Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.
статья

Мамсирова Инга Нашировна

Советы родителям, воспитывающим детей-аутистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebenka_s_autizmom.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка с аутизмом. Первая помощь родителям.

Учитель начальных классов Мамсирова И.Н.

Что заставляет уходить в бессмертье

Мельчайшие частички бытия?

Их разделяют звезды и столетья,

И вместе с ними исчезаю я.

Но исчезая, во Вселенской книге

Я оставляю четкие черты.

И в каждом атоме, и в каждом миге

Меж мной и Вечностью наведены мосты.

(автор стихов Соня Шаталова).

         Эти стихи написаны Соней Шаталовой. Соня — аутист. Она закончила общеобразовательную школу. В настоящее время такие не совсем обычные дети должны учить ся либо в коррекционных школах, либо в обычных школах в специально организованных классах. Такие школы называют инклюзивными. В регионах инклюзия развита очень слабо. Там практически нет этих особых школ.

         В какой садик можно отдать своего ребенка? Как учить особенных детей в обычной школе, что с них спрашивать, и какая образовательная среда им нужна? Могут ли родители помочь учителю? Эти и другие вопросы встают перед родителями, когда они узнают диагноз своего малыша. Именно поэтому на помощь родителям и педагогам может прийти программа

«Птичка-невеличка», которая была разработана  на базе системно-векторной

психологии Юрия Бурлана.

         Когда вы узнаете, что у вашего ребенка задержка в развитии или любое другое нарушение развития, которое может быть — а может и не быть — точно установлено, это для вас не просто информация, это удар «ниже пояса».

        Вот что пишет одна мама о том, как она узнала о нарушении развития своего ребенка: «Меня это новость застала врасплох, я вспоминаю те дни не иначе, как дни, когда разбилось мое сердце. Кто-то сравнил бы эти дни с ощущением черного мешка, надетого на голову, который мешает видеть, слышать и думать».

       Многие родители описывают свои ощущения как «удар ножом в сердце». Насколько полно описанные выше ощущения описывают те эмоции, которые переполняют сердца и мысли родителей, когда они узнают «плохие» новости о своем ребенке?

Как же родители реагируют на негативные вести о своем ребенке?

Типичные реакции:

         Непринятие: «Почему именно со мной»? Непринятие и злость, которая может быть направлена на медицинских работников. Эта злость разрушает отношения в семье, т.к. она влияет на взаимоотношения между супругами, с ближайшими родственниками.

         Страх — это другая реакция, которая приходит на смену злости. Вы испытываете страх за будущее Вашего ребенка. Вам страшно, Вы боитесь не справиться с навалившейся на Вас ситуацией. Каким будет ребенок в пять, десять, в восемнадцать? Сможет ли он закончить школу, институт? Сможет ли он любить, смеяться, завести семью? есть и еще один страх — страх того, что ребенок будет отвергнут его сверстниками. Страх того, что с возможным рождением новых детей либо он, либо Вы не справитесь с этой ситуацией.      Затем приходит чувство вины. Вины за то, что что-то сделали не так.

А еще и чувство бессилия, невозможности изменить и принять ситуацию.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Конечно, возникают мысли о том, как будут матери других детей обсуждать моего ребенка, его непохожесть, его особенность? Это разрушающее чувство вместе с представлениями об идеальном послушном, отзывчивом, веселом ребенке, которые были до того, может привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Отрицание и непринятие сложившейся ситуации очень часто сопровождает семью, в которой растет ребенок с нарушениями развития.

        Поэтому очень важно понимать, что те чувства, которые испытывают родители в сложившейся ситуации это разрушительные для Вас и Вашей семьи чувства, что Вы не одни и можете предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

        Ищите помощи других заинтересованных людей и других родителей

Вы можете (и это будет правильным решением) найти других родителей ребенка с похожими нарушениями и попросите их помочь. Существует много организаций и групп родителей, которые помогают другим родителям.

         Не бойтесь, обсуждайте с вашим супругом, семьей и другими значимыми для вас людьми. Говорите с Вашими другими детьми о возникшей ситуации.

         И… сейчас не думайте о том, что будет в будущем. Мысли и тревога о будущем только истощит Вас. Вам есть о чем подумать. Живите каждый день, шаг за шагом, день ото дня.

        Станьте компетентными родителями. Прочтите книги, выучите терминологию, ищите информацию в интернете. И не позволяйте себя запугать. Никто не знает Вашего ребенка лучше, чем Вы. И никто не сможет дать Вашему ребенку больше, чем Вы. Помните, что это Ваш ребенок! И это самое главное!

Тематический план родительского всеобуча

и Памятка для родителей

            Для индивидуальной программы можно использовать игры и упражнения, которые приводятся  ниже или аналогичные им.

          Как же установить контакт с аутичным ребенком?

 «Устанавливаем зрительный контакт»

Ход игры: сядьте напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (жестом), поднеся съедобный или другой желаемый предмет на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течении 1 секунды —сразу же отдайте предмет ребенку. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. Добивайтесь взгляда ребенка в повседневных ситуациях во время совместных действий.

«Выполнение простых команд, подкрепленных жестом»

Ход игры: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Скажите «…» и одновременно демонстрируйте движение. Помогайте ребенку повторять за вами движение. Поначалу может понадобиться помощь другого взрослого, который стоит ЗА ребенком сзади и физически помогает ему выполнить упражнение. Затем постепенно физическую помощь 2го взрослого надо уби-

рать. Останется только Ваш показ. Уменьшайте подсказки показом собственно действия, со временем можно перейти на подсказки-жесты. В конце ребенок должен выполнять сам словесную инструкцию. Важно не только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое выполнение инструкции.

«Различаем части тела»

Ход игры: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания и скажите инструкцию: «Покажи…» Важно не только ПОНИМАНИЕ, но и фактическое выполнение инструкции. «Различаем части тела» Рекомендуется начинать отрабатывать этот навык также в работе с двумя взрослыми: один напротив

ребенка ПОКАЗЫВАЕТ свой нос, глаза, и т.д., другой взрослый сзади ребенка помогает ему и его рукой указывает на нос ребенка, его глаза, то есть ДЕЙСТВУЕТ руками ребенка. Затем постепенно физическую помощь второго взрослого надо убирать.

«Узнает предметы»

Ход занятия: расположите на столе предметы (2—3). Назовите эти предметы поднимая их по одному и говоря: «Это-…». Затем попросите ребенка дать вам нужный предмет. Помогите ему подать вам предмет. Перечень предметов можно расширить, если вы убедились, что приведенные ниже предметы ребенку хорошо известны и он их выбирает без труда. Только после того, как этот навык закрепится, начинайте усложнять инструкцию: «Покажи где…». Если возникнут затруднения с этим упражнением — тоже можно попробовать с 2мя взрослыми сделать так: приготовить 2—3 пары

идентичных предметов (например, 2 одинаковые столовые ложки и 2 одинаковых маленьких мячика). У каждого взрослого по набору предметов. 1 взрослый показывает свой мяч и говорит: «Вот мяч. Возьми мяч». Другой взрослый руками ребенка выбирает из своего набора мяч и тоже поднимает вверх. То есть, по началу можете оказывать максимально моторную

помощь, но постепенно ребенок должен переходить на действие только по показу, а потом — только по инструкции.

«Имитация основных движений»

Ход занятия: сидя напротив ребенка, добейтесь его внимания. Скажите: «Сделай так!» и одновременно демонстрируйте движение. Помогайте ребенку на первых этапах, постепенно уменьшая свою помощь. По мере освоения, этот перечень может быть расширен.

«Имитация звуков»

Со звуковой имитацией у особых деток как правило самая большая проблема. Если ребенок не подражает звукам вообще — попробуйте начать наоборот, подражать вашему ребенку сами. Какой бы звук он не произносил — повторяйте за ним, и наблюдайте — в конце концов ему станет любопытно и он посмотрит на Вас. Через время Вы заметите, что ребенок произносит звуки — и ждет вашей реакции (как вы ответите). Это уже пол-дела. Только когда это станет веселой игрой, в которой ребенок получает удовольствие — тогда можете произносить звук сами — и ждать отклика

Ребенка.

Еще больше игр для работы с детьми, имеющими аутизм,  Вы можете найти в в пособии  Анны Виневской  «Развитие ребенка с аутизмом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?

Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы  для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...

Методические рекомендации. Готовим ребенка к школе: в помощь родителям.

Данный материал может быть полезен для родителей, дети которых готовятся идти в школу....

Диагностика уровня развития ребенка, поступающего в первый класс.

Диагностика уровня развития ребенка, поступающего в первый класс....

Советы родителям ребенка с аутизмом.

Что нужно делать и как себя вести с ребенком....

Аутизм - что это за болезнь? Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Аутизм - что это за болезнь?Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют...

Аутизм. В помощь родителям

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой одно из наиболее сложных нарушений развития, требующих системного подхода к психологическо-педагогической коррекции. Эффективность коррекци...