Рабочая программа «Социокультурные истоки»
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» духовно-нравственной направленности рассчитана на 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_istoki.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Социокультурные истоки»
Подготовила: Короткова А.А.
Содержание
Пояснительная записка....................................................................................... 3
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности ………………… 4
- Содержание курса внеурочной деятельности ……………………………… .5
- Тематической планирование ……………………………………………………7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» духовно-нравственной направленности рассчитана на 1 год обучения (второго из четырех), ориентирована на обучающихся 2 классов составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2016-2017 уч. год;
- Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»;
Авторской программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»: развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
Задачи курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
— освоение учащимися различных созидательных стратегий взаимодействия на основе осваиваемых социокультурных ценностей;
— личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
— развитие мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.
На изучение курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные УУД
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родной очаг, родные просторы Труд земной и труд души. Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение ткачество. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Гостеприимство. Трудолюбие. Воля. Терпение. Преображение. Мудрость. Надежда.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Родной очаг | 9ч |
2 | Родные просторы | 9ч |
3 | Труд земной | 8ч |
4 | Труд души | 8ч |
Итого | 34 |
Предметное содержание
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода
ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД – в чем его отличие от дерени. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА – о чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение9ч реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку7 в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ И ЖАТВА – народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ – какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе..
ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.
СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА – библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД 2 КЛАССА
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | К/ч | Основные понятия | Активные формы обучения | Видеоряд | |
план | факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Родной очаг – 9 часов | |||||||
1 | Введение в предмет. Имя | 1 | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | Песня Шаинского «С голубого ручейка», иллюстрации родника и радуги | ||
2 | Семья | 1 | Семья – любовь, забота. Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | Портреты знаменитых людей России | ||
3 | Семья | 1 | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | Семейные фотографии детей. Колосок пшеницы. Зернышко. Пословицы о семье. | ||
4 | Род | 1 | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» | «Листок» с родового дерева. Стихотворение И. Смирнова «Смех для всех», рассказ Т. Ломбиной «Письмо бабушке» | ||
5 | Дом | 1 | Порядок, уклад, ритм жизнидома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | Пословицы о доме. Стих-ние Ю. Тенфьюрда «Дом». Песня Ю. Антонова «Родительский дом». Выставка семейных реликвий. | ||
6 | Дом | 1 | Мир вещей. Святыни.Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» | Пословицы о доме. Стих-ние Ю. Тенфьюрда «Дом». Песня Ю. Антонова «Родительский дом». Выставка семейных реликвий. | ||
7 | Деревня | 1 | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | Книга Л. Кузьмина «Сельские дорожки». Стихотворение «Детство». Песня «Деревенька моя» | ||
8 | Город | 1 | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» | Презентация с видами городов и с названиями для изображений | ||
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | 1 | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | Солнышко с лучиками – категориями раздела (6) | ||
2 четверть | |||||||
Родные просторы – 9ч. | |||||||
10 | Нива и поле | 1 | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы.Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | Репродукция картин: Шишкин «Рожь», «На поле Куликовом». Песня «Русское поле» | ||
11 | Нива и поле | 1 | Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | Репродукция картин: Шишкин «Рожь», «На поле Куликовом». Песня «Русское поле» | ||
12 | Лес | 1 | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | Выставка даров леса. Презентация «Лес в разные времена года». | ||
13 | Река | 1 | Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода-Святая вода» | Физическая карта России, картаХМАО, изображения рек. Кроссворд. Песня Шаинского «Улыбка» | ||
14 | Река | 1 | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» | Кроссворд. Песня Шаинского «Улыбка» | ||
15 | Море-океан | 1 | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре«Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | Пословицы о море. Песня Ю. Антонова «Дорога к морю» | ||
16 | Путь-дорога | 1 | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | Песня «Если с другом вышел в путь». Иллюстрация паломников. | ||
17 | Дорога жизни | 1 | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | |||
3 четверть | |||||||
18 | Обобщающий урок«Родные просторы» | 1 | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» | |||
Труд земной – 8ч. | |||||||
19 | Сев и жатва | 1 | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. | 1. Работа в паре«Полевые работы»2. Работа в паре «Пословицы и поговорки» | Пословицы. | ||
20 | Братья меньшие | 1 | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | Иллюстрации животных. Песни о животных. Загадки | ||
21 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы» | Презентация «Ткачихи-рукодельницы» | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | Презентация «Ткачихи-рукодельницы» | ||
23 | Мастера-плотники | 1 | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг«Мастера-плотники» | Иллюстрации плотницких инструментов | ||
24 | Кузнецы-умельцы | 1 | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуём лошадку» 2. Ресурсный круг «Кузница» | Иллюстрации кузнецов и их инструментов | ||
25 | Ярмарка | 1 | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | Иллюстрации | ||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | 1 | Труд земной | 1. Работа в четвёрке«Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг«Ценности труда земного» | Иллюстрации | ||
Труд души – 8 ч. | |||||||
27 | Слово | 1 | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» | Стихотворение о словах | ||
4 четверть | |||||||
28 | Сказка | 1 | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четвёрке «Уроки сказки» 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | Выставка книг (сказок) | ||
29 | Песня | 1 | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четвёрке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поёт» | Слушание народных песен. «Школа – родной дом» | ||
30 | Праздник | 1 | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четвёрке «Смысл праздника» 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» | Видеофрагмент «Праздник в нашем городе» | ||
31 | Книга | 1 | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | Иллюстрации древних книг, букв древнерусского алфавита | ||
32 | Икона | 1 | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» | Иконы Богородичные, Святых | ||
33 | Храм | 1 | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четвёрке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» | Колокольный звон. Презентация «Храмы России» | ||
34 | Обобщающий урок «Труд души» | 1 | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» | Иллюстрации из разных разделов. Чтение стихов о родине, родных просторах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Социокультурные истоки» для 1 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие ш...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 4 класс
Курс «Социокультурные истоки» является комплексным учебно-воспитательным курсом, в основе которого лежит программа духовно-нравственного воспитания в контексте социокультурного разви...
Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 3 класс
Авторской программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных ...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" 2 класс
Рабочая программа по курсу «Истоки» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной программы И. А. Кузьмина, профес...
Рабочая программа "Социокультурные истоки"
Духовно-нравственная направленность...