Рыцарский турнир вежливости
классный час (3 класс)

Кудашова Наталья Александровна

«Рыцарский турнир вежливости» — это мероприятие, которое помогает прививать детям этические нормы культурного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Покровская СОШ» филиал МБОУ Степновская СОШ

«Рыцарский турнир

вежливости»

внеклассное мероприятие

для учащихся 3 класса

                           

Подготовила: учитель начальных  классов

Кудашова Н.А.

2022 г.

Цели: 1) расширять представления детей об истории рыцарских турниров,   обогащать словарный запас учащихся;

                 2) развивать речь, внимание, память, корректировать поведение;

                 3) помочь почувствовать прелесть человеческих отношений, определить свою позицию, поупражняться в нравственном выборе собственного поступка.

Участники: учащиеся и родители 3 класса.

Оформление:

  • Плакат с изображением средневекового рыцаря, на ленте у которого написано «Турнир вежливости»;
  • Плакаты:     а) девиз: «Долой и латы и забрало!

                                            Мы рыцари добра –

                                            И в этом наша слава!»;

     б) слова: джостра, багордо, гарольды;

           в) высказывания: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится  так дорого, как вежливость». (М. Сервантес); «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо);

          г) карта России, флажки, карандаши, чистые листы бумаги;

  • Музыкальное оформление: для музыкальной заставки подбирается спокойная медленная музыка.

Подготовительный этап:

  1. Дети с родителями готовят интересный и содержательный рассказ на тему «Как папа в армии служил», подбирают фотографию из армейского альбома для выставки.
  2. В классе вывешивается объявление для учащихся, содержащее информацию о времени проведения турнира. Подготавливаются бланки почётных грамот для участников турнира (см. Приложение).

Ход мероприятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1.Вступи-тельная часть.

2. Основ-ная часть.

3. Заклю-чительная часть.

- Добрый день, дорогие ребята! Мы рады видеть вас! Вы, наверно, знаете, что в феврале по всей стране  отмечается праздник – День защитника Отечества. В этот день мы поздравляем дедушек, пап, дядей, братьев, мальчиков-одноклассников. Это, как повелось, праздник мужской. Мужчина – защитник своей семьи, своей Родины. Многие из ваших отцов в своё время служили в армии, охраняя и защищая рубежи нашей огромной страны. Сегодня мы услышим рассказ каждого из вас о папе, рассмотрим фотографии.

( выступления детей)

- В давние древние времена воинов называли рыцарями. «Рыцарь» - это слово происходит от немецкого «всадник». Рыцарь – конный тяжеловооружённый воин. Когда  рыцари не участвовали в военных действиях,  часто соревновались. Эти соревнования назывались турниром. Собственно, турнир – это сражение двух отрядов (иногда число участников здесь доходило до 400). Задача состояла в том, чтобы повалить соперника с коня, отобрать его оружие и щит. Было ещё также известно два типа турниров: джостра – ряд поединков один на один; багордо – маневрирование с оружием в руках. Хотя это был тщательно разработанный дворянский праздник, но здесь всё было похоже на настоящую войну. Звенели мечи, переламывались копья, рвались завязки шлёмов, разлетались осколки щитов, с глухим стоном сталкивались лбами и грудь с грудью боевые кони.

  У рыцарских поединков был специально разработанный ритуал, который передавался из поколения в поколение. Правила турнира включали в себя несколько основных моментов. Большое внимание придавалось оповещению жителей города о предстоящем турнире. Обычно за несколько дней до него по городу несколько раз проезжали гонцы – гарольды, объявлявшие в самых людных местах о предстоящем состязании.

  Интересен был момент въезда дворян-рыцарей в город. Он проходил обычно  как костюмированное шествие, подчинённое той или иной теме, чаще всего военной. Это был не парад участников, а именно театрализованное шествие, которое имело целью привлечь внимание горожан к турниру.

  Прибыв в город, рыцарь вывешивал из окон дома, где остановился, своё знамя и посылал судьям свой шлём и меч как заявку на участие в турнире. Потом следовал парад рыцарей, участников турнира, перед судьями и дамами, которые имели право отстранить рыцаря от участия в турнире, если считали его недостойным. Рыцари, которые прошли такой контроль, приносили клятву соблюдать законы турнира и только тогда получали право въезда на площадь поединков. Она была красочно оформлена и специально оборудована: создавалась площадка для боя, а по бокам – ложи и помосты (места для зрителей).

  Интересно был разработан ещё один момент – вызов на поединок, когда рыцарь бросал перчатку к ногам своего будущего противника и получал на это благословение от своей дамы, которой этот поединок и посвящался.

  К 13 веку было запрещено использовать настоящее оружие. Мечи специально затупливали, на острие копья надевали наконечник.

- Сегодняшний турнир пройдёт под девизом:

                                            «Долой и латы и забрало!

                                              Мы рыцари добра -

                                              И в этом  наша слава!»

- Внимание! Наш турнир объявляем открытым!

(звучит музыкальная заставка)

- В нашем турнире пожелали принять участие 5 рыцарей. Их доспехи – вежливость, любезность, внимание и доброжелательность. Наш турнир посвящён вежливости. Как вы понимаете значение этого слова?

(высказывания детей)

- Как вы понимаете высказывания, помещённые на доске?

(высказывания детей)

- Сегодня мы проверим, кто из участников лучше знает правила вежливости и хорошего тона. Оценивать наших рыцарей будут прекрасные дамы – девочки. Да победит сильнейший!

- Прежде, чем мы начнём нашу конкурсную программу, командам предоставляется право поприветствовать друг друга, но сделать это как можно вежливее.

(команды приветствуют друг друга)

1 конкурс «Разминка»

- Вопрос для 1 команды: «Кого называли рыцарями в прошлом?»

(Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи (латы, кольчуги, шлёмы). Они были вооружены копьями и мечами. Для того чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали юношей скакать верхом на лошади, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они могли держать данное слово, были вежливыми, выручали друг друга в беде, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщине.)

- Вопрос для 2 команды: «Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?»

(Рыцарем в наши дни называют человека, готового на подвиг и самопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь – это тот, кто умеет держать данное слово, кто вежлив, правдив, кто может заступиться за слабого и прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Это тот человек, у которого доброе, но отважное сердце.)

Игра «Волшебные слова»

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого …  («спасибо»)

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …  («добрый день»)

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …  («Спасибо!»)

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь … («Здравствуйте!»)

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим: …   («Простите, пожалуйста!»)

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят …  («До свидания!»)

2 конкурс «Рыцарские манеры»

- В обиходе рыцаря (вежливого воспитанного человека) есть слова, которые мы называем «волшебными». С их помощью можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждая из команд должна будет вспомнить и записать на листе бумаги вежливые слова, которые пока не были названы.

(звучит музыкальная заставка)

- А теперь поговорим о «волшебных» поступках. Каждая команда, подумав, попробует дать ответ на вопрос.

Вопрос для 1 команды: «Откуда пришёл к нам обычай снимать шляпу, когда входишь в дом?»

(Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно путешествовали по стране, облачённые в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлём, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя!». Суровые времена прошли, а обычай, входя в комнату, снимать шляпу, остался. Этим жестом показывают хозяевам, что уважают дом, в который вошли, уважают живущих в нём людей. И это им приятно.)

Вопрос для 2 команды: «Откуда к нам пришёл обычай снимать перчатки, здороваясь?»

(С тех же рыцарских времён идёт обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, человек показывал, что в руке у него нет оружия, как бы демонстрируя, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас, снимая перчатку или варежку, мы показываем  человеку своё расположение.)

Вопрос для 1 команды: «Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?»

(Прежде чем войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице снег или дождь, отряхни шапку и пальто на лестнице, не входи в комнату, не постучавшись. Если в комнате много гостей, не стремись поздороваться с каждым в отдельности – на это уйдёт много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте!». Не садитесь, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей своё место, а себе принеси другой стул.)

Вопрос для 2 команды: «Как вести себя за столом?»

(Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек за столом. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Большинство из правил, написанных в этой книге, очень важны и сегодня, хотя написаны они непривычным для нас языком. Например: «Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало»; «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотишь»; «Над ествью не чавкай, как свинья, и головы не чеши»; «Не проглотив куска, не говори».)

Вопрос для 1 команды: «Как следует вести себя во время спектакля, концерта или другого представления?»

(Минут за 30, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место  соответственно купленным билетам. Не рекомендуется очень громко смеяться, хлопать соседа по плечу и показывать пальцем на сцену, топать ногами, т. е. привлекать к себе всеобщее внимание. Если спектакль не вызывает у тебя интереса, это не значит, что он плохой. Не следует выходить из зрительного зала до перерыва. Этим ты незаслуженно можешь обидеть актёров, помешать другим получать наслаждение от просмотра спектакля».)

Вопрос для 2 команды: «Мама ждёт вас к обеду, а вы опоздали. Что вы скажете маме?»

Вопрос для 5 игрока: «Как вы себя поведёте, если в гостях встретите человека, с которым недавно поссорились?»

(Поздороваться, не показывая неудовольствия.)

3 конкурс «Рыцари скрестили шпаги»

- Быть вежливым – это значит соблюдать правила поведения в обществе, т. е. этикет. Каждой команде сейчас будут предложены этикетные задачи, решая которые, вы определите, как человек должен обращаться к другим людям, как должен вести себя в разных жизненных ситуациях, чтобы не отталкивать от себя другого человека своим поведением и манерами.

Этикетная задача для 1 команды: «Если класс собрался в кино и из-за одного мальчика задерживается, так как он опаздывает. Что этот мальчик должен сказать своим товарищам?»

Этикетная задача для 2 команды: «Дима увидел группу учителей, среди которых была и его учительница. Он крикнул: «Здравствуйте, Мария Ивановна!» Какие ошибки допустил Дима?»

Этикетная задача для 1 команды: «Мальчика остановила бабушка из его подъезда и сделала замечание: «Почему ты со мною не здороваешься?» «Но я же вас не знаю», - ответил мальчик. Кто прав?»

Этикетная задача для 2 команды: «Мальчик подошёл к незнакомому мужчине и спросил: «Скажите, который час?» Какие ошибки допустил мальчик?»

Этикетная задача для 1 команды: «Вы с другом пришли к однокласснику в гости. К вашему удивлению друг стал доставать без разрешения из шкафа книги и рассматривать их, включил музыку, открыл тумбочку, взял игрушки. Твои действия?»

Этикетная задача для 2 команды: «Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?»

(Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Жюри подводит итоги. Победителям вручаются почётные грамоты.

Команды хором произносят клятву рыцарей:

«Клянёмся рыцарями быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день», «до свидания».

Нет в мире выше звания!

Клянёмся рыцарями быть,

 А значит – доброте служить!

- Дорогие наши рыцари! Будьте воспитанными и вежливыми везде – дома, в школе, в магазине, в автобусе. Воспитанный человек и думает вежливо. Он способен сочувствовать другим и помогать слабым не для того, чтобы казаться хорошим, а потому что понимает, как человеку трудно.  Он не разговаривает грубо ни с кем, потому что знает, как это обидно. Он всегда сдержит слово. Таких людей называют ещё порядочными и надёжными. Учиться этому нужно всю жизнь: наблюдать, размышлять, воспитывать себя. Не забывайте об этом!

- Ребята на этом наше занятие подходит к концу. Подумайте и скажите, что нового вы узнали сегодня для себя?  Что было вам уже знакомо? О чём бы вы хотели ещё поговорить?

 

Звучит музыкаль-ная заставка.

Дети выступают  по очереди. В процессе рассказов,  учитель отмечает на карте места службы фла-жком. На доске оформляется выс-тавка фотографий.

На доске помещён плакат с девизом.

Под музыку в класс входят мальчики.

На доске высказы-вания М. Сервантес и Ж.-Ж. Руссо.

Если участников много, то их можно разбить на 2 коман-ды: «С добрым ут-ром!» и «Дон Кихо-ты». В этом случае стоит объявить наз-вания команд.

После того, как ко-манда даст свой от-вет, учитель допол-няет её ответ. За  правильный ответ команда получает 3 балла.

Команды по очере-ди заканчивают сти-хотворные строки вежливым словом. За правильный от-вет команда полу-чает 1 балл.

Команды выпол-няют задание. За каждое правильное слово команда по-лучает 1 балл.

После коллектив-ного обсуждения вопроса в команде, один из игроков даёт ответ. За пра-вильный ответ ко-манда получает 3 балла. Учитель до-полняет ответы ко-манд.

После коллектив-ного обсуждения за-дачи в команде один из игроков даёт ответ. За пра-вильный ответ ко-манда получает 3 балла.

Список использованной литературы:

  1. Праздники в начальной школе/Ред. – сост. С. В. Савинова. Волгоград, 2000.
  2. Кузнецова В. М. Уроки вежливости, Барнаул, 1998.
  3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе, ТЦ «Учитель», 2001.
  4. Брандт М. Ю. История средних веков, М.: Дрофа,2002.

                                               

                 



Предварительный просмотр:

                                                Награждается

ученик 3 класса, получивший звание «Рыцарь» за активное участие в Турнире вежливости.

Будь настойчивым и целеустремлённым, любознательным и смекалистым, честным и чутким, а самое главное – Настоящим Человеком!

             

    Директор школы:                                 /_______________/

     Классный руководитель:                /_______________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Рыцарский турнир вежливости

На данном занятии дети с особыми образовательными потребностями знакомятся с правилами этикета....

Рыцарский турнир вежливости.

Внеклассное мероприятие....

Рыцарский турнир вежливости

Для учеников 4 класса соревнование по вежливости...

Рыцарский турнир вежливости.

С первых дней в школе каждый педагог должен воспитывать у детей вежливость и культуру поведения. На внеклассных мероприятиях мы этому уделяем особое внимание: проводим различные викторины, турниры, бе...

Рыцарский турнир вежливости.Внеклассное мероприятие. Работа с родителями.

         Работа с родителями — один из труд­нейших участков деятельности учителя. Эффективность воспитательной ра­боты во многом зависит от его уме­ния находить о...

Рыцарский турнир вежливости

Сценарий праздника "Рыцарский турнир вежливости" в начальной школе....