Аутизм. В помощь родителям
методическая разработка

Яковлева Ирина Александровна

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой одно из наиболее сложных нарушений развития, требующих системного подхода к психологическо-педагогической коррекции. Эффективность коррекционной помощи зависит в значительной степени от раннего начала вовлечения родителей в регулярную специальную работу. Полноценная помощь ребенку невозможна без поддержки и направленного обучения его близких, которые могут длительно находиться в напряжении, растерянном, депрессивном состоянии, эмоциональном истощении, тревожном ожидании будущего, недостаточно понимать актуальные трудности своего ребенка для того, чтобы оценивать его реальные возможности и потенциал развития, правильно реагировать на возникающие поведенческие проблемы и использовать появляющиеся достижения в психическом развитии. На всех этапах воспитания ребенка с РАС родители переживают определенные проблемы, связанные как с взрослением ребенка и изменением его состояния и возможностей, так и с возрастанием необходимости решения задач его социальной адаптации. Сопровождение семьи, безусловно, необходимо на всем пути организации коррекционной помощи в процессе развития ребенка, однако на его начальных этапах оно приобретает особую значимость. Данная разработка поможет родителям и педагогам разобраться в  особенностях детей с РАС. В ней отражена информация, какие формы помощи подобным семьям существуют в нашей стране с конкретными ссылками на сайты - где и какую помощь родители могут получить (информационную, организационную, медицинскую, психологическую, педагогическую).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm._pomoshch_roditelyam.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АУТИЗМ Выполнила: Яковлева Ирина Александровна учитель класса ОВЗ ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Актуальность Проблема аутизма в детстве по-прежнему привлекает к себе внимание. Это объясняется как высокой частотой развития данного расстройства, так и определенными трудностями своевременной диагностики и отсутствием детально разработанной системы специализированной помощи. Группа больных с аутизмом нуждается в своевременно предоставленной социально-восстановительной реабилитации , обучении, в создании для них разных видов помощи в системах здравоохранения и социального обеспечения. Особенное актуальное значение для коррекции и психологического сопровождения таких детей имеет специфика помощи семье.

Слайд 3

Аналитическая справка По данным Минздрав России в нашей стране 0,1 % детского населения страдают аутизмом. Ежегодные статистические наблюдения проводимые ФГБНУ " Научный центр психического здоровья" под руководством Н.В . Симашковой показывают, что число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте до 18 лет, существенно выросло: в 2018 г. под наблюдением находилось 15998 детей, в 2019 г. – 22953, в 2020 г . – 23093, в 2021 г . – 32899 . Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2020 годом ( 23093 человека ) на 42%, что составило почти 10000 человек (рисунок 1).

Слайд 4

Понятие Аутизм – пожизненное нейробиологическое состояние, в настоящее время классифицирующееся как расстройство развития. Детский аутизм – искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии, прежде всего, эмоциональной и интеллектуальной сфер психики.

Слайд 5

Симптомы Симптоматика нарушений при раннем детском аутизме отличается большим полиморфизмом. Отечественная дефектологическая школа ( B. B. Лебединский, К. С. Лебединская, C. A. Морозов, О. С. Никольская) рассматривает в качестве основного симптома у детей этой группы особую дефицитарность эмоционально-волевой и коммуникативно- потребностной сфер, а именно: сенсоаффективную гиперстезию и слабость энергетического потенциала , проявляющиеся в отсутствии или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром .

Слайд 6

Особенности в развитии коммуникативно- потребностной сферы Особенности проявляются: в нарушениях акта коммуникации; в особенностях его речи ( мутизме , речевых штампах, эхолалиях , аутодиалогах ); в факторах, сопровождающих речевое высказывание ( несформированности мимики и жеста). Недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы сопровождается несформированностью мотивации к общению. В следствии – недостаточность навыков социально-бытовой ориентации.

Слайд 7

Особенности в развитии интеллектуальной сферы Своеобразие сенсорной сферы (сложности с обработкой сенсорной информации) и недостаточность развития предметной деятельности (трудности формирования предметных действий и бытовых навыков) предопределяют особенности интеллектуального развития аутичных детей. Большая группа детей имеет интеллектуальные расстройства , часть из них – выраженные. У некоторых детей развивается парциальная одаренность в какой-либо из областей знаний.

Слайд 8

Особенности в развитии личностной сферы Уклонения от глазного контакта, нежелание (вплоть до полного избегания) вступать в речевой контакт. Особое негативное влияние на формирование личностной зрелости аутичного ребенка оказывает нарушение понимания себя как «системы Я», отражающееся в нарушении идентификации себя с речевым знаком – местоимением первого лица

Слайд 9

Трудности, с которыми сталкивается ребенок слишком высокий или слишком низкий темп происходящего (ребёнок не успевает выполнять задания вместе со всеми или не умеет подождать других); пугающие и раздражающие сенсорные впечатления (ребёнок не выносит того, что его руки испачканы в краске, и не может продуктивно работать на уроке; или он боится, что кто-то из детей прикоснется к нему, и поэтому целый день не встанет со своего места ); огромное количество впечатлений, большую часть которых нужно проигнорировать (проблему игнорирования "лишних" стимулов обычно недооценивают; между тем зачастую именно обилие посторонних впечатлений мешает ребёнку сконцентрироваться на задании)..

Слайд 10

Трудности , которые возникают у родителей, воспитывающих аутичного ребенка Отсутствие возможности помещения ребенка в специально созданное для таких детей образовательное учреждение. Неразработанность нормативно-правовой базы, обеспечивающей обучение детей этой категории в специальных условиях, является причиной отсутствия такого вида учреждений в нашей стране. В настоящее время большинство аутичных детей обучаются как в массовых, так и в различных специальных коррекционных образовательных учреждениях, преимущественно VIII вида. Часть детей получают специализированную помощь в различных реабилитационных и психолого-медико-педагогических центрах, в основном сосредоточенных в столице или крупных городах. Семьи, живущие на периферии, лишены и этой помощи.

Слайд 11

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Отражают информацию, какие формы помощи подобным семьям существуют в нашей стране с конкретными ссылками на сайты - где и какую помощь родители могут получить (информационную, организационную, медицинскую, психологическую, педагогическую).

Слайд 12

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Информационная помощь: autism.ru - Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое autismschool.by - Аутизм : просто понять. Проект Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители autweb.ru Мы рядом! - РАС. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров. autism.forum2x2.ru - Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения autismchicago.all-forum.net - Русскоязычный сайт о проблемах аутизма autistic-society.narod.ru - Общество помощи аутичным детям autist-ru.narod.ru - Сайт для родителей детей с детским аутизмом , раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей ru-autism.livejournal.com - Центр проблем аутизма https:// vk.com/autchild Общество помощи аутичным детям " Ангел«. Организация создана по инициативе родителей аутичных детей с целью становления системы помощи (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в г. Архангельске и Архангельской области

Слайд 13

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Организационная помощь: autism.ru - Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое autismschool.by - Аутизм : просто понять. Проект Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители autweb.ru Мы рядом! - РАС. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров. autism.forum2x2.ru - Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения autismchicago.all-forum.net - Русскоязычный сайт о проблемах аутизма autistic-society.narod.ru - Общество помощи аутичным детям autist-ru.narod.ru - Сайт для родителей детей с детским аутизмом , раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей ru-autism.livejournal.com - Центр проблем аутизма https:// vk.com/autchild Общество помощи аутичным детям " Ангел«. Организация создана по инициативе родителей аутичных детей с целью становления системы помощи (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в г. Архангельске и Архангельской области

Слайд 14

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Медицинская помощь: autism.ru - Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое autismschool.by - Аутизм : просто понять. Проект Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители autweb.ru Мы рядом! - РАС. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров. autism.forum2x2.ru - Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения autismchicago.all-forum.net - Русскоязычный сайт о проблемах аутизма autistic-society.narod.ru - Общество помощи аутичным детям autist-ru.narod.ru - Сайт для родителей детей с детским аутизмом , раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей ru-autism.livejournal.com - Центр проблем аутизма https:// vk.com/autchild Общество помощи аутичным детям " Ангел«. Организация создана по инициативе родителей аутичных детей с целью становления системы помощи (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в г. Архангельске и Архангельской области

Слайд 15

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Психологическая помощь: autism.ru - Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое autismschool.by - Аутизм : просто понять. Проект Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители autweb.ru Мы рядом! - РАС. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров. autism.forum2x2.ru - Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения autismchicago.all-forum.net - Русскоязычный сайт о проблемах аутизма autistic-society.narod.ru - Общество помощи аутичным детям autist-ru.narod.ru - Сайт для родителей детей с детским аутизмом , раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей ru-autism.livejournal.com - Центр проблем аутизма https:// vk.com/autchild Общество помощи аутичным детям " Ангел«. Организация создана по инициативе родителей аутичных детей с целью становления системы помощи (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в г. Архангельске и Архангельской области

Слайд 16

Формы помощи семьям, воспитывающим аутичного ребенка Педагогическая помощь: autism.ru - Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма – описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое autismschool.by - Аутизм : просто понять. Проект Международной благотворительной общественной организации Дети. Аутизм. Родители autweb.ru Мы рядом! - РАС. Социальная сеть для общения родителей, специалистов, волонтеров. autism.forum2x2.ru - Форум создан для помощи родителям детей аутистов в получении информации о лечении и коррекции аутичного поведения autismchicago.all-forum.net - Русскоязычный сайт о проблемах аутизма autistic-society.narod.ru - Общество помощи аутичным детям autist-ru.narod.ru - Сайт для родителей детей с детским аутизмом , раскрывает основные теории причин и происхождения детского аутизма, описывает основные проблемы детей с аутизмом и возможные пути их решения, содержит правовой раздел, раздел литература и каталог статей ru-autism.livejournal.com - Центр проблем аутизма https:// vk.com/autchild Общество помощи аутичным детям " Ангел«. Организация создана по инициативе родителей аутичных детей с целью становления системы помощи (психолого-педагогической и медико-социальной помощи) детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) в г. Архангельске и Архангельской области

Слайд 18

Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: Сборник научных статей. – М.: Спутник +, 2017. – 106 с. Аутизм: наука и практика : по страницам журнала «Аутизм и нарушения развития» (2003-2014) / сост. Н.Г. Манелис . – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2014. – 192 с. Афонина М.А., Петрова Л.В., Осипова Е.А. Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Том 15. – № 4. – С. 61-68. Касаткина, В.Н. Детский аутизм: исследования и практика. – М.: Образование и здоровье, 2018. – 402 с. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И.Селиверстова . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Некоторые особенности ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Том 15. – № 2. – С. 19-31. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра/ под общ. ред. А.В. Хаустова. – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017 – 94 с. Симашкова , Н.В. Актуальные вопросы ранней диагностики Детей с аутизмом / Н.В. Симашкова // Официальный сайт ФГБНУ НЦПЗ Режим доступа: http://ncpz.ru . – свободный. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник / ред. В.М. Соколова. – Владимир: Транзит-ИКС, 2010. – 132 с. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачёва. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с. Список использованных источников

Слайд 19

Литература для родителей Волкмар Ф. и Вайзнер Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. В 3-х томах. В своей книге авторы рассматривают все основные вопросы, которые могут встать перед родителями ребенка с аутизмом, в том числе, что такое аутизм, что вызывает это расстройство, как ставится диагноз, какие службы и образовательные программы могут помочь, как строится работа с маленькими детьми с аутизмом, детьми школьного возраста, какой должна быть поддержка подростков и взрослых людей с аутизмом. Также рассматриваются практические проблемы, которые встают перед семьей ребенка с этим диагнозом: вопросы безопасности, проблемные виды поведения, сенсорные нарушения ребенка, проблемы сна и другие.

Слайд 20

Литература для родителей Роджерс С., Доусон Д., Висмара Л. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом. Денверская модель раннего вмешательства. Уникальная методика включает стратегии, которые трансформируют практически любые повседневные дела, процедуры и режимные моменты в эффективные техники игрового взаимодействия, общения и обучения ребенка с РАС. Данная книга рассказывает о том, как, используя стратегии Денверской модели раннего вмешательства, адаптированные специально для родителей особых детей, помочь своему ребенку справляться с имеющимися затруднениями и шаг за шагом переходить на новые ступени обучения, общения и овладения социальными навыками .

Слайд 21

Литература для родителей Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Делани Тара; переводчик: Дегтярева В. И., редактор: Сапожникова С. « Шпаргалка» для родителей детей с аутизмом, синдромом Аспергера и схожими особенностями развития, которая позволяет спланировать для ребенка занятие в форме игры как дома, так и на улице. Автор описывает 101 развивающую игру для детей разного возраста и с разным уровнем развития. Каждое описание игры включает цели, на которые направлено занятие, необходимые материалы и условия, а также четкое и конкретное описание игры.

Слайд 22

Литература для родителей Аутизм : карманный справочник для педиатров и родителей. Авторский коллектив выпустил брошюру с целью содействия повышению родительской компетенции. В ней предлагается полезная информация о формах и мерах социальной поддержки в адаптации, реабилитации и социализации ребенка- аутиста .

Слайд 23

Литература для родителей Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Книга для педагогов и родителей аутичных детей, которым необходимо обучить ребенка методам альтернативной коммуникации. Даны теоретические основы метода (АВА подход) и подробные практические рекомендации по организации учебного пространства, процесса и особенностям взаимодействия с ребенка .

Слайд 24

Литература для родителей КаганВ . Аутята . Родителям об аутизме. Книга построена как живой разговор об аутизме и помощи младшим детям в преодолении связанных с ним трудностей. Текст обращен к родителям - они основные помощники ребенка, помогающий мост между ним и миром, равноправные члены команды работающих с ребенком специалистов. Как пережить встречу с аутичностью ребенка и связанные с этим изменения в жизни? Как чувствовать и понимать происходящее с ребенком, чтобы это помогало жизни с ним и его развитию? Как строить помощь ребенку и быть его эффективным помощником? Как сохранять себя в этом долговременном и нелегком деле? Чего ждать от помощи? Как готовить ребенка к самостоятельной жизни? Книга адресована в первую очередь родителям аутичных детей дошкольного возраста ..

Слайд 25

Литература для родителей Грей, К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. Методика « Социальные Истории» Кэрол Грэй, цель которой - помочь развить социальные навыки детям и подросткам с РАС. Две части книги. включающие Руководство по созданию Социальных Историй и 185 примеров СИ, дают возможность читателям самостоятельно научиться писать Социальные Истории для детей с РАС начиная с раннего детства и до выпускных классов школы или использовать истории, созданные автором, при необходимости адаптируя их к потребностям и возможностям конкретного ребёнка

Слайд 26

Литература для родителей Нуриева Л.Г. Развитие речи у детей с РАС. Пособие посвящено вопросам развития речи у аутичных детей, в т.ч . таким сложным вопросам, как вызов речи, формирование пассивного словаря у детей с тяжелыми формами аутизма, коррекции звукопроизношения, грамматической структуре речи и пр. Прилагается комплект карточек для обучения детей способам альтернативной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь родителям будущих первоклассников.

Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...

В помощь родителям дошколят

Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...

В помощь родителям дошколят

Учебно-воспитательная деятельность в школе не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательн...

Помощь родителям .Родителям о скорости чтения.Как помочь своему ребенку?

Материал для родителей о том ,как помочь своему ребенку совершенствовать читательские навыки,несложные приемы  для развития правильного ,беглого,выразительного чтения."Залог успешности- ежедневны...

Статья на тему "Социализация детей с аутизмом с помощью индивидуального подхода и ролевых игр".

В данно статье я проанализировала способы успешной работы с детьми с аутизмом. Так же в статье описаны практические методы работы, в особенности метод "Ролевая игра". Это очень действенный способ соци...

Буклеты для родителей. В помощь родителю

В буклетах собраны различные советы и интересные методы для улучшения отношений со своим ребенком....

Памятка для родителей "Помощь родителей при выполнении школьником домашних заданий"

Домашние задания – это необходимая часть образовательного процесса, цель которых – закрепление знаний полученных в классе, создание предпосылок к изучению нового материала на уроке. Традиц...