РП "Школа добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Школа добра» разработана в соответствии с действующей в сфере образования с нормативно – правовой базой:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576);
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 2 г. Сычевки;
Программа по внеурочной деятельности представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Программа реализуется в форме общественно-полезной практики.
Одной из задач реализации требований ФГОС НОО является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-полезной жизни.
Актуальность. Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добра» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
- Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
- Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
- Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
- Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
5.Воспитание у учащихся активной жизненной и гражданской позиции, патриотизма, нравственных качеств(милосердия, добра)
Место курса
Программа «Школа добра» рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов за год: 68 часов.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Школа добра»
Предметные:
Выпускник научится:
- познакомится с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами,
- определенным социальным нормам, ролям и функциям,
- получит знания, умения и навыки, необходимые для их успешной реализации,
- приемам самоконтроля и самовоспитания.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении
- совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.
Личностные результаты освоения курса является:
У выпускника будут сформированы :
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Выпускник научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
Выпускник получит возможность научиться:
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Выпускник научится:
- приобретение социальных знаний,
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
Выпускник получит возможность научиться:
- регулировать собственную деятельность;
- освоить правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобрести навыкы культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование слышать себя и других;
- приобретение опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Коммуникативные
Выпускник научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
3. Содержание программы
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ СШ №2г. Сычевки и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.
Содержание программы включает 4 раздела: «Забота о ветеранах, пожилых людях», «Акции и мероприятия», «Забота о братьях наших меньших», «Общественно-полезная деятельность в классе» .
«Школа добра» включает в себя различные виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность. Добрые дела для добрых детей. Оформление выставки «Наша копилка добрых дел».
Познавательная деятельность. «Что значит быть бережливым». Оформление выставки «Правила дорожного движения».
Проблемно-ценностное общение. Создание плакатов «Не жгите опавшей листвы». Подготовка поздравления ко дню Учителя. Акция «Мы уважаем старших».
Досугово-развлекательная деятельность. «Мой подарок для папы». «Мой подарок для мамы». Проект «Домашние заботы».
Художественное творчество. «Книжкина больница». Работа в мастерской Деда Мороза.
Трудовая деятельность. Акция «Покормите птиц зимою». Доброе дело для моего класса. Доброе дело для моей школы.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Изготовление плакатов «Здоровым быть здорово».
Патриотическая деятельность. Изготовление поздравительных открыток ко дню Победы. В рамках программы «Школа добра» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
- беседы;
- встречи с людьми различных профессий;
- просмотр и обсуждение видеоматериала;
- экскурсии, поездки;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- викторины;
- творческие проекты, презентации;
- мастерские подарков;
- аукционы добрых дел;
- трудовые десанты;
- общественно полезные практики;
- социально-значимые акции,
- социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач
4. Тематическое планирование
№ зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Мой вклад в работу класса. | 2 |
3-5 | Акция «Мы уважаем старших! » Поздравительные открытки ко дню пожилого человека. | 3 |
6-8 | Поздравим всех учителей! Поздравительная открытка своими руками. | 3 |
9 | Мой вклад в экологию города. Не жгите опавшей листвы. | 1 |
10-13 | Акция «Сохраним дерево от вырубки!». Сбор макулатуры. | 4 |
14-19 | Сбор семян однолетников на школьных клумбах | 6 |
20-21 | Трудовой десант. Уборка школьных клумб. | 2 |
22-24 | Проект «Наши руки не знают скуки». Готовим подарок своей маме | 3 |
25-28 | 5 декабря – День Волонтёра. Кто такие волонтёры? | 4 |
29-33 | Книжкина больница». Содержи в порядке книжки и тетрадки! | 5 |
34-35 | Уход за комнатными растениями. | 2 |
36-39 | Операция «Чистокласс». Обществено-полезный труд. | 4 |
40-43 | Акция «Покормите птиц зимою» | 4 |
44-45 | Акция «Хлеб всему голова!» | 2 |
46-47 | Операция «Подарок малышам». | 2 |
48-50 | Мой подарок для папы | 3 |
51-54 | Мой подарок для мамы | 4 |
55-56 | Акция в рамках международного Дня леса «Будем беречь лес!» | 2 |
57-58 | Трудовой десант. Операция «Чистокласс» | 2 |
59-60 | День Земли. Природоохранная акция «Чистая планета» | 2 |
61-62 | Акция «Подарок ветерану» | 2 |
63-64 | «Акция «Белые журавлики» | 2 |
65-66 | «Сундучок добрых дел» Запись своих добрых дел. | 2 |
67 | Благоустройство школьного двора. | 1 |
68 | Оценим свои достижения. Копилка добрых дел. | 1 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
курса «Школа добра»
4 класс
на 2022-2023 учебный год
учитель: Кольцова О. В.
Иванова О. Л.
№ занятия | Тема занятия | Дата | Коррек тировка |
1-2 | Мой вклад в работу класса. Дежурство по классу. Обязанности дежурных | 5.09 6.09 | |
3-4 | Трудовой десант. Операция «Чистокласс». | 12.09 13.09 | |
5 -7 | Акция «Мы уважаем старших! » Поздравительные открытки ко Дню пожилого человека | 19.09 20.09 26.09 | |
8-10 | Поздравим всех учителей! Поздравительная открытка своими рукам. | 27.09 3.10 4.10 | |
11-16 | Сбор семян однолетников на школьных клумбах
| 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 25.10 | |
17-20 | Акция «Сохраним дерево от вырубки!». Сбор макулатуры. | 7.11 8.11 14.11 15.11 | |
21-23 | Проект «Наши руки не знают скуки». Готовим подарок своей маме | 21.11 22.11 28.11 | |
24-27 | Трудовой десант. Укрытие хризантем. 5 декабря – День Волонтёра. Кто такие волонтёры? | 29.11 5.12 6.12 12.12 | |
28-36 | Я волонтер. Подготовка к Новому году. Акция «Покормите птиц зимой» Акция «Кормушка для птиц» | 13.12 19.12 20.12 26.12 09.01 10.01 16.01 17.01 23.01 | |
37-40 | Книжкина больница». Содержи в порядке книжки и тетрадки! | 24.01 30.01 31.01 6.02 7.02 | |
41-42 |
Мой подарок для папы | 13.02 14.02 20.02 | |
43-46 | Мой подарок для мамы | 21.02 27.02 28.02 6.03 | |
47 | Акция «Покормите птиц ранней весной» | 7.03 13.03 | |
48-49 | Акция «Хлеб всему голова!» | 14.03 20.03 | |
50-51 | Операция «Подарок малышам». | 21.03 3.04 | |
52-53 | Уход за комнатными растениями. | 4.04 10.04 | |
54-55 | Операция «Чистокласс». Обществено-полезный труд. | 11.04 17.04 | |
56-57 | Акция в рамках международного Дня леса «Будем беречь лес!» | 18.04 24.04 | |
58-59 | Акция «Подарок ветерану» | 25.04 2.05 | |
60-61 | Трудовой десант. Операция «Чистокласс» | 15.05 16.05 | |
62-63 | День Земли. Природоохранная акция «Чистая планета» | 22.05. 23.05 | |
64-65 | «Акция «Белые журавлики» | 29.05 29.05 | |
66-68 | «Сундучок добрых дел» Запись своих добрых дел. Оценим свои достижения. Копилка добрых дел. Проект. | 30.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...