Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования
статья

Киян Светлана Алексеевна

В статье рассматривается проектная деятельность в рамках дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киян Светлана Алексеевна

 Педагог дополнительного образования,

педагог-организатор

 ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением

иностранных языков

Кировского района, г. Санкт-Петербурга

Проектная деятельность

в практике работы педагога дополнительного образования

На современном этапе развития системы образования педагоги сферы дополнительного образования в большинстве своем обладают высоким уровнем знаний, умений в конкретном виде практической деятельности или предметной области. Многие из них работают на основе авторских образовательных программ дополнительного образования. Вместе с тем специалисты системы повышения квалификации отмечают что в работе педагогов дополнительного образования, педагогическое проектирование пока не нашло достаточно широкого применения.

Проект от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект отличается от исследования тем, что исследование предназначено для получения нового знания, а проект для внесения изменений деятельностного характера в установившуюся практику.

 Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Проект – это «шесть П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое «П» проекта – это его портфолио, в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

Проект с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Главный результат проекта — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.

Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом— мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

План воспитательной работы педагога дополнительного образования

Данная методическая разработка, возможно, будет полезной при составлении плана воспитательной работы педагогами....

«Упражнения для укрепления здоровья ребенка на занятиях вокалом». Из опыта работы педагога дополнительного образования Чугуновой О.Н.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-вокалистов и родителей детей, обучающихся в вокальных коллективах.Цель: укрепление здоровья ребенка путем применения различных упражнений при...

Методические рекомендации по заполнению журнала учёта работы педагога дополнительного образования в объединении ( секции, кружке, клубе)

Данные методические рекомендации призваны помочь руководителям коллективов в заполнении разделов журнала, а также в составлении плана и отчета объединения.Журнал учёта работы объединения является осно...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ " «Использование ИКТ технологий в практике работы педагога дополнительного образования»

«Использование ИКТ технологий в практике работы педагога дополнительного образования»...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Мотивационные факторы и регуляторы в работе педагога дополнительного образования: кейсы для практического занятия с наставляемым педагогом.

Работа с педагогами в последнее время видоизменяется. Мало давать  готовый методический материал педагогам. Надо настроить их на педагогический поиск решения проблемы. Сами нашли - оценили-поняли...