Рыцарский турнир вежливости.
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР ВЕЖЛИВОСТИ
Цель: показать как правильно вести себя в обществе, применять правило эстетического поведения в обществе, приобщить и выработать у детей умение общаться.
Ход мероприятия.
"Ничего не обходится так дешево
и не ценится так дорого, как вежливость".
М.Сервантес
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Когда-то очень давно, в средние века, проводились турниры – военные состязания рыцарей. Вы их видели в фильмах. В тяжелых доспехах (меч, щит, латы), верхом на лошадях рыцари соревновались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя собственной славы и прекрасной дамы. Мы тоже сегодня проводим турнир, но не военный, а турнир вежливости, где слово «рыцарь» используется в переносном смысле, а в каком – вы скажете сами.
Учащийся:
Когда – то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.
Ведущий: Я надеюсь, что среди вас тоже можно встретить рыцарей: воспитанных, любезных, культурных, великодушных. Сегодня вам предоставляется возможность продемонстрировать это. Главное, не забудьте, что Игра – это развлечение, проверка сил, дружеское соревнование, а не поединок, в результате которого побежденный умирает, но не от ран, а от злости. Желаю вам удачи!
Турнир объявляется открытым!
Учащиеся:
ПЕРВЫЙ: "Добрый день, дорогие ребята!"
ВТОРОЙ: "Здравствуйте!"
ТРЕТИЙ: "Мы рады вас видеть в этом зале!"
ПЕРВЫЙ: Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование - рыцарский турнир вежливости.
ВТОРОЙ: В нем примут участие ваши сверстники, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
ТРЕТИЙ: Мы желаем им успехов в состязании! Пусть победит сильнейший!
ПЕРВЫЙ: Прошу команды подняться на сцену.
Второй: Команды, вам слово. Представьтесь, ваше приветствие и эмблема.
Выступление команд.
Третий: 1 тур – исторический «Что вы знаете о рыцарях?» После окончания жюри прошу подвести итоги приветствия команд и первого тура.
Вопрос: Кого в прошлом называли рыцарями? Кого сейчас называют рыцарями?
Ответ: Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи ( латы, кольчуги, шлемы ), были вооружены копьем и мечом. Для того чтобы стать рыцарем, нужно пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвышенно относились к женщине. Вопрос: Какого человека мы называем рыцарем в наши дни? Ответ: Рыцарем в наши дни называют человека, готового на подвиг и самопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь тот, кто умеет держать данное слово, кто вежлив, правдив, кто заступается за младших, слабых и готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, кто не струсит перед натиском хулигана. Рыцарем в наши дни называют того кто не боится будничной, тяжелой работы, кто внимателен к своим близким, кроме того, у кого в груди бьется благородное сердце.
ПЕРВЫЙ: Чему учили рыцарей?
Ответ: До 7 лет они воспитывались в семье. До 14-15 лет были пажами при дворе сеньора. До 21 года были оруженосцами сеньора.
Пока жюри подводит итоги, мы проведем разминку с болельщиками и выясним знание "волшебных слов"
ВТОРОЙ: ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА "СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ" 1.Растет даже ледяная глыба От слова теплого....("спасибо") 2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит....("Добрый день") 3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...("Здравствуйте") 4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... ("Спасибо") 5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (прости, пожалуйста) 6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...("До свидания")
ВТОРОЙ: Просим уважаемое жюри подвести итоги конкурсов приветствий и разминки.
ТРЕТИЙ: 2 тур - "Рыцарские манеры". Задание первое - "Волшебные слова". В обиходе рыцаря (вежливого, воспитанного человека ) есть слова, которые мы называем " волшебными". С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Каждый из вас сейчас должен будет назвать по одному такому " вежливому" слову. За каждое названное слово команда получает по одному очку. (До свидания, спасибо, извините....)
ПЕРВЫЙ: Задание второе - "Волшебные поступки " Итак, вы на пороге дома. Вопрос: Откуда пришел к нам обычай снимать головной убор, входя в дом? Ответ: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря хозяину: " Я не боюсь тебя". Прошли времена средневековья, но обычай снимать головной убор, входя в помещение , остался.
ВТОРОЙ: Откуда пришел к нам обычай снимать перчатки здороваясь? Вопрос: С тех же рыцарских времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки! Сняв перчатку, человек показывал, что в руке нет оружия, как бы демонстрируя, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас снимают перчатку из уважения и внимания к человеку.
ТРЕТИЙ: Продолжим наш конкурс. "Ты идешь в гости". Вопрос: Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости? Ответ: Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто еще на лестнице. Не входи в комнату, не постучавшись. Если в комнате много гостей, не стремись поздороваться с каждым в отдельности - ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным только слегка поклониться и сказать "Здравствуйте".
ПЕРВЫЙ: Следующее задание - "Мы идем в театр". Вопрос: За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр? Ответ: Минут за 30, успеть раздеться, пройти в зрительный зал.
ВТОРОЙ: Как быть с мороженым, если ты не успел его съесть, а звонок уже позвал тебя в зрительный зал? Ответ: Выбросить и немедленно отправляться в зал.
ТРЕТИЙ: Просим жюри подвести итоги конкурса " Рыцарские манеры".
ПЕРВЫЙ: 3тур – творческий, конкурс чтецов. Участники читают стихи А. Барто "Рыцари", С. Маршак "Урок вежливости".
Барто Агния Львовна
Рыцари.
В коридоре, в классе ли --
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки:
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжелый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки -- на лавочке,
Парни -- на диванчике.
Урок вежливости
|
ВТОРОЙ: Просим жюри подвести итоги конкурса чтецов.
ТРЕТИЙ: 4 тур – экзамен на вежливость.
Каждая команда будет разыгрывать различные жизненные ситуации и показывать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Ситуации даны на карточках. Команды, подойдите и возьмите по 3 карточки. А пока команды готовятся посмотрите концертный номер.
- Ты звонишь по телефону своему другу. Трубку берет его мама…
- Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть, или она тебе не нужна, или не нравится. Что ты скажешь тому, кто сделал подарок?
- Ты говоришь приятелю, что ваш класс едет на лыжах в лес, и просишь у него лыжи, поскольку у тебя одна сломалась. Что скажет друг, если он тоже собрался покататься с родителями на выходных на лыжах?
- Одни и те же ребята встречаются друг с другом в разное время дня: утром, днем, вечером. Как они будут приветствовать друг друга?
- На перемене учитель разговаривает с кем-то из взрослых, тебе надо обратиться к учителю. Как ты поступишь, что скажешь?
- Учительница поручила ученику взять книги в библиотеке. Мальчик вошел в библиотеку и сказал…
Пока команды готовятся, проведем конкурс с зрителями.
1) вам подарили подарок, ваши действия.
Ответ: Во-первых, за подарок надо поблагодарить, развернуть его при вашем госте. И даже, если у вас эта вещь уже есть, не стоит об этом говорить - можно обидеть человека. Если вам подарили сладкий подарок - конфеты - предложите гостям.
2) Подскажите девочке, как себя следует вести: "Однажды я выходила из гастронома. В одной руке у меня была сумка, а в другой руке портфель. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось ему сказать спасибо, но я не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек в дверях".
Ответ: Надо было обязательно поблагодарить
3) Вот еще одна проблемная ситуация. "К старшей сестре пришла подруга, она на зубного врача учится. Мы пили чай. Я вдруг вспомнил и говорю: "Посмотрите, какая у меня в зубе здоровая дырка". И показал. Сестра меня потом чуть не съела, маме жаловалась, что я невоспитанный. А что я такого сделал?"
Ответ: За столом не прилично показывать раны, болячки и говорить об этом. Можно испортить аппетит, да и вообще не к месту.
4) необходимо ответить на вопрос, как правильно дарить цветы.
Ответ: В подарочном букете должно быть нечетное количество цветов (1, 3, 5...) Букет должен быть завернут в праздничную бумагу, но в момент дарения, бумагу необходимо либо убрать совсем, либо открыть букет наполовину. И, конечно, протягивая цветы, необходимо произнести поздравительные слова.
5) разберитесь в следующей ситуации. Одного мальчика друг привел в шахматный клуб и говорит: "Знакомься". Он стал каждому руку подавать и себя называть по имени. А они смеются. А как же тогда знакомиться?
Ответ: Надо было товарищу, который привел тебя в шахматный клуб представить тебя и назвать имена ребят.
6) "Один раз на вечере меня один мальчик пригласил танцевать, я ответила, что не буду. Он говорит: "Почему?" Я не знаю, должна ли я ему объяснять?"
Ответ: По этикету ты можешь отказаться от приглашения на танец, объясняя причины. Но будет не вежливо, если ты откажешь одному мальчику и пойдешь танцевать с другим.
Итак, предоставим слово нашим командам.
Ведущий: Наш турнир подходит к концу, просим жюри подвести окончательные итоги. А для уважаемых гостей турнира и для наших рыцарей прозвучит песня.
Жюри оглашают итоги конкурса, идет награждение.
Команды произносят клятву рыцарей:
Клянемся рыцарями быть! Всегда "спасибо" говорить, "Добрый день", "до свиданья"! Нет в мире выше званья! Клянемся рыцарями быть! А значить доброте служить, За слабых заступаться. И просто так не драться.
Ведущий: Дорогие ребята, турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, благородные люди, способные прийти на помощь слабому. Никогда не исчезнут настоящие рыцари!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Рыцарский турнир вежливости"
Турнир проводится в форме КВН...
Беседа "Рыцарский турнир вежливости
На данном занятии дети с особыми образовательными потребностями знакомятся с правилами этикета....
Рыцарский турнир вежливости
Для учеников 4 класса соревнование по вежливости...
Рыцарский турнир вежливости.
С первых дней в школе каждый педагог должен воспитывать у детей вежливость и культуру поведения. На внеклассных мероприятиях мы этому уделяем особое внимание: проводим различные викторины, турниры, бе...
Рыцарский турнир вежливости.Внеклассное мероприятие. Работа с родителями.
Работа с родителями — один из труднейших участков деятельности учителя. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от его умения находить о...
Рыцарский турнир вежливости
Сценарий праздника "Рыцарский турнир вежливости" в начальной школе....
Рыцарский турнир вежливости
Внеклассное мероприятие...