"Проблемы современного начального образования"
статья
Предварительный просмотр:
Проблемы Современного начального образования
Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания будущего человека. Главная функция учителя современной начальной школы – управление процессами обучения, воспитания, развития. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. Каждый учитель должен отчетливо понимать свою главную функцию и предоставлять малышам больше самостоятельности, инициативы, свободы. Следовательно, сердцевина педагогического труда – управление всеми процессами, которые сопровождают становление человека.
В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности. Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формировании базовых основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.
Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. Психологические особенности учеников младших классов могут значительно изменяться в соответствии с условиями, в частности от программы и методов школьного образования. Выяснилось, что ученики младших классов не только способны усвоить сложный теоретический материал, но усваивают его значительно легче, быстрее, чем типовые для этого возраста образовательные программы. Поисково-исследовательская учебная деятельность дает возможность ученику реализовать себя как субъекта учения. Поэтому с самого начала учебной деятельности стимулирует учащегося инициативно включаться в процесс выполнения учебных упражнений.
На сегодняшний день начальное образование России оказалась в довольно сложной и противоречивой обстановке, к деятельности в которой не было готово. Начальная школа пытается преодолеть различие с передовыми образовательными системами других стран, кроме того на нее еще больше увеличивается внешнее воздействие, оказываемое политическими, финансовыми, экологическими, демографическими, информационными факторами.
В совокупности воздействие данных факторов привело к тому, что в России за последнее десятилетие резко изменились характеристики нового поколения, идущего в школу. Прежде всего, ухудшилось здоровье учащихся.Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.
Начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. Конечно, в системе начального образования существуют определенные проблемы: и проблема преемственности программ начального образования, и проблема духовно-нравственного воспитания школьников, и проблема обучения особенных детей, и многие другие, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.
Проблемы начального образования.
Проблема преемственности дошкольного.
Преемственностью называют непрерывный процесс обучения и воспитания ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода; связь между различными ступенями развития.
В начальные классы часто приходят дети с разным уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на процесс обучения, значительно осложняя его, затрудняет процесс адаптации детей.
Проблема педагогических кадров.
Учитель начальной школы во многом определяет судьбу ребенка, помогает развивать его способности, участвует в формирование базовых
основ личности. Выполнить столь сложную задачу может лишь высококвалифицированный специалист, но сегодня ощущается острая нехватка педагогических кадров. На это влияет и непрестижность профессии, и недостаточная заработная плата, и недостаток молодых специалистов.
Проблемы обучения в младших классах сельских школ.
Здоровье младших школьников.
Особую актуальность приобретет проблема детского здоровья. По данным Минздрава Российской Федерации лишь 10% выпускников школ являются здоровыми, 60-70% - имеют нарушение зрения, 60% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Во многом эти результаты зависят от неправильного формирования отношения к здоровому образу жизни еще в младших классах.
Ребенок в начальной школе должен ко многому привыкнуть и приспособиться, ведь учеба — это совершенно новый вид деятельности. Для более успешного обучения разработаны определенные режимные нормы соблюдение которых зависит не только от семьи, но и школы. Неправильное чередование различных видов деятельности, нерациональное питание, снижение двигательной активности, особенно в младших классах, трудности с восприятием новой, более сложной программы могут привести к плохой успеваемости ребенка и развитию различных болезней.
Проблема обучения детей-инвалидов.
В настоящее время дети-инвалиды оказались практически полностью исключены из полноценной общественной жизни. Одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями является образование. Обычные школы не отвечают условиям и требованиям, позволившим инвалидам чувствовать себя комфортно в их стенах. Встал вопрос подготовки компетентных педагогов.
Проблема обучения одаренных детей.
Дети с незаурядными умственными способностями обладают некоторыми особенностями, отличающими их от остальных детей, такими как: способность быстро схватывать смысл различных понятий и положений; способность рассуждать и выдвигать объяснения; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них и т.п. Эти особенности должны учитываться учебными программами, т. к. такие учащиеся способны усваивать их гораздо быстрее, нежели другие дети, и если скорость и уровень обучения не соответствует потребностям ребенка, то может быть нанесен вред его познавательному и личностному развитию. Поэтому сейчас остро стоит проблема разработки методов диагностики детей, с помощью которых можно выявить ребенка с незаурядными способностями.
И так, начальная школа, является одним из важнейших этапов образования. Именно период обучения в младшей школе определяет дальнейшее развитие и реализацию личности ребенка. Начальная школа – основа последующего обучения. В системе начального образования существуют определенные проблемы, но именно поиск новых путей развития должен обеспечить успех в решение поставленных задач.
Наш мир не стоит на месте, развиваются новые технологии, изменяются жизненные ценности, все это меняет и предъявляет повышенные требования к современному образованию, так как оно является основой в развитии личности и будущих успехов в освоении новых вершин, поэтому данная тема всегда будет актуальной.
Список источников
1. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. Изд. 4-е, перераб. М.,
2012
2. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. // Начальная школа.
- 2004 г. - №
3. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Перед современной школой стоят задачи по обновлению содержания и структуры образования. Для этого необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности: учить детей использова...
Проблемы современного экологического образования младших школьников
Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....
Проблемы современного начального образования
В статье описываются некоторые проблемы начального образования....
Проблемы современного начального образования.
Проблемы современного начального образования....
Статья: "Проблемы современной начальной школы"
Начальная школа внастоящее время переживает глубокие изменения. в образование внедряются новые образовательные стандарты, анализируются результаты участия российских младших школьников в международных...
Актуальные проблемы современного начального общего школьного образования.
Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.Начальное образование имеет свои о...
Актуальные проблемы современного начального общего образования
Начальное общее образование в нашей стране представляет собой первый этап общего образования у детей и является обязательным и общедоступным.Начальное образование имеет свои о...