...