РП "Школа добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dobra.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Пояснительная записка

     Рабочая программа  по внеурочной деятельности    « Школа добра» разработана в соответствии с действующей в сфере образования  с нормативно – правовой базой:

-  Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576);

- основной образовательной программы  начального общего образования МБОУ СШ  № 2 г. Сычевки;

Программа по внеурочной деятельности  представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Программа реализуется в форме общественно-полезной практики.

 Одной из задач реализации требований ФГОС НОО является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-полезной жизни.

   Актуальность. Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон  общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добра» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, города, ближайшего социума.  

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  1. Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
  2. Обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.
  3. Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

      5.Воспитание у учащихся активной жизненной и гражданской позиции, патриотизма, нравственных качеств(милосердия, добра)

Место курса

Программа «Школа добра» рассчитана на 2 часа в неделю. Количество часов за год: 68 часов.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

«Школа добра»

Предметные:  

Выпускник  научится:

-  познакомится с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами,

- определенным социальным нормам, ролям и функциям,

- получит знания, умения и навыки, необходимые для их успешной реализации,

- приемам самоконтроля и самовоспитания.

Выпускник получит возможность научиться:

- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении

- совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.

 Личностные результаты освоения курса является:

У выпускника будут сформированы :

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Выпускник  научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя  критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

Выпускник получит возможность научиться:

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Выпускник научится:

         - приобретение  социальных знаний,

  -понимание социальной реальности и повседневной жизни;

  -приобретение навыков групповой работы;

 - получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

 -поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;

Выпускник получит возможность научиться:

  •  регулировать собственную деятельность;
  • освоить правила и нормы  социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  • приобрести навыкы культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  •  совершенствование  слышать себя  и других;
  • приобретение опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

 Коммуникативные

Выпускник  научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

 

                                           

                                        3. Содержание программы

Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ СШ №2г. Сычевки и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов  учеников.  

В связи с этим календарно-тематическое планирование носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса.

Содержание программы включает 4 раздела:  «Забота о ветеранах, пожилых людях», «Акции и мероприятия», «Забота о братьях наших меньших», «Общественно-полезная деятельность в классе» .

«Школа добра» включает в себя различные виды внеурочной деятельности:

Игровая деятельность. Добрые дела для добрых детей. Оформление выставки «Наша копилка добрых дел».

Познавательная деятельность. «Что значит быть бережливым». Оформление выставки «Правила дорожного движения».

Проблемно-ценностное общение. Создание плакатов «Не жгите опавшей листвы». Подготовка поздравления ко дню Учителя. Акция «Мы уважаем старших».

Досугово-развлекательная деятельность.   «Мой подарок для папы». «Мой подарок для мамы». Проект «Домашние заботы».

Художественное творчество. «Книжкина больница». Работа в мастерской Деда Мороза.

Трудовая деятельность. Акция «Покормите птиц зимою». Доброе дело для моего класса. Доброе дело для моей школы.

Спортивно-оздоровительная деятельность.  Изготовление плакатов «Здоровым быть здорово».

Патриотическая деятельность. Изготовление поздравительных открыток ко дню Победы. В рамках программы «Школа добра» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности:

  • беседы;
  • встречи с  людьми различных профессий;
  • просмотр и обсуждение видеоматериала;  
  • экскурсии, поездки;
  • конкурсы;
  • выставки детских работ;
  • коллективные творческие дела;
  • праздники;
  • викторины;
  • творческие проекты, презентации;
  • мастерские подарков;
  • аукционы добрых дел;
  • трудовые десанты;
  • общественно полезные практики;
  • социально-значимые акции,
  • социальные проекты  и т.п.

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.  

   Результаты  внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность работы;

• осмысленность действий;

       • разнообразие освоенных задач

                         

                   4. Тематическое планирование

№ зан-ия

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Мой вклад в работу класса.

2

3-5

Акция «Мы уважаем старших! »

Поздравительные открытки ко дню пожилого человека.

3

6-8

Поздравим всех учителей! Поздравительная открытка своими руками.

3

9

Мой вклад в экологию города. Не жгите опавшей листвы.

1

10-13

Акция «Сохраним дерево от вырубки!».

Сбор макулатуры.

4

14-19

Сбор семян однолетников на школьных клумбах

6

20-21

Трудовой десант. Уборка школьных клумб.

2

22-24

Проект «Наши руки не знают скуки».

Готовим подарок  своей маме

3

25-28

5 декабря – День Волонтёра. Кто такие волонтёры?

4

29-33

Книжкина больница». Содержи в порядке книжки и тетрадки!

5

34-35

Уход за комнатными растениями.

2

36-39

Операция «Чистокласс». Обществено-полезный труд.

4

40-43

Акция «Покормите птиц зимою»

4

44-45

Акция «Хлеб всему голова!»

2

46-47

Операция «Подарок малышам».

2

48-50

Мой подарок для папы

3

51-54

Мой подарок для мамы

4

55-56

Акция в рамках международного Дня леса

«Будем беречь лес!»

2

57-58

Трудовой десант. Операция  «Чистокласс»

2

59-60

День Земли. Природоохранная акция  «Чистая планета»

2

61-62

Акция «Подарок ветерану»

2

63-64

«Акция «Белые журавлики»

2

65-66

«Сундучок добрых дел» Запись своих добрых дел.

2

67

Благоустройство школьного двора.

1

68

Оценим свои достижения. Копилка добрых дел.

1

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

курса  «Школа добра»

4 класс

на 2022-2023 учебный год

                                                                                  учитель: Кольцова О. В.

        Иванова О. Л.

№ занятия

Тема занятия

Дата

Коррек

тировка

1-2

Мой вклад в работу класса. Дежурство по классу. Обязанности дежурных

5.09

6.09

3-4

 Трудовой десант. Операция  «Чистокласс».

12.09

13.09

5 -7

 Акция «Мы уважаем старших! »

Поздравительные открытки ко Дню пожилого человека

19.09

20.09

26.09

8-10

 Поздравим всех учителей! Поздравительная открытка своими рукам.

27.09

3.10

4.10

11-16

Сбор семян однолетников на школьных клумбах

 

10.10

11.10

17.10

18.10

24.10

25.10

17-20

 Акция «Сохраним дерево от вырубки!».

Сбор макулатуры.

7.11

8.11

14.11

15.11

21-23

Проект «Наши руки не знают скуки».

Готовим подарок  своей маме

21.11

22.11

28.11

24-27

Трудовой десант.

Укрытие  хризантем.

5 декабря – День Волонтёра.

 Кто такие волонтёры?

29.11

5.12

6.12

12.12

28-36

Я волонтер. Подготовка к Новому году.

Акция «Покормите птиц  зимой»

Акция «Кормушка для птиц»

13.12

19.12

20.12

26.12

09.01

10.01

16.01

17.01

23.01

37-40

Книжкина больница». Содержи в порядке книжки и тетрадки!

24.01

30.01

31.01

6.02

7.02

41-42

 

Мой подарок для папы

 13.02

14.02

20.02

43-46

 Мой подарок для мамы

21.02 27.02

28.02

6.03

47

Акция «Покормите птиц  ранней весной»

7.03

13.03

48-49

Акция «Хлеб всему голова!»

14.03

20.03

50-51

Операция «Подарок малышам».

21.03

3.04

52-53

Уход за комнатными растениями.

4.04

10.04

54-55

Операция «Чистокласс». Обществено-полезный

труд.

11.04

17.04

56-57

Акция в рамках международного Дня леса

«Будем беречь лес!»

18.04

24.04

58-59

Акция «Подарок ветерану»

25.04

2.05

60-61

Трудовой десант. Операция  «Чистокласс»

15.05

16.05

62-63

День Земли. Природоохранная акция  «Чистая планета»

22.05.

23.05

64-65

«Акция «Белые журавлики»

29.05

29.05

66-68

«Сундучок добрых дел» Запись своих добрых дел.

Оценим свои достижения. Копилка добрых дел. Проект.

30.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...