Театр как средство развития творческих способностей младшего школьника
проект (2 класс) на тему

Дондокова Хандама Дашинимаевна

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в развитии, учебе те дети, у которых развиты коммуникативные качества. А сейчас это особенно актуально, когда в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Паспорт проекта
Название проекта
«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста»
Руководитель: Дондокова Х.Д.
Тип проекта
Творческий
Цели проекта:
•      Создание условий, способствующих развитию  творческих способностей.  
•     Определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.  
Задачи проекта 
 1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу        по данной теме. 
. Изучить театрализованную деятельность детей младшего школьного возраста и условия её возникновения и организации.
.Разработать программу театрализованной деятельности для развития творческих способностей.
.Создать банк творческих работ учащихся.
Вопросы проекта
1.      Особенности развития творчества и творческих способностей детей 
2.      Условия успешного развития творческих способностей 
          младшего школьного возраста средствами театрализованной деятельности
1.      Роль  учителя в организации театрализованной деятельности младшего      школьника  
2.     Создание программы  
3.     Постановка спектакля  
Оборудование
Рисунки, аудиозаписи, изготовление  декораций, костюмов
Аннотация 
Идеей создания данного проекта послужило то, что стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Предполагаемый продукт 
Театрализованное представление
Механизм реализации проекта
Этапы    Содержание    Сроки    Примечание
Подготовительный    1.Анализ психологической, методической и исторической литературы по данной теме. 
.Введение в тему, создание эмоционального настроя.
.Разработка программы по развитию творческих способностей.
.Изучение плана действий по реализации программы    Февраль,2010
Март, 2010
Март, 2010
Апрель,2010    
Основной    1.Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о театральных профессиях,  о видах театрального искусства.
.Организация творческой деятельности в условиях ОУ, реализация своего творческого потенциала. 
.Участие в театральных фестивалях.    Май, 2010
Сентябрь,2010-февраль,2011
Март,2011    
Заключительный    1.Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности
. Приобретение  необходимого культурного опыта в естественных условиях образовательной среды.
.Банк данных творческих работ учащихся.    Апрель,2011
В повседневной жизни
Апрель,2011    
План действий
.Творческое развитие личности школьника через:  
•      системное и личностно-значимое приобщение к театральному искусству; 
•      последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным  опытом учащегося, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.  
          4. Создание творческого коллектива из числа учащихся и учителей  энтузиастов.
•      Постановка цели работы  
•     Составление плана реализации цели  
•     Театрализованная деятельность в условиях ОУ  
•     Участие в театральных фестивалях  
Ожидаемые результаты
•      создание системной работы по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность;  
•     развитие:  
- способности детей к преобразованиям, к сотрудничеству, к своему видению предмета;
 - стремления к творчеству;
- увлеченность процессом творческой деятельности; 
-увеличение численности детей, вовлеченных в творческую деятельность; 
-системная работа театрального кружка. 
Актуальность проекта
     Десятый год работаю по дидактической системе Л.В.Занкова. 
     Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей в системе Л.В. Занкова является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. 
      Практика показывает: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. И я считаю, что деятельность по развитию творческих способностей нужно организовать системно.
Гипотеза 
Если в работе с детьми и с детьми младшего школьного возраста  использовать театрализованную деятельность, то при формировании творческих способностей создадутся условия для воспитания целостной творческой личности. 
Объект исследования
Учебно - воспитательный процесс в сельской школе
Предмет исследования проекта
    Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. 
Цели проекта
•      Создание условий, способствующих формированию  творческих способностей.  
•     Определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.  
Задачи проекта
1.      Проанализировать психологическую, методическую и историческую    
литературу по данной теме. 
   2.  Изучить творческие способности  детей младшего школьного возраста для театрализованной деятельности  в процессе кружковой работы.
     3.    Разработать и внедрить программу театрализованной деятельности для развития творческих способностей.
1.      Создать банк творческих работ учащихся.  
Практическая значимость проекта
утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми учащимися ОУ.
Механизмы выполнения  проекта базируется на:
рефлексии учителя и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действие, организованном по специально созданной  модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Развитие на подготовительном этапе проходит через накопление эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
На основном этапе идет применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно-значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
На заключительном этапе происходит индивидуализация, гармонизация творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
Название курса основано на принятии:
- принципа гуманизма;
-принципа индивидуального, личностно ориентированного подхода к воспитанию и образованию дошкольника;
- принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
-- введение в тему, создание эмоционального настроения;
-- театрализованная деятельность (в разных формах), где учитель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
-- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития школьника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи программы:
•     Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии. 
Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
•    Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников. 
•    Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства. 
•    Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры. 
•    Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми. 
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.
Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества,  события педагога и ребенка и позволяет школьнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды. Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе творец-исполнитель - зритель развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность школьника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей младшего школьника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка младшего школьного возраста в театральной деятельности ОУ, предлагаемая к реализации в форме кружковой работы занятия  по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
•      -- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;  
•     -- создание атмосферы творчества;  
•     -- социально-эмоциональное развитие детей.  
•     Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. 
В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в младшем школьном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам.
На мой взгляд, необходимо совершенствовать театрально воспитание младших школьников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

статья «Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития творческих способностей младших школьников»

«Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное  время как средство развития творческих способностей  младших школьников»Ольга Александровна Климова,учитель начальных классовМБОУ «...

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...