ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В МЕТОДОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (4 класс)

Зенчева Надежда Александровна

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной организации особое место занимает гражданское воспитание и образование. В связи с этим пониманием современного состояния общества возникает необходимость как теоретического осмысления проблем гражданского воспитания школьников, так и работа по созданию условий для гражданского становления личности подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologiya_patrioticheskogo_vospitaniya.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ПАТРИОТИЗМ» В МЕТОДОЛОГИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Зенчева Н.А.

«Знай, что настоящего патриота нашей

Родины можно убить, сжечь, закопать

живым в землю, но покорить нельзя».

В.А. Сухомлинский («Письма к сыну»).

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной организации особое место занимает гражданское воспитание и образование. В связи с этим пониманием современного состояния общества возникает необходимость как теоретического осмысления проблем гражданского воспитания школьников, так и работа по созданию условий для гражданского становления личности подрастающего поколения.

В начале третьего тысячелетия одной из главных задач, стоящих перед нами в процессе формирования демократического общества и правового государства, является задача воспитания личности, которая осознает свои гражданские права и свободы и уважительно относится к правам других людей. Воспитание уважения к правам человека определено в законе Российской Федерации «Об образовании» в числе основных принципов государственной политики в области образования. В России с древнейших времен патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедится в этом, достаточно вспомнить русские былины, песни, сказания и т.д. В “Повести временных лет”, например, имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: “Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам”. Какой же смысл отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавшего наше отечество?

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания. В доказательство этому- слова К.К. Рокоссовского «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых…»

Раскрывая подвиги героев, важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Нестеров и Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавая под страшными пытками военной и государственной тайны! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: “Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живьем в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя”.

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно” ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю Русскую. На их примерах воспитываются идеалы служения отечеству. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Государственные символы оказывают особенное влияние на эмоции, связанные с гражданским самосознанием, патриотическими взглядами в педагогически организованных ситуациях. Государственная символика применяется в целях изучения важных социально-политических проблем, содействует становлению гражданской позиции личности, воздействуя на сознание и поведение.

Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной из главных составных патриотизма. Патриотическое воспитание не допускает проявлений превосходства своей нации над другими, шовинизма, шапкозакидательства и т.п.

Патриотическое воспитание осуществляется на воспитании непримиримости к недоброжелателям и врагам отечества. Какие силы относятся к враждебным для России? В условиях, когда наблюдаются открытых военных действий между государствами или группами стран, враждебными могут считаться и те, кто всячески и всесторонне (экономически, политически, экологически, идеологически и т.п.) подрывают устои России, наносят ей часто непоправимый вред.

Наиболее приемлемой для использования в практике работы школы является классификация направлений патриотического воспитания Ю. Галанина. Автор выделяет следующие направления работы:

1. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению воинских традиций.

2. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

3. Национально-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

4. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.

5. Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Работа в этом направлении в современных условиях, по мнению ученого, затруднена из-за несовершенства нормативно-правовой базы государства [1, с. 15–16]. Следует отметить, что для достижения цели патриотического воспитания, необходимо, чтобы все направления были взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, принципами, формами и методами воспитания.

На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

В течение жизни человека меняются формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. Социальные изменения в нашем обществе заставляют еще раз внимательно подойти к сущности категории социализации [2, c. 7]. К такому предостережению можно отнести утверждение Н.Д. Никандрова о том, что ориентиром социализации являются общечеловеческие ценности, но считает «…более правильным ориентацию на относительно немногие, наиболее значимые ценности, которые и представляют собой обоб щенные цели социализации и воспитания... А сейчас, когда пишут «общечеловеческие ценности», обычно имеют в виду западные ценности…» [3, c. 35– 36].

К сожалению, в некоторых случаях западные ценности воздействуют на современную молодежь больше, чем традиционные устои. Поэтому выстраивать работу по патриотическому воспитанию необходимо в таком ключе, который читается в словах талантливого советского педагога В.А. Сухомлинского: «Наша Родина - это мощное тысячелетнее дерево. Пусть каждый из нас будет не сухой, бесплодной колючкой на этом дереве, а живой ветвью. Помни, что наша Родина никогда не подчинялась ни одному завоевателю. Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как это делали звери фашисты, но покорить нельзя.» [4, c. 11-12]

Нельзя снимать со счетов международный терроризм, который в активнейшей форме проявляет себя. Учитывая сводки новостных лент о вербовке российской молодежи, учитель заостряет нужные проблемы до уровня их осознанного восприятия учащимся, на конкретных примерах показывает учащимся “кто есть кто” и “с кем дружить, а с кем служить”. При этом педагог должен хорошо знать концепцию государственной безопасности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной жизни.

Список литературы

1. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС// Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 13–16.

2. Гревцева Г. Я.,Циулина М.В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты// Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №11. - С.1-10.

#1053;икандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н.Д. Никандров. – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2000. – 255 с.

#1057;ухомлинский В.А. Письма к сыну. М.,1979. – 17 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

«Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных навыков и свойств личности младших школьников».

В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. В ситуации формального равенства сталкиваются дети с разной культурой речевого и эмоционально...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников.

Статья посвящена патриотическому воспитанию младших школьников и условиям, которые необходимы для организации данной работы в школе....

Педагогические условия и средства патриотического воспитания младших школьников

В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творчески...